"САНСАРА" - "ДЫХАНИЯ НЕТ"
Проникнуться музыкой 'Сансары' может только неленивый и любопытный слушатель. Всех остальных на пути к диску 'Дыхания нет' ожидают многочисленные препоны. Екатеринбургское происхождение заставляет огульно заподозрить в 'Сансаре' новых близнецов 'Агаты Кристи' или 'Смысловых галлюцинаций' и так и не найти веских причин для прослушивания малознакомого ансамбля. Потом - засада с названием. В принципе, оно не хуже какой-нибудь 'Нирваны', но в том же бывшем Свердловске имеется еще группа 'Сахара'. Оба коллектива схожи не только названиями, но и уровнем популярности, далеким от того, чтобы путаница прекратилась. Ленивый меломан подумает: 'Это та 'Сансара', которая 'Сахара'? А впрочем, какая разница, все равно неохота слушать ни то, ни другое'.
Если эти препятствия благополучно преодолены, 'Сансара' предлагает новые. Пластинка открывается 45-секундным треком, заполненным неблагозвучными шумами, поименованными 'Входящие (Inbox)'. Вторая дорожка называется 'Save As (Ctrl+s)', и над и без того напуганным слушателям материализуется призрак концептуализма. Песня представляет собой многократно повторяемый солистом Александром Лебедевым рефрен 'Сохранить как, как сохранить': сия глубокая мысль пропевается высоким голосом, напоминающим вокал Макса ИвАнова из 'Торбы-на-Круче', и обильно сдобрена электронного происхождения звуками, неизбежно отсылающими к 'Смысловым галлюцинациям'. К счастью, после этого 'Сансара' смилостивилась над публикой: следующая песня 'Выше, чем облака' оказалась сильным форматным хитом, в которой традиции русского рока изящно смешаны с брит-поповской безысходностью солиста и жестким сэмплерным саундом (на диске есть и более мягкая версия аранжировки). Композиция 'Дыхание', напротив, разочаровывает тем, что забойное начало, в котором парадоксально слышатся отголоски интро 'Увезу тебя я в тундру', оборачивается вялым и заштампованным урал-рок-продолжением.
К пятому треку 'Сансара' вспоминает, что она необычная группа, и помещает на альбом нечто под названием 'Про чаек и ласточек' - неразборчивый бубнеж с нарочитым браком по звуку. Затем идет красивая баллада 'Уголь': сопровождение здесь несколько приглушенное, отчего у слушателя появляется возможность в полной мере насладиться особенностями дикции вокалиста Лебедева. Как ни странно, его картавость и шепелявость звучат вполне органично. Следом - опять эксперимент: 40 перенасыщенных эффектами и искаженным пением секунд из песни 'Раны от звезд'. Похожий прием используется в более продолжительной композиции 'Ты не права': трудноусвояемый скрежет куплета сменяется пострадиохедовским завыванием в припеве. Трек 'Через слово зима' записан совместно с нервной рэп-группой 'Точка отрыва', явно переслушавшей 'Касты': лебедевская лирика звучит на их фоне очень выигрышно. Вообще большинство припевов получились у 'Сансары' ударными: в 'Тепле' и 'Нет и не будет', например, только рефрены и производят впечатление, в отличие от маловнятных запевов. На конец диска группа тоже запасла странностей: это басовитый психоделик 'Future In The Past' и финальная 'Plug In (Выход)'. В целом альбом производит неоднозначное впечатление: похоже, 'Сансара' остерегается любви народной и поэтому постоянно испытывает благосклонных слушателей на прочность.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia