"ФАБРИКА ЗВЕЗД-1" - "ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ. КРУЧЕ НЕ БЫВАЕТ"
Телевидение - это страшный наркотик. На него легко и быстро без надежды на излечение подсаживаются люди с обеих сторон экрана. Последняя самая удачная разработка теледрагдилеров - реальные шоу. Понять, насколько это страшно можно было еще по первой российской ласточке - 'За стеклом'. Людей тогда просто заставили прожить пару месяцев на глазах у всех - и легко сломали им мироощущение. Некоторые из 'застекольщиков', судя по интервью, которые у них еще изредка берут, до сих пор считают себе незаслуженно забытыми VIP-персонами, которым все должны помогать жить. Они не поняли, что с ними просто поиграли - и выбросили. Надо признаться, что так жестоко телевизионщики со своими подопытными кроликами больше не поступали. А участникам 'Фабрики звезд' вообще повезло дальше некуда. Их не только выбрали, одели, умыли, научили, дали работу и показывали ежедневно в телеэфире в довольно выгодном виде, но еще и всех поголовно взяли на работу по окончании проекта, год возили по городам и весям с концертами, снимали им клипы и т.д. Конечно, им пришлось много работать, но это как раз-то проще, чем по заказу ничего не делать. И вот они подводят первые итоги - вышел сборник лучших песен первой 'Фабрики звезд'.
Начнем с хорошего. В большинстве своем, восемнадцать треков - это недурные песни, часть из которых уже заслуженно стала хитами, часть - еще вполне можно раскрутить. Это совершенно неудивительно. Их писал Игорь Матвиенко и сами 'фабриканты', но, думаю, все же под чутким руководством и по 'лекалам'. Поют ребята тоже неплохо: получше многих хотя бы потому, что практически у всех у них есть соответствующее образование, да и совсем безнадежных вокалистов взять просто не могли. Проблем в другом, помимо попавших сюда 'за компанию' Михаила Гребенщикова (он никакой не певец, просто сочинитель белиберды и клоун) и Юлии Бужиловой (она пишет песни и себе, и 'коллегам' и, видимо, только за это ее поддерживают, несмотря на совершенно незвездный имидж), у участников сборника просто нет своего лица. Эти песни мог спеть кто угодно: 'Любэ' ('Плакала береза'), 'Блестящие' ('Море зовет'), 'Че те надо' ('Ой, мама, я влюбилась'), 'Иванушки International' ('Пять тысяч тонн света'). Кстати, слова хита 'Понимаешь' оказались авторства Игоря Сорина. Где-то в загашнике г-на Матвиенко, видимо, ждали своего часа. К сожалению, в сборник вкралась ошибка: вместо драматической дуэтной версии Тоневой-Артемьева на сборнике 'Понимаешь' представлена в бледном исполнении группы 'Фабрика'. Об исполнении 'Корнями' 'We Will Rock You' лучше вообще умолчать.
Дело в том, что в самом названии заложена большая идеологическая ошибка (случайно или намеренно - это вопрос): их делали 'звездами', а не артистами или певцами. То есть теми людьми, которые умеют искусно играть по правилам шоу-бизнеса. Об это все сказано в главном, первом и самом искреннем хите 'Круто ты попал': 'Даже маленькие дети это поняли уже/Песни петь на сцене легче, чем ишачить в гараже/На заводе и на шахте мало-мало платят и не всем/А артист живет богато без забот и без проблем: Снится им ночами сцена, снится им оваций шквал/А твоя мечта сбылася, очень круто ты попал'. На большее никто не рассчитывал: ни продюсеры и сами участники. Никто не собирался развивать их как личности, помогать им расти и взрослеть. Им этого и не надо, им уже и так хорошо, они всего добились. Чудовищно, что эти биороботы и зомби стали кумирами мальчиков и девочек. Страшно себе представить, что будет, если тинейджеры начнут хотеть походить на этих 'звезд' и именно так представлять себе мечту. Это хуже, чем пытаться стать похожей на куклу Барби. Она хоть пластмассовая, с ней родителям бороться легче. Эти же реально существуют. Не отмахнешься. А что могут сказать и дать другим люди, у которых, судя по анкетам в буклете, в голове вместо собственных мозгов - книги Паоло Коэльо, в желудке - Coca-Cola, в руках на фотографиях - бутафорские инструменты, на которых они не играют, а год своего рождения они уже скрывают? НИ-ЧЕ-ГО. Поэтому в обозримом будущем их ждет участь первых 'застекольщиков', только 'соскочить' им будет гораздо сложнее.
Екатерина Алексеева, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia