"БУРАНOFF БЛЮЗ" - "РУССКАЯ РУЛЕТКА"
Несмотря на обилие слова 'блюз' в выходных данных альбома, блюз в чистом виде группа не играет. Буранов и компания не оставили в своей музыке ничего страдальческого и тоскливого. Их блюз до крайности энергичен, тяжел и больше смахивает на рок-н-ролл. Свой жанр они обозначают словосочетанием 'байкерская музыка'. В принципе, это многое объясняет, хотя и несколько заужает команде творческие горизонты. Хриплый голос вокалиста, довольно циничные тексты и продолжительные 'соляки', делающие хронометраж песен неприемлемым для радиоэфиров, неплохо соответствуют явлению под названием 'байкер на отдыхе'. Поскольку мало кто видел байкеров за работой, под отдыхом я здесь подразумеваю состояние, когда верный железный конь ждет у входа в заведение, а хозяин мотоцикла разгоняется пивом и закуской под настоящую мужскую музыку. Выглядит байкер не хуже своего мотоцикла: длинные волосы, косуха как произведение искусства, кожаные штаны и - главное - взгляд, выражающий полное превосходство над окружающим миром обывателей. Байкер даже без мотоцикла может пройти сквозь толпу, ее не заметив. Чувство собственного достоинства у этих людей возведено в абсолют, именно поэтому совершенно невозможно представить байкера, лихо отрывающегося в рок-н-ролльном танце под бурановскую 'Неделю рок-н-ролла'. Может быть, где-то в своих 'корпоративных' клубах типа 'Секстона' они делают это, но увидеть такое простому смертному почти нереально. То есть, либо бурановская группа не вполне соответствует определению 'байкерской музыки', либо она тоже входит в тайное сообщество и оценивать ее, не будучи вхожим в оное, - занятие вполне безнадежное.
Так что оставим байкеров в покое: в конце концов, диск 'Русская рулетка' вполне пригоден для прослушивания в четырехколесных средствах передвижения (только не в пробках!) и для использования на обычных, небайкерских пивных вечеринках. 'Блюз вернулся', вопреки названию, - вовсе не блюз: трек начинается музыкальным приветом 'Дыму над водой', а продолжается тяжелым буги с типичной такой дорожной тематикой: 'блюз на колесах, блюз по встречной, блюз-дальнобой'. Кстати, Буранов вообще уважительно относится к классике: вступление к 'Оглянись' напоминает 'Stairway To Heaven'. 'Кошкин блюз' больше похож на заявленный в заголовке стиль: интересно, что текст действительно повествует о кошке (это такое домашнее животное), а не о какой-нибудь стройной подруге байкера. Зато вот тягучая хардовая песня 'Пьем за блюз' и не обещала быть блюзом - он здесь просто используется как повод выпить. В композиции перечисляются и другие поводы, увенчанные оптимистичным выводом: 'Мы водку выльем в таз, но не сейчаз'. О любви брутальные блюзмены тоже иногда поют, но своеобразно: в песне 'Клей', например, это чувство сравнивается собственно с клеем. А вообще диск 'Русская рулетка' может отчасти заменить страдальцам горечь утраты 'Открытого радио'. К сожалению, только на час.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia