САУНДТРЕК К ФИЛЬМУ 'ВОЗВРАЩЕНИЕ'
Фильм 'Возвращение' на наших глазах претерпел несколько метаморфоз. Из малозаметной продукции локальной компании 'Ren-фильм' он внезапно превратился в фестивальную сенсацию из России, обладателя 'Золотого льва' прошлогоднего Венецианского кинофестиваля. Автор 'Возвращения', никому не известный режиссер Андрей Звягинцев в одночасье стал важнейшим деятелем отечественного кинематографа, культуры и вообще. Фильм получил прокат, чего бы с ним никогда не случилось, не будь победы в Венеции. На него сходили люди, которые не посчитали возможным пропустить зрелище, отмеченное европейским жюри. И моментально стало совершенно невозможно оценивать картину как картину, а не как официально зафиксированное и награжденное престижной статуэткой культурное явление. Получив важную цацку, 'Возвращение' из очень и очень сомнительного с кинематографической точки зрения зрелища превратился во что-то, в чем принято искать - и непременно находить! - внутреннюю драматургию, потусторонний, коль нет посюстороннего, сюжет, скрытые смыслы, философские пласты. Откуда взялся отец (не из тюрьмы ли), куда они едут (не за воровским ли общаком), был ли он вообще или это просто образ неумолимого взросления мальчишек - вот какие вопросы после венецианского триумфа взволновали матерых критиков, которые в другое время просто не заметили бы никакого 'Возвращения'. А когда критики высказались, пришла очередь коммерсантов, постаравшихся конвертировать европейское признание в россыпь звонких российских рублей. Думается, для 'фестивального кино' 'Возвращение' очень неплохо продалось на VHS и DVD.
И вот, когда страсти по Звягинцеву будто бы улеглись, коммерсанты звучно хлопнули себя по лбу и вскричали: а про саундтрек-то мы забыли! Возможно, мысли о саундтреке приходили в их загруженные бизнес-планами головы и раньше, но ни к чему реальному не приводили. Потому что нет в фильме никакой музыки, не из чего делать саундтрек! Вот и не делали. Однако на исходе посттриумфального года мысль о недополученных кем-то трех копейках стала совершенно невыносимой. Так появился этот альбом. Справедливости ради надо сказать, что 'Мистерия звука' в очередной раз издала пластинку очень красиво: в коробочке super jewel box, с роскошным (правда, малоинформативным) буклетом, в строгой зеленой 'суперобложке'. Так, должно быть, и нужно представлять фильмы-лауреаты, но в случае со звуковыми дорожками к ним пафос может оказаться неуместным. 'Мистерия' завернула в роскошную обертку обыкновенную пустышку. 50 минут диска состоят из шумов фильма - дождь, плеск волн, разговоры шепотом, просто тишина, - иногда разбавляемых так называемой музыкой Андрея Дергачева, композитора, не знающего нот, но немного овладевшего синтезатором. Дергачев извлек из устройства некоторые булькающие звуки и сказал режиссеру фильма, что это называется 'эмбиент'. Вот, собственно, и все. Если для мутной, медленной, тревожной ленты неизвестно о чем данные звуки более-менее подходили, то в качестве самостоятельного продукта они вызывают у потребителя стойкое ощущение обмана. Впрочем, к 16-му треку композитор сподобился произвести на свет внятную мелодию. Символично, что она называется 'Титры - финал'. Но если до титров не доживете - не страшно. Саундтрек же европейских призов не получал, значит, и слушать его для 'культурного человека' - не обязаловка.
Рита Скитер, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia