ИГОРЬ КУПРИЯНОВ - "АДРЕНАЛИН" *
Это очень печальная история, но я ее все-таки расскажу. Через некоторое время после феноменального успеха грампластинки "Переступи порог" в группе "Черный кофе" произошел раскол. В 1990 году из коллектива ушел второй после Дмитрия Варшавского человек — басист, бэк-вокалист и автор баллады "Я ищу" Игорь Куприянов. Расходились, как полагается, с публичным битьем посуды. Куприянов назвал свой сольный проект "Кофеин", как бы намекая на то, что "Черный кофе" без него лишается самой важной составляющей. Один видный рок-журналист того времени даже написал, что группу Варшавского он слушал только за-ради бас-гитары Куприянова, а все остальное в "Черном кофе" - полный отстой. Дима с Игорем еще попереманивали друг у друга музыкантов, а потом Варшавский уехал в Америку, расчистив Куприянову "поляну", но тот не сумел воспользоваться отсутствием конкуренции. Позже лидер "Черного кофе" вернулся, возродил группу, но не повторил с ней и двадцатой части успеха конца 80-х.
Первый альбом Игоря Куприянова после ухода прозрачно назывался "Попытка к бегству". Попытка не удалась — сейчас и на дисках, и на сайте он указывает название бывшей группы сразу после своей фамилии. Коммерческих радостей это ему приносит немного, как, впрочем, и Варшавскому - бренд "Черный кофе" без приставок "экс". Дмитрий сегодня — православный хард-рокер довольно мракобесного толка. Игорь — скрывающий свой возраст (почти 50), безуспешно косящий под мачо с гитарой производитель олд-рока. Конкурировать друг с другом они способны только в номинации "кто сегодня выглядит более несуразно". Ни тот, ни другой не могут (или не хотят) понять того, что цепляться когтями за прошлое бессмысленно. Триумф "Переступи порог" стал следствием потрясающего стечения обстоятельств — колоссального интереса к хеви-метал, поддержанного фирмой "Мелодия", готического шрифта обложки, шагановского текста "Владимирской Руси" и т.д. Звезды сошлись так, как никогда уже не сойдутся. А начинаешь их двигать самостоятельно — вылезают то комический клокочущий рев Варшавского, то его лысина, то слишком мальчишеский тембр Куприянова, то восьмидесятнические лосины, то покончивший с собой гитарист "ЧК" Кудишин, то недостаточный талант авторов "кофейных" песен, то просто дурной вкус музыкантов довольно средней группы, которой однажды повезло, но больше не повезет.
Игорь Куприянов на полном серьезе пытался раскрутить песню, в которой перечислялись женские имена из его записной книжки, и жил с юными фотомоделями. Его свежий альбом "Адреналин" странным образом сочетает в себе задор юношеского поп-панка с нарочитой немодностью мелодик-рока. То есть автор, видимо, пытается нашуметь рок-н-ролльного драйва, но детали для его песен выточены на отечественном заводе лет двадцать назад. Они и тогда-то были не очень пригодны для использования, а теперь вызывают примерно такое же чувство, как продукция Волжского автозавода: вроде бы надо восхищаться, что она еще и ездит, но кроме раздражения, ничего не испытываешь. Куприянову к тому же удалось создать одну из самых кошмарных обложек в истории звукозаписи: здесь ужасает всЈ - от шрифта надписей до рисунка, в котором фигурируют и сердце, и мотор (не иначе, пламенный). В редчайших лирических треках исполнитель напоминает некоторое подобие другого блондина - Александра Иванова, в остальных номерах — 50-летнего поп-панка, задорного, но так и не научившегося писать хиты. Быстрые композиции вроде бы способны ненадолго взбодрить энергичностью, но запоминаются они, увы, только крайне неудачными текстами, зачем-то полностью вынесенными в буклет. "А бомжи побежали вскачь — это городской жесткач"; "Твое тело, словно волны, над которым я ветер вольный, и оно меня помнит и знает, и своею волною ласкает"; "А для тебя адреналин, фары на встречной, шансов ноль, а для тебя адреналин, и не спасает алкоголь"; "Вместе мы победим, мы едины в этой битве. Вместе мы победим в счастье, горе и молитве". Победить в молитве — это как? Рэп-баттл среди священнослужителей? Впрочем, нет резона ловить поэта на смысловых неувязках — они тут встречаются буквально через строчку. Видимо, тексты для этой музыки не главное. Запоминающиеся мелодии — тоже не главное. Модные тенденции — тоже мимо. Рецензент пасует в попытке отыскать в альбоме что-то хорошее. Ну вот разве что сыграно всЈ недурно. Но решающего значения это уже не имеет.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia