Глеб Самойлов и Matrixx - "Прекрасное жестоко" ***
Комментируя распад "Агаты Кристи", Владимир Шахрин высказался так: "Изначально в "Агате" образовался волшебный треугольник. Поэт Глеб Самойлов, очень музыкально эрудированный Саша Козлов и технически очень подкованный Вадик Самойлов. Один придумывал суть, второй придумывал упаковку, а третий все это вместе соединял и делал продукт. Как только не стало Саши Козлова, я уже почувствовал потерю музыкальной составляющей. Думаю, поодиночке каждый будет ехать на своем коньке, и каждому будет очень сильно не хватать остальных".
Александр Козлов уже никогда ничего не напишет, Вадим Самойлов пока обнародовал только один трек, мало похожий на музыку "Агаты", а поэт Глеб очень оперативно выпустил дебютную пластинку своего нового проекта. Собственно, от последнего состава "Агаты Кристи" Matrixx отличается в одном пункте — вместо Вадима Самойлова в группе играет гитарист Валерий Аркадин. Беда же пришла, откуда не ждали. В музыкальном отношении "Прекрасное жестоко" вполне состоятельно, а вот от текстов Глеба можно и нужно было ожидать много большего. Поэт же повел себя, как люмпен, получивший полную свободу действий: кроме давно известной тяги к изучению смерти, наркомании и извращений, Самойлов-младший не отказал себе в удовольствии прокричать слово "жопа" и слово "бл…ь"; чтобы имидж разбушевавшегося дошкольника стал полным и окончательным, не хватает только страшного обзывательства "пиписька". Из 24 треков шесть представляют собой стихи без музыкального сопровождения, что роднит пластинку с некоторыми альбомами "Гражданской обороны". А по концентрации трэша и угара диск стремится к эталонным образцам от "Коррозии металла". Есть и содомия, она в одноименной песне рифмуется с "mamma mia".
Вышеописанное должно было дать в сумме веселый альбомчик, вполне соответствующий своему концептуальному названию. Однако встречающиеся здесь качественные дикости, весомые мелодии и истеричные вокалы то и дело вступают в противоречие с чрезмерной поэтической отвязанностью автора — как правило, оправданной в той же степени, в какой можно ожидать подросткового бунта от 40-летнего мужчины. У талантливых авторов, разумеется, есть право иногда брякнуть глупость — но в этом альбоме поэт Глеб Самойлов, похоже, вычерпал этот лимит до дна. "Прекрасное жестоко" болтает слушателя, как на американских горках. После стихотворного вступления следуют пост-"агатовские" боевички "Такой день" и "Жить всегда" - в последнем озадачивает многократное упоминание ФСБ. Трек "В открытый рот" запоминается рефреном "парампампабау", одной из настоящих стихотворных удач Глеба на этой пластинке. Декламируя следующий стишок "Дерьмо", г-н Самойлов переходит на ускоренный кукольный голос, а затем таким же способом поет песню "Один из нас", ближе к финалу которой звучат слова "я мразь и педераст — один из вас". Игра на понижение продолжается в стишке "Друг и драг", заканчивающемся поистине детсадовским двустишием "с другом или с драгом, с кем же, бл…ь, дружить". Следом идет вступление, напоминающее лучшие образцы творчества "Агаты Кристи"; увы, мелодия "Сердца и печени" обезображена дурацкими текстовыми проходами вроде "печень так бухала, печень задолбала". Песенка "Любовью" начинается в кои-то веки весьма удачным образом "комната залита кровью, я занимаюсь любовью", но к финалу доходит до предсказуемо "провокационной" рифмы "сто вагин, а я один". Очередной взлет происходит в треках 13 и 14: "В дверь стучат" оказалась убойным техно-дэнсом, а "Исход" - кукольным фолк-рэпом. Но после этого Глеб Самойлов продолжает отчаянно ломиться в открытую дверь, в угаре выкрикивая сомнительные фразы "герой - башка с дырой", "никогда не надоест педофилия, содом и инцест" и "последняя заря — всЈ остальное зря". К концу пластинки отчаянно надоедают и педофилия, и содом, и инцест, и заигрывания с электроникой, и использование "агатовских" наработок, и натужные попытки проявить самостоятельность, и особенно бесхитростные стихи на тему пороков. Право слово, мы ждали от Глеба Самойлова большей компетентности в этом вопросе.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia