Умер бывший солист «На-На» Владимир ЛёвкинУмерла актриса Светлана СветличнаяКрис Прэтт стал отцом в четвертый разСкончался пресс-секретарь певца Shaman Антон Коробков-ЗемлянскийАкула стала мамойУмер продюсер и композитор Куинси ДжонсМарго Робби родила сынаАлександра Даддарио стала мамой на ХэллоуинПротив Гуфа возбудили уголовное дело о грабежеСати Казанова стала мамойГлюкоза назвала свое задержание в аэропорту заказом влиятельного человекаКлава Кока рассталась с Александром Повериным«Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик»: грандиозный симфонический концерт во славу гения Чайковского пройдет в БКЗ «Октябрьский»Участник One Direction Лиам Пейн погиб в АргентинеАгата Муцениеце пожаловалась, что ее сын хочет остаться с Павлом ПрилучнымМария Луговая родила Сергею Лавыгину сынаРоссийские стриминги будут маркировать музыку иноагентовУмер композитор и певец Вячеслав ДобрынинАни Лорак получила предложение руки и сердца в день рожденияУмерла актриса Мэгги Смит

«АВИА» – «Всемъ!» ****

«Союз мьюзик»/Zenith. Релиз диска состоялся в июне.

«Для правильного понимания произведений «АВИА» требуется политическая грамотность, знание азов пролетарской культуры и тонкое чувство юмора. Программа коллектива – боевитость, конструктивность, оптимизм. Артисты «АВИА» перестраивают светлое здание искусства новой эпохи. Таково веление времени».

Это выдержка из напечатанной по тогдашнему обыкновению на задней обложке аннотации к виниловой пластинке «Всемъ!» (ВСГ «Мелодия», 1988). Ныне этот артефакт позднесоветской эпохи бережно переиздан лейблом Zenith – что весьма кстати, ибо выжившие члены «АВИА» как раз воссоединились. Возможно, «репринт» единственного диска-гиганта в коллекции группы поможет ответить на вопрос, зачем она возродилась. А также на вопрос более глобальный: что это было?

Название группы «АВИА» - обратите внимание, ударение на второй слог – расшифровывалось как «Анти-ВИА». Уход от теперь уже подзабытой, а тогда опостылевшей эстетики вокально-инструментальных ансамблей выходцы из «Странных игр» Николай Гусев, Алексей Рахов и Александр Кондрашкин осуществили с помощью сколь простой, столь и радикальной меры: на сцене под музыку «АВИА» маршировали и показывали пластические этюды полтора десятка физкультурников во главе с шоуменом-хореографом Антоном Адасинским. Шоу выглядело то ли пародией на постреволюционные агитбригады, то ли ожившими «Окнами РОСТа». Нужно ли объяснять, что в наивные перестроечные годы все это запросто сошло за «светлое здание искусства новой эпохи»? «АВИА» стали показывать по телевизору, а песня «Я не люблю тебя!» даже стала хитом – и не столько благодаря «ротациям», как бы это сейчас назвали, сколько из-за необычного рефрена: непуганый зритель «Утренней почты» искренне проперся от того, что музыканты не признаются в любви к лирической героине, как все коллеги, а наоборот.

Похоже, с визуальной составляющей «АВИА» тогда все-таки переборщили: аббревиатура до сих пор ассоциируется с лысым Адасинским и марширующими фанатами Маяковского, а из всей музыкальной составляющей вспоминаются разве что строки «композитор Зудов, творчеством томим, вот мотив несложный, сочиненный им». В переиздании ничто не указывает на былую массированную сценографию «АВИА», в буклете нет ни одной фотографии, однако сконцентрироваться на музыке у тех, кто видел ролики группы, все равно не получится – воображение услужливо дорисовывает несколько зловещие «танцы на субботнике». Если все же абстрагироваться от отсутствующего видеоряда, то придется предположить, что группе «АВИА» повезло – в любое другое время ее творчество оказалось бы слишком экспериментальным. Гусев, Рахов и Кондрашкин свалили в одну кучу все свои разнообразные музыкальные интересы – от электроники до джаза, от тоталитарного рэпа до новой волны, - добавили абсурдных текстов (вот на что неподготовленному слушателю нужно было «тонкое чувство юмора»), и этот сложновообразимый микс зритель бросился впитывать прямо-таки с детской открытостью и самоотверженностью. «АВИА» и не думали под кого-то подстраиваться – они явно играли как могли, кое-где, пользуясь открывшимися возможностями, вводя в музыку даже больше сумасшедшинки, чем предполагал хороший вкус. Впрочем, именно благодаря безумству «Весенней массовой» или «Уроков русского языка» группа войдет в историю русской экспериментальной музыки. Массовой популярности никакие другие проекты участников «АВИА» впоследствии не добились, продолжая развивать свои идеи уже в андеграунде. Рахов, например, создал группу «Deadушки», которую критики одно время называли «русскими Prodigy», забывая, что в нашу массовую культуру и английские Prodigy не очень вписываются.

Алексей Мажаев, InterMedia

«Серебро» - «Перепутала» ****

2015, «Монолит»

Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.

Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.

Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.

Алексей Мажаев,InterMedia

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам

Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.

Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.

«Иван Купала» - «Родина» ****

«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.

«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.

Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».

При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.

Алексей Мажаев, InterMedia 

β 16+