Марина Девятова - «Я счастливая» **
«Квадро-диск». Релиз диска состоялся в ноябре.
Если бы не контракт с компанией FBI Music, мы бы знали о певице Марине Девятовой гораздо меньше. Пошедшая по стопам своего отца Владимира Девятова исполнительница эстрадного фолка, возможно, мелькала бы в каких-нибудь сборных концертах на канале ТВЦ, ну и на Дне города Луховицы была бы желанным гостем. Однако сотрудничество с известным продюсерским центром автоматически делает Марину участницей большого шоу-бизнеса: так, например, нас постоянно информируют о том, как г-жа Девятова проводит отпуска, и сообщают расписание выступлений певицы на городских праздниках. О факте выхода ее альбома мы, правда, узнали только при виде самого альбома – но ведь кто-то же позаботился и прислал компакт, за что спасибо. Заодно удалось понять, что именно поет Марина Девятова – рассылки FBI Music не очень-то просвещали нас на этот счет, а общеизвестных хитов за ней как-то не числилось.
С первых же треков диска «Я счастливая» вопрос, «что она поет», сменился вопросом, «зачем она это делает и тем более фиксирует это на пластинке». Обладая вполне хорошим, годным для фолк-жанра голосом, Марина даже не пытается заняться этно или world music или поизучать аутентичное народное искусство. Зато ориентиром для нее служат румяные исполнительницы фолк-песен в эстрадных аранжировках – спрос на такую «музычку под водочку», как ни крути, есть, а Бабкина с Кадышевой, как ни крути, уже в возрасте, так что пусть публика привыкает к их потенциальной смене. Впрочем, заменять старших, которые еще вроде как ого-го, Марина Девятова не торопится, поэтому собственного яркого репертуара у нее нет. То бишь он есть, но не яркий и полноценного компакт-диска вряд ли заслуживающий: после вполне банальной заглавной песни артистка демонстрирует несколько народных композиций. Неудачный эксперимент с «осовремененной» аранжировкой «По морю, морю» сменяется вполне традиционным застольным набором: «Черный ворон», «Ой, то не вечер», «Цыганская», «Калинка» и т.д. Марина поет их вполне профессионально и ровно так, как ожидают слушатели – в караоке ее результат явно будет близок к максимальному. Расправившись с расхожей русско-цыганской «фолк-классикой», Девятова переходит к «песням народов мира»: «Розпрягайте, хлопцi, конi», «Рэчанька» и «Иванэ, Иванэ» доказывают, что она столь же уверенно чувствует себя в украинских и молдавских песнопениях. На этом девушка не успокаивается: «Танец солнца и огня» оказался задорной перепевкой «Хавы нагилы», причем сложно не уловить иронии в том, что русский текст написал Карен Кавалерян. Дабы никаких сомнений в стилистической всеядности Марины Девятовой не оставалось, трек-лист дополнен также «Молодым моряком», который, хоть и авторский, давно почитается за народный, мюзиклообразной «Молитвой» на стихи Лермонтова, дуэтом с Петром Дрангой «В роще пел соловушка» и еще несколькими народными и псевдонародными песнями.
В итоге ничего нового мы на диске как бы не услышали, зато приняли сигнал к устроителям корпоративных вечеринок с уклоном в фольклорное веселье. Если вы не хотите веселиться под красиво раздетые герлз-бэнды… если для вас слишком дорого заказать актуальных поп-рок-артистов… если вы надеетесь и рыбку съесть, и приобщиться к проверенным веками песням – звоните Марине Девятовой и ее продюсерам. Гарантированы строгие фольклорные юбки и платочки, традиционное исполнение, варьирование программы в зависимости от национального состава веселящихся, пение с хором пьяных сотрудниц бухгалтерии, да и «Хава нагила» на русском, в конце концов.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia