Сергей Галанин: «Мы живем вне шоу-бизнеса, нас никто не торопит»
О КОНЦЕРТЕ С ОРКЕСТРОМ «ГЛОБАЛИС», КОТОРЫЙ СОСТОИТСЯ 29 НОЯБРЯ
— Мы не часто делаем такие концерты с оркестром, скорее, привыкли играть «Би-2». Зато, честно признаюсь, когда услышал свои песни в новом звучании, некоторые даже снова полюбил. Скрипичная история все-таки не просто так придумана человечеством. Она по-другому влияет на слушателей. Иногда электрогитара напрягает, особенно людей с классическим образованием. А к скрипке притягиваются, начинают слушать слова, а не только музыку. Смысл-то рок-н-ролла не только в музыке, а в симбиозе музыки, ритма, слова — всего вместе, как у кубика-рубика.
КАК ГОТОВЯТСЯ К КОНЦЕРТУ?
— Мы готовим выступление, достойное такой аудитории и площадки. Зрители Дома музыки, к тому же театрального зала, уже заранее знают, что там бывает. Например, концертный зал «Россия» собирал пятьдесят процентов зрителей только потому, что это ГЦКЗ и находится в центре. Народ в столице в центре, гуляет по Красной площади и решает сходить на концерт, потому что интересно. Красивый зал, достойное звучание — и зрители всегда оставались довольными. У меня так с театром. Могу ходить в театр бесконечно, на все подряд, в самой даже неудачной постановке ловлю положительные моменты. Иногда зрители выходя, строят что-то из себя: «От него такого не ожидал. Не дотягивает. Уже не тот». У меня такого после спектакля не бывает, все равно это живая игра, кто-то да дает дрозда. Так и в Доме музыки уже все знают, что в любом случае будет живая история.
КАК БУДЕТ ПРАЗДНОВАТЬ ПРЕДСТОЯЩИЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ?
— Мы редко используем дни рождения для привлечения внимания. Если только юбилей, серьезную дату, как было год назад в Crocus City Hall. Другое дело, что для клуба, для посетителей — это всегда фишка, и я никогда этому не противлюсь. Сами мы праздники отмечаем по-другому: без музыки и с горячительными напитками. В этот раз получается совпадение: вновь открывается Music Town, замечательная рок-н-рольная площадка, что решено совместить с моим днем рождения и концертом «СерьГи». Думаю, сделаем просто большой хороший концерт: сыграем песни, которые редко исполняем, а также какие-то из песен наших друзей, что сейчас делаем довольно часто: «Белый колпак» «Бригады С», «Я рисую на окне» «ЧайФов», «Кто виноват» «Воскресения», «Синюю птицу» «Машины Времени», «Казанова» Вячеслава Бутусова. Где-то эти песни уже звучали в нашем исполнении, когда мы участвовали в каких-то записях, снимались для «ящика», как, например, в «Достоянии республики» на Первом канале в прошлом году. «Чижа» обязательно сейчас играем. «Еду, еду» — замечательная песня, а в исполнении Евгения Маргулиса, Сергея Чигракова и «Серьги» она звучит еще замечательнее: автор играет ее сдержанно, романтично, а у нас она более динамичная и подвижная. Владимира Семеновича Высоцкого, кстати, тоже часто играем. К творчеству Высоцкого я лично отношусь с трепетом, считаю, что оно необходимо. Песня «Лирическая» нами еще не записана, но мы давно играем ее на концертах. Я в свое время у Никиты Высоцкого спросил на это разрешение. Она — одна из лучших баллад о настоящей любви. И когда мы начинаем «Здесь лапы у елей дрожат на весу» — сразу между людьми начинается некое единство. Настоящая песня, настоящая.
О СВОЕМ УЧАСТИИ В КОНЦЕРТЕ В ЧЕСТЬ 75-ЛЕТИЯ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО
— Да, нас уже пригласили. Но я стараюсь не говорить о запланированных вещах конкретно, так как они не всегда срастаются. Вот у нас должны была быть съемка на «Первом канале» в память о Викторе Цое, но по разным причинам она не состоялась. Хотя мы уже готовились, с Гариком репетировали, собирались спеть песню «Битник». Также мы подготовили песню «Малыш» — для людей, кстати, открытие, что это песня Цоя, а не Ильи Лагутенко, так в свое время она прошла ярко в исполнении «Мумий Тролля». Сейчас мы в этом смысле наводим порядок, расставляем исторические акценты.
О ДУЭТАХ
— У меня была целая пластинка дуэтов, и в том году на двух альбомах к моему полтиннику тоже вышли дуэты. Меня уже поджуживают друзья и журналисты: «Давай вторую пластинку дуэтов сделаем!». С одной стороны, это неплохо, а с другой — такой геморрой. Все готовы, говорят: «Да!», — а в итоге попробуй всех собери. Из последних совместных проектов — с «Би-2»: участвую в дуэте с Настей в качестве аранжировщика на пластинке «Нечетный воин-3». У меня ведь ни одного дуэта с девушками так и не случилось, так вот с Настей поработал.
С КЕМ ИЗ ДЕВУШЕК ХОТЕЛ БЫ СПЕТЬ?
— Я бы с удовольствием с девушками спел. Насчет эстрадных звезд — не знаю, непонятно, во что это выльется. Если только будет какая-то специальная съемка, шоу, как это вышло с песней «Берегите лес». А дуэты хотелось бы с рок-девушками записать: с Пелагеей, Земфирой, Юлей Чичериной, Дианой Арбениной, Светой Сургановой. В принципе у меня есть одна песня. Она уже три года лежит и ждет своего часа. В ней есть момент, где должен звучать женский вокал, присутствовать женская энергетика, чувство. Хорошая песня, очень лирическая, под названием «Когда деревья были большими»: «Я влюбился в тебя по-новой //Я тебя обнимаю крыльями // Мы вернулись в то время клевое // Туда, где деревья были большими» (поёт).
О КЛИПЕ НА ПЕСНЮ «ТЫ СНОВА УШЛА»
— Мы его уже сняли, но видео немного не доделано. Все-таки сейчас, если снимаешь клип, надо это делать нормально. Я же не могу просто выйти перед камерой в боа с какими-то накрашенными красотами на лице. Мы живем вне шоу-бизнеса, нас никто не торопит. Пока эта песня живет сама по себе, в Интернете, под фотографией. У нас снимается Андрей Мерзликин. Это история одинокого человека, одинокого в данный момент. Я так трактую свой конечный рефрен: «Да много ль я знаю о том? // Да ни хрена я не знаю». Потому что когда человек как барин предъявляет претензии женщине, к тому же любимой, и говорит: «Ни хрена ты не знаешь», то как тут может что-то получится? Ты себе сначала задай этот вопрос. А раз он его задает, то есть надежда, что они снова будут вместе.
О СВОЕМ УЧАСТИИ В АКЦИИ В ПОДДЕРЖКУ МУЗЕЯ СОЛИ В СОЛИКАМСКЕ
— У нас есть хорошие друзья в Пермском крае. Они рассказали, что в Соликамске музей погибает. Я приехал их поддержать. Самое интересное, что по дороге сочинил песню, хотя меня об этом никто не просил: «Про чудный Соликамск пою я песню // Мне не приходилось раньше здесь бывать// Все, что я узрел, не то чтобы интересно // Пробурили сердце вы мое — стихом не передать». Просто стал читать о городе, о музее — и под воздействием этой информации появилась песня. Соликамск — компактно-районный город, стоит на реке Каме и ее притоках. Раньше он был активным городом, где добывали 50% соли Российской империи. Здесь огромное количество памятников федерального значения — православных храмов и церквей, архитектуры. Музей — это бывший завод, который закрылся в 70-х годах. А деревянный завод, памятник деревянного зодчества, закрылся еще раньше. Все это стоит под открытым небом и гниет. Прямо стоят корпуса, амбары, скважина. Здесь соль добывалась, отстаивалась, хранилась. Это интересно. Если все привести в порядок, то туристы потянутся. Особенно западные люди любят все такое, настоящее, истинное. Причем здесь не нужны какие-то бешеные деньги, должно быть простое федеральное участие.
О СВОЕМ УЧАСТИИ В ЖЮРИ МОЛОДЕЖНОГО РОК-КОНКУРСА В САМАРЕ
— В жюри всегда сложно быть. Но когда оценивают несколько человек и между ними взаимопонимание, то появляется необходимая объективность. Конкурсы — это интересно. Приехали медийные люди, к ним проявили интерес. Кто-то какие-то места занял, получил важные для молодой группы дотации в виде съемки клипа, эфиров на телевидении.
О ТЕЛЕКОНКУРСАХ ВРОДЕ «ГОЛОСА» И «БИТВЫ ХОРОВ»
— Я участвовал в таком, кажется, год назад. Он назывался «Голос Краины» и проходил в Украине. Как раз там и был запущен этот проект первый раз. В одном из кресел в качестве тренера сидела Диана Арбенина, которая выписала себе помощников, меня и Евгена Ступку, известного киевского продюсера. Мы втроем работали над нашей командой. Главными по эстраде были Стас Пьеха, победительница «Евровидения» Руслана, народный артист Украины Александр Пономарев. Я приехал чуть позже, когда они набрали свои команды, всех тонкостей не помню, но, по-моему, там были такие же условия с прослушиванием вслепую. Конкурсы — это хорошо: люди поют живьем, отбираются новые, незамыленные имена. Любое творчество, основанное на чувствах, эмоциях, таланте, если оно идет на телевидении вживую, — это подарок с неба. Если не будут их показывать, то что же еще останется? Только спорт, новости, библиографические передачи или программы о прайде львов (смеется).
О СВОЕМ РОСТЕ И ВОЛОСАХ
— Рост всегда был 182 см. Но боюсь, что начинаю немного усыхать. Думаю, сейчас 1 метр и 81 сантиметр с половиной. Про волосы сейчас уже перестали вопросы задавать, а раньше спрашивали часто: свои или нет, чем мою, чем укладываю? Я всегда отвечаю: «Чем меньше моете химическими средствами, тем дольше ваша голова живет». А то моешь-моешь, а выходит статья про какие-нибудь парабены и думаешь: «Е-мое, чем я мыл-то?» А они в течение последних десяти лет как раз испытания проводили, статистику собирали. Одни ужасы в общем (смеется).
(Km.ru, 25.10.12)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)