Марина Барешенкова: «Песни чужих авторов были «присвоены» мной как эксперимент погружения в иное творческое пространство»

Концерт Марины Барешенковой состоится 25 апреля 2014 года (начало в 19.00) в старинном особняке купца Носова (ул. Электрозаводская, 12, стр. 1), что должно способствовать погружению в атмосферу камерности и доверительности. Марина исполнит баллады, романсы и сложные авторские композиции, аккомпанируя себе на рояле и синтезаторе Kurzweil.
О КОНЦЕРТЕ В ОСОБНЯКЕ НОСОВА
- Особняк Носова для меня идеальное пространство, не устаю об этом повторять. Музейные, и в тоже время домашние уютные стены, которые дышат традицией и современностью… Несомненно, игру на живом рояле ни с каким цифровым аналогом не сравнить. Но у меня есть песни, которые лучше звучат именно с Курцвейлом. И дело даже не в различии звуковых тембров фортепиано, органа и клавесина, а в возможности приблизиться к воплощению замысла песни! Ведь некоторые из них отсылают к Средневековью и естественным образом звучат на клавесине, а некоторые в звуках органа обретают «неземные» обертоны смыслов… Есть песни, которые максимально стремятся к симфонизму и потенциальной аранжировке - и тут возникают струнные, piano strings…. Хотя я не аранжировщик, скорее сочинитель: мне гораздо интересней путешествовать по неизведанному пространству, чем по уже пройденному…
О МУЗЫКЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
- Средневековье максимально разделило дух и плоть, не случайно это время называют «черно-белым» средневековьем. В искусстве, не только в музыке тогда был силен вертикальный, религиозный вектор. И человеческое - психологическое, эмоциональное – еще не было так явственно… Роль творца здесь – самозабвенное служение высшим началам – Богу, Искусству, Идее, Красоте. Конечно, художник в творчестве проявляет своё «я», но оно постоянно вовлечено в иерархическую подчиненность… ни о каком самовыражении и эгоцентризме и речи тогда не могло быть. Поэтому в средневековой музыке для меня очевидно присутствие «неба» во всех смыслах…Венские классики завершили этот период, на мой взгляд. И условно говоря, после Моцарта человек обратил свой взор на себя, искусство (музыка) стало более психологичным, а значит и более упрощенным. Приоткрылась дверь хаоса «человеческого», и дальнейшее развитие музыки пошло по этому пути – в сторону подсознания и плоти…Хотя я не музыковед, и мои рассуждения можно и оспорить.
О КЬЕРКЕГОРЕ И МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
- Ну, насчет того, читают ли сейчас Кьеркегора, думаю что даже очень читают. И не только философы…Актуальность этого мыслителя, теолога и поэта – для меня очевидна. Музыка Баха ведь не устаревает в веках… А про музыкальную литературу скажу, что если бы не Сергей Гурьев, то никогда бы и не обратилась к ней. Потому что музыку люблю слушать, а читать про нее – не очень. Но не было бы такого моего интереса и погружения в блюз, если бы не прочла замечательную книгу Конен «Пути американской музыки». Да, я знала про чудо Телониуса Монка, слушала в юности его на виниле, но про традиции и истоки этой музыки ничего не знала. Явление джаза - достаточно чуждого академической традиции, в которой я родилась, училась и теперь творю, намного стало понятней…Например, король фортепиано Владимир Горовиц посетив концерт Арта Тейтума, был потрясен этим пианистом… У меня подобное потрясение возникло после прочтение книги, просмотра фильмов и прослушивания этой музыки: причем не только на ниве фортепианного исполнительства. Потом хорошая музыковедческая литература дает понимание развития искусства - интересны его закономерности; что-то вроде маятника: когда на поверхности сначала превалируют одни парадигмы, а потом – другие. Последовательности, контрапункты и структуры постепенно просвечиваются сквозь слои исторических и биографических фактов и умозаключений. Например, с точки зрения развития музыки очень познавательна, на мой взгляд, книга Андрея Горохова «Музпросвет» - от музыки 60-х до наших дней. Она написана очень субъективным, живым и остроумным языком, с особым авторским обаянием, и в тоже время выдерживает серьезный научный тон повествования. Например, как сквозь смены стилей и направлений стал прорастать такой монстр, как саунд – звучание, которое в современном восприятии стало чуть ли не главным критерием…
(Алексей Абакшин, soundrussia.ru, 22.04.14. полная версия интервью -