Елена Блиновская отправится в колонию на пять лет«Анора» с Юрой Борисовым стала триумфатором «Оскара»Леонид Агутин и Татьяна Куртукова стали победителями премии «Виктория»Музыка для Масленицы: «Курские песни 2.0» перезапустили тренд на Slavic CoreАктер Джин Хэкмен и его жена умерли в один деньПремьер Большого театра Денис Родькин сыграет свадьбу с Элеонорой СевенардAmazon получит контроль над кинофраншизой о Джеймсе Бонде после ухода ее продюсеров«Бруталист» и «Конклав» стали триумфаторами премии BAFTAУмер актер Олег СтриженовЖизель Бундхен стала трижды мамойBlack Sabbath воссоединятся ради прощального концерта Оззи ОсборнаМари Краймбрери ждет ребенка от ДавыБейонсе и Кендрик Ламар стали триумфаторами «Грэмми»Постмодернистский шансон: автор «Колымы» представил альбом про нейросети и Илона МаскаЛили Коллинз стала мамой«Воздух» и «Любовь Советского Союза» получили «Золотых орлов»Умерла икона 1960-х Марианна ФэйтфулВлади из «Касты» признан иноагентомЮра Борисов номинирован на «Оскар»У Евгения Кулика родился сын Лотерей

Colta отказалась от сотрудничества с книжным фестивалем

Продолжается скандал, связанный с исключением из программы Московского международного открытого книжного фестиваля (ММОКФ) двух спектаклей, которые должен был представить портал Colta.ru. Министерство культуры РФ усмотрело в этих постановках «противоречие принятым в российской культуре традиционным нравственным ценностям».

10 июня 2014 года Colta.ru отказалась от сотрудничества с фестивалем.

- Дорогие друзья! - говорится в заявлении портала. - В сложившейся ситуации, когда руководство ЦДХ, являющегося традиционной площадкой Открытого книжного фестиваля, позволяет Минкульту шантажировать себя и идет на поводу у цензурных запретов, COLTA.RU вынуждена снять свою программу с фестиваля. Мы также выходим из состава его инфопартнеров и просим удалить наши логотипы из любой печатной и онлайн-продукции, связанной с фестивалем. Благодарим наших друзей и коллег, из солидарности с нами отказавшихся от участия в фестивале. Поверьте, мы все делаем это с огромным сожалением. Но и оставить цензурный произвол чиновников без ответа не можем.

Кроме того, издание приводит цитаты деятелей культуры в связи со сложившейся ситуацией.

Николай Коляда, драматург:

- Боже мой, нет слов. Чего так испугались в Министерстве культуры?! Кто стуканул и сообщил?! Зачем они так себя подставляют? Ну прошло бы это мероприятие и прошло, и никто бы не заметил, теперь будет буча и много разговоров. И ничего хорошего о министерстве в данном случае не скажут — тысяча процентов. Кто такой умный там сидит, чтобы такие распоряжения выдавать? Что происходит с людьми, занимающимися культурой? «Стращать и не пущать!» — думаете, это выход? Тысяча вопросов у меня. Грустно. Как грустно. Как это недальновидно, как это смешно. Хотя вообще-то правду сказать — противно. Просто противно.

P.S. Я вдруг подумал — а это не фейк? Это кто-то придумал, не верю, не может этого быть. Просто рекламная акция?

Марат Гельман, галерист:

- Формулировка «противоречит принятым в российской культуре традиционным нравственным ценностям» чудовищная и невежественная. Искусство вообще не имеет дела с общепринятыми ценностями. Общепринятые — это заповеди Христа или там кодекс строителя коммунизма. «Душечка» Чехова — это что, общепринятое? «Ромео и Джульетта»? Убийство — это общепринятая ценность? Или убийца не так страшен Мединскому, как гей? Но практически в любом произведении искусства всегда полный комплект необщепринятого.

Я считаю, что организаторы фестиваля несут ответственность за срыв спектаклей не меньшую, чем министерство, — нельзя было потакать. Ну, судились бы потом. Не посадили бы их. Подобный конформизм приведет к тому, что из одной здоровой художественной среды мы получим две больные: одну — официальную, конъюнктурную, готовую служить. Другую — неофициальную, лишенную аудитории, ресурсов, — андеграунд.

Надо преодолевать желание начальства запрещать. Отбить у них охоту. Напомню, что когда Госдума проголосовала за запрет «Детей Розенталя» (оперы Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина. — Ред.) в Большом, театр ответил, что составление репертуара — не компетенция депутатов.

Михаил Угаров, драматург:

- Письмо замминистра культуры Аристархова может быть квалифицировано как уголовное преступление по статье «Превышение должностных полномочий». На основании чего сделан вывод о недопустимости показа этих двух пьес? Эксперты «от искусства»? Кто? Их фамилии? Знают ли они, что, если они присваивают законодательные функции, их действия квалифицируются по уголовной статье «Самоуправство»? Знают ли эти люди, что идут на нарушение конституции, в которой не зафиксирована цензура? Все знают, уверен в этом. Они просто нагло ждут, что кто-нибудь из команды книжного фестиваля струсит. Очень надеюсь, что этого не произойдет.

Александр Гаврилов, директор Института книги:

- Я вижу в этом сюжете грубое вмешательство в программную политику фестиваля. Фестиваля, к которому на протяжении всей его длинной и сложной истории Министерство культуры не имело никакого касательства — как в части производства смыслов, так и в части финансирования.

Абсурдно, что государственный орган отдает нам — команде фестиваля — распоряжения, опираясь при этом не на законы Российской Федерации, а на воображаемые министром и его заместителями «традиционные нравственные ценности». Очевидно, что мы принадлежим к разным традициям. Не вижу, какие из этого факта можно было бы сделать выводы, кроме его констатации. Подобные методы регулирования недопустимы, и соглашаться с ними значит рубить опоры подлинной культуры. Участвовать в этом не хотелось бы.

Ольга Романова, журналист:

- Многодетная одинокая мать покидает своих семерых малолетних детей, не поставив в известность опеку. Более того: покидает на неопределенное время, отправившись в лес по неизвестной причине — по-видимому, предаваясь занятиям, определение которых противоречит цензуре и духовно-нравственному воспитанию нации. В это время к малогабаритному социальному жилью, где в одиночестве оставлены семеро несовершеннолетних, подкрадывается маньяк. Маньяк, пользуясь отсутствием соцработников, обманом проникает на жилплощадь и подвергает несовершеннолетних акту педофилии путем поглощения. В духовой печи остается младший несовершеннолетний, который и рассказывает вернувшейся горе-матери о случившемся. Мать как ни в чем не бывало отправляется гулять в лес. Там она находит маньяка и внезапно предлагает ему принять участие в спортивных соревнованиях на призы управы Таганского района — в прыжках через яму. Мать при поддержке партии «Справедливая Россия» одерживает в соревнованиях победу, тогда как маньяк, оставшись в одиночестве после присоединения Крыма, падает в пропасть лжи и недоверия со стороны населения. Его живот раскрывается, как бутон тюльпана, и из него выходят шестеро несовершеннолетних. Они проклинают свою мать и отправляются жить в психдиспансер «Ручеек» Молодогвардейского района.

Да, это мой комментарий, данный мною в твердом уме и в доброй памяти.

Собственно, что бы ни написали и ни поставили драматурги, сценаристы, ученые и поэты, не вошедшие в «обойму Мединского», — все будет истолковано именно так. Как пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений между творцом и государством.

Борис Акунин, писатель:

- Если фестиваль испугался окрика из министерства, тогда на такой фестиваль, по-моему, ходить не нужно. А участвовать в нем — тем более. Пускай существует две культуры: открытая и «министерская». Это уже было под солнцем.

В доме-музее Станиславского отметят 200-летие «Горя от ума»

предоставлено пресс-службой Музея МХАТ

Торжественное открытие выставки «Качалов – Чацкий. Грибоедов «Горе от ума»», посвященное 200-летию комедии и 230-летию Александра Грибоедова, состоится 14 марта 2025 года в Доме-музее К.С.Станиславского. Откроет выставку театральное представление по мотивам пьесы, подготовленное студентами 4 курса театрального колледжа имени Л.А.Филатова, в постановке режиссера Павла Ващилина.

Директор Музея МХАТ Павел Ващилин отметил важность пьесы для театрального мира:

- Долгое время сразу после выхода пьесы театральные труппы набирались под «Горе от ума»: считалось, что состав актёров, между которыми хорошо распределяются грибоедовские роли, может играть весь театральный репертуар. В связи с ее большой популярностью в то время появилось много пародий, фельетонов и крылатые фразы пошли в народ и цитируются по сей день. Можно сказать, что эта пьеса на века.

Комедия «Горе от ума» считается вершиной драматургии и поэзии. Яркий афористический стиль способствовал тому, что она вся разошлась на цитаты. Герой пьесы «Горе от ума» Чацкий стал особенным в репертуаре Василия Качалова. Ему посчастливилось исполнять эту роль 33 года.

Впервые «Горе от ума» в МХТ сыграли в 1906 году. Станиславскому и Немировичу-Данченко показалась интересной задача, как алгеброй гармонию, поверить психологическим театром одну из самых репертуарных пьес русской сцены. Та первая постановка была лишена откровенно сатирического взгляда, скорее она старалась воспроизвести давно уже канувший в Лету мир старой Москвы, поэтически и при этом исторически достоверно показать человеческие типажи. По свидетельству Н.Е.Эфроса, Качалов, говоря о той первой постановке, сказал: «Так ничего и не вышло».

В восстановлении спектакля 1914 года постановка обрела не только новые декорации Мстислава Добужинского, но и новое дыхание, хотя сохраняла большинство прежних исполнителей и прежний рисунок мизансцен. Принципиальнее и мягче стал Чацкий Качалова, юношу-поэта из спектакля 1906 года сменил незаурядный молодой философ.

Возобновление спектакля 1924 года отличалось чёткостью задач идейного характера. Чацкого репетировали, а потом играли Марк Прудкин и Юрий Завадский. Качалов играл Репетилова, взяв в качестве «зерна» болтливость, пустозвонство и легкомыслие. Но, как тонко подметил Станиславский, «работая над ролью Репетилова, Качалов был больше увлечен ролью Чацкого».

Как это часто случается в театре наступил неожиданно такой день, когда Василию Качалову вновь пришлось играть Чацкого. Разумеется, что в «третьем» Чацком не мог не отразиться жизненный опыт, приобретенный актером за эти годы. В новом Чацком он был строже, беспощаднее к порокам фамусовского общества, и в то же время он был гораздо оптимистичнее.

В 1938 году к 40-летнему юбилею театра решили заново поставить «Горе от ума». Вл.И.Немирович-Данченко предложил Василию Качалову сыграть Чацкого в дни юбилея театра Чацкого. Качалов сомневался в своих физических силах, ему было за шестьдесят, и это обстоятельство в спектакле никак нельзя было обойти. Решившись, он с новым увлечением отдался работе над дорогим ему образом. Актёр использовал в гриме портретные черты А.С. Грибоедова. 30 октября 1938 года Качалов сыграл своего нового Чацкого. Эта роль стала последней в его карьере.

Во время подготовки выставки кураторы решили сделать акцент на жанр пьесы «Горе от ума» – комедия. Василий Качалов всегда подчёркивал, что юмор был присущ Московскому Художественному театру, поэтому на выставке будет возможность вспомнить великие цитаты из комедии и от души посмеяться над выдержками из школьных сочинений.

Также на выставке будут представлены эскизы декораций и костюмов, портреты, фотографии, архивные документы, мебель, предметы бутафории, воспоминания современников и много вдохновенных поэтических строк из комедии «Горе от ума» в исполнении В.И.Качалова.

Выставка продлится до 8 июня.

Начало в 16.00.

Аккредитация на открытие выставки через форму: https://forms.yandex.ru/u/67a0e073e010db5db90fbb5b/

Дополнительная информация: e.a.peterson@museummhat.ru (Екатерина Петерсон, пресс-служба Музея МХАТ).

Фото: предоставлено пресс-службой Музея МХАТ На фото: Василий Качалов в роли Чацкого
Теги: анонс выставки, Горе от ума, Василий Качалов
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Объявлены номинанты на Премию МХТ

предоставлено пресс-службой премии

Шорт-лист третьей «Премии Художественного театра» объявил 11 марта 2025 года МХТ имени А.П. Чехова. Шорт-лист в семи основных – «Балет», «Опера», «Литература», «Кино», «Театр», «Классическая музыка» и «Современная академическая музыка» – сформирован экспертным советом, победителей выберет жюри. Ректорат Школы-студии МХАТ определит номинантов и призеров среди студентов Школы-студии в специальной номинации «Зачет». Призера в другой специальной номинации «Без комментариев», в которой чествуют людей вне времени и возраста, выберет оргкомитет премии. Лауреатам вручат дипломы и статуэтки – уменьшенные копии горельефа «Пловец» работы знаменитого скульптора Серебряного века Анны Голубкиной. Победители получат специальный приз от МХТ – уникальную возможность один раз в течение года использовать Новую сцену театра для своих творческих проектов.

Церемония вручения премии состоится 28 марта на Основной сцене МХТ.

Шорт-лист третьей «Премии Художественного театра»:

Номинация «Опера»:

  • Филипп Селиванов, дирижер-постановщик, «Черевички» (П.И.Чайковский), Театр «Геликон-опера»;
  • Елизавета Кулагина, сопрано, партия Оксаны, «Черевички» (П.И.Чайковский), Театр «Геликон-опера»;
  • Иван Никифорчин, дирижер-постановщик, «Снегурочка» (А.Н.Островский, музыка П.И.Чайковского), Большой театр, Новая сцена.

Номинация «Балет»:

  • Мария Кошкарева, солистка балета, партия Сванильды, «Коппелия» (Л.Делиб), Большой театр, Новая сцена;
  • Герман Борсай, ведущий солист балета, партия Принца Зигфрида, «Лебединое озеро» (П.И.Чайковский), МАМТ имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко;
  • Елена Соломянко, ведущая солистка балета, партия Одетты-Одиллии, «Лебединое озеро» (П.И.Чайковский), МАМТ имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко.

Номинация «Литература»:

  • Мария Лебедева, писательница и литературный критик, роман «Там темно», Издательство АСТ: «Редакция Елены Шубиной»;
  • Иван Бевз, писатель и драматург, роман «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить», Издательство «Самокат»;
  • Рома Декабрев, писатель, роман «Под синим солнцем», издательство «Альпина. Проза».

Номинация «Классическая музыка»:

  • Мария Лундина, скрипка, Концерт № 1 для скрипки с оркестром, op. 6 (Н. Паганини), XIV Всероссийский фестиваль академического искусства «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева», Оренбургская областная филармония;
  • Анастасия Малых, орган, Трио-соната № 5 до мажор (И.С. Бах), сольный концерт, Нижегородская государственная академическая филармония имени М.Л.Ростроповича;
  • Артемий Великий, дирижер, «Язык музыки. Голос», программа Московской государственной академической филармонии, Государственная академическая симфоническая капелла России, «Филармония-2». Концертный зал имени С.В.Рахманинова.

Номинация «Современная академическая музыка»:

  • Лидия-Мария Кошевая, композитор, «Песни цветов», триптих для голоса и ансамбля, Наталья Смирнова и OpensoundOrchestra, фестиваль «Пять вечеров», ДК «Рассвет».
  • Анна Орлова, композитор, BARZAZ (The Ballad of Eternal Irregularity), концерт современной органной музыки «Вращение сфер II», фестиваль Gnesin Contemporary Music Week, Храм святого Людовика Французского;
  • Константин Борисов, композитор, Концерт для трубы с оркестром, Московский государственный академический симфонический оркестр, III Всероссийский конкурс молодых композиторов «Партитура», Большой зал МГК имени П.И.Чайковского.

Номинация «Кино»:

  • Даша Верещагина, актриса, роль Алисы Селезневой, фильм «Сто лет тому вперед».
  • Кирилл Дышловой, сценарист, сериал «Она такая классная».
  • Олег Савостюк, актер, роль Павла Гончарова, сериал «Дайте шоу».

Номинация «Театр»:

  • Екатерина Воронина, актриса, роль Гретхен, «Как Фауст ослеп» (по И.В.Гете), Театр «Сатирикон»;
  • Андрей Маник, режиссер, «Три сестры» (А.П.Чехов), театральное объединение «Озеро», Пространство «Внутри»;
  • Семен Шестаков, актер, роль Лопахина, «Вишневый сад» (А.П.Чехов), Учебный театр Высшей школы сценических искусств.

Специальная номинация «Зачет»:

  • Ян Сибряев, актерский факультет, 4 курс, художественный руководитель курса – профессор Е.Писарев;
  • Мария Могучая, продюсерский факультет, 5 курс, руководитель курса – И.Попов;
  • Агафья Бит-Гармус, факультет сценографии и театральной технологии, 4 курс, руководитель курса – Е.Моченова.
Фото: предоставлено пресс-службой премии
Теги: номинанты, шорт-лист, премия Художественного театра

100-летие со дня рождения Юлии Борисовой отметят в Театре Вахтангова

Илья Золкин

Вечер к юбилею Юлии Борисовой состоится в Государственном академическом Театре имени Евг. Вахтангова 17 марта 2025 года – в этот день народной артистке СССР могло бы исполнится 100 лет. «ИнтерМедиа» напоминает, что она скончалась 8 августа 2023 года в возрасте 98 лет.

- В 1948 году Юлия Борисова окончила Театральное училище им. Б. Щукина, в 1949 поступила в труппу театра имени Евгения Вахтангова, которому была верна всю жизнь, - сообщается в анонсе. - Она была актрисой Божьей милостью, совершенством. Так и не сумевшая состариться, яркая, мощная, поражавшая проникновенным голосом, стройностью фигуры, редкой душевной индивидуальностью. Суетность жизни не касалась её, она охраняла свою душу от повседневной банальности. Её внешняя закрытость, нерастраченность эмоций – всё это в жизни, а на сцене – буря страстей, полёт фантазии, гармония и красота. Её успех от роли к роли был триумфальным, её боготворили зрители, ей поклонялись коллеги. Юлия Константиновна спокойно, по-королевски достойно внимала почестям и званиям. Она была и осталась неразгаданной тайной.

Режиссером вечера выступил Эльдар Трамов, а участие в нем примут актеры труппы Вахтанговского.

β 16+