Галина Безрук стала дважды мамойМеган Фокс и Machine Gun Kelly стали родителямиУмер актер Алексей ВесёлкинАнна Михалкова, Александр Олешко и Максим Аверин стали народным артистамиФильм «Мастер и Маргарита» стал триумфатором «Ники»Михаила Ефремова отпустят по УДОГруппа «Непара» снова лишилась солисткиЖеня Любич стала мамой в третий разУмерла Лариса ГолубкинаАлександр Балунов* и Иван Вырыпаев* признаны иноагентамиФедор Бондарчук и Паулина Андреева рассталисьУмер поэт и сценарист Вадим ЖукСкончался Бедрос КиркоровHammAli & Navai вновь объявили прощальные концертыDava и Мари Краймбрери поженилисьСкончалась композитор София ГубайдулинаАни Лорак вышла замуж на МальдивахЕлена Блиновская отправится в колонию на пять лет«Анора» с Юрой Борисовым стала триумфатором «Оскара»Леонид Агутин и Татьяна Куртукова стали победителями премии «Виктория»
Галина Безрук стала дважды мамойМеган Фокс и Machine Gun Kelly стали родителямиУмер актер Алексей ВесёлкинАнна Михалкова, Александр Олешко и Максим Аверин стали народным артистамиФильм «Мастер и Маргарита» стал триумфатором «Ники»Михаила Ефремова отпустят по УДОГруппа «Непара» снова лишилась солисткиЖеня Любич стала мамой в третий разУмерла Лариса ГолубкинаАлександр Балунов* и Иван Вырыпаев* признаны иноагентамиФедор Бондарчук и Паулина Андреева рассталисьУмер поэт и сценарист Вадим ЖукСкончался Бедрос КиркоровHammAli & Navai вновь объявили прощальные концертыDava и Мари Краймбрери поженилисьСкончалась композитор София ГубайдулинаАни Лорак вышла замуж на МальдивахЕлена Блиновская отправится в колонию на пять лет«Анора» с Юрой Борисовым стала триумфатором «Оскара»Леонид Агутин и Татьяна Куртукова стали победителями премии «Виктория»

Александр Курляндский: «Котёночкину в сценариях не нравилось почти всё»

О 45-ЛЕТИИ «НУ, ПОГОДИ!»

— Неужели уже 45 лет? Честно говоря, для меня ваш звонок — сюрприз. Спасибо, что напомнили. А как будет дата отмечаться, пока что ничего не могу по этому поводу сказать — не знаю.

Популярность действительно была невероятная, потому что ничего подобного в советской мультипликации не существовало. Очень много писем приходило на «Союзмультфильм». Причем многие даже не знали адреса студии, поэтому писали «Москва, Котеночкину». Режиссер Вячеслав Котеночкин рассказывал, что как-то ему позвонили с почтового отделения и попросили забрать… мешок писем.

Дети просили, чтобы мультсериал был вечным и с нетерпением ждали новых серий. Он нравился, потому что был смешной и потому что в нем добро всегда побеждало. Взрослые тоже очень любили этот мультипликационный сериал. Помню, как-то однажды один из выпусков «Ну, погоди!» показали в новогоднюю ночь после праздничного «Огонька». Сколько человек мне тогда звонили и благодарили! Взрослые часто присылали письма с предложениями и даже сценариями, хотя ни один из них использован не был. Даже за рубежом мультфильм был невероятно популярен. Например, в Болгарии было кафе с названием «Ну, погоди!». Мультфильм показывали почти в ста странах мира. Слышал, он очень понравился и американским космонавтам… Поэтому, когда спустя годы, нам начали говорить, что «Ну, погоди!» — подражание мультфильму «Том и Джерри», что это «слепок» с него — обидно было. Это неправда. Мы, сценаристы, даже не видели его тогда.

Меня и еще двух сценаристов — Феликса Камова и Аркадия Хайта — на студию «Союз­мультфильм» привел Эдуард Успенский. Мы были молодые — лет по 26—27, веселые, писали в основном для эстрады. И вот нам предложили придумать что-то смешное для детей. Мы решили создать фильм-погоню. Сначала в нем Лиса должна была гнаться за Курицей, потом предлагались еще некоторые варианты персонажей, пока не остановились на паре Волк и Заяц. Придумывали смешные трюки.

То, что получится целый сериал, никто не предполагал. Но руководству студии мультфильм понравился, и нам предложили написать сценарий трех серий. О том, что их будет два десятка, мы не предполагали тогда, конечно.

КАК РОДИЛОСЬ НАЗВАНИЕ «НУ, ПОГОДИ!»?

— Короткие сюжеты заканчивались репликой Волка «Ну, погоди!», которая давала зрителям понять: еще не конец, ждите продолжения. Эту реплику мы и решили вынести в название фильма. И, как показало время, оно оказалось очень удачным.

В год, как правило, выходила одна серия. А мы, сценаристы, работали над ней около месяца. В остальное время занимались своими делами — писали для эстрады, радио, телевидения… Как работали? Собирались втроем: я, Феликс Камов, Аркадий Хайт. Сначала решали, в каком месте будет происходить действие: на пляже или в парке, в городе или в деревне… Потом придумывали трюки. Так происходило наше коллективное творчество.

Никогда не было разговоров о том, кто больше придумал, кто меньше. Каждый раз получалось по-разному. Собирались преимущественно дома у Феликса Камова — у него была отдельная квартира. Работали с утра до вечера.

О ЦЕНЗУРЕ

— Нет, запретов не было. Жанр смешной. Ну, что тут запрещать? В одной из серий была пародия на Аллу Пугачеву. Ее голосом пела Лиса. Но Алла Борисовна не обиделась, ей даже понравилось.

О ПРИОСТАНОВКЕ СЪЁМОК

— Это случилось, когда Феликс Камов эмигрировал в Израиль. Тогда, в 1970-х, уехать из СССР в другую страну считалось преступлением. Фамилию Камова вырезали из титров. Точнее, сначала убрали фамилии всех нас троих. Но мы с Хайтом написали письмо — то ли в Союз кинематографистов, то ли куда-то выше. Наши фамилии вернули, а Камова — нет. Восстановили только спустя многие годы в период «потепления».

А съемки мультсериала возобновились благодаря вот какому случаю. Анатолию Папанову в Кремле вручал награду тогдашний председатель Президиума Верховного Совета СССР Николай Подгорный. Он поинтересовался, как дела с «Ну, погоди!». Папанов ответил, что прикрыли, так как один из авторов в Израиль уехал. Подгорный же наклонился к нему со словами: «Но вы учтите, что детям моим мультфильм нравится!» И совсем тихо добавил: «И моим товарищам тоже»… Вскоре после этого съемки продолжились.

О ВЯЧЕСЛАВЕ КОТЁНОЧКИНЕ

—Наша задача заключалась в том, чтобы написать смешной сценарий. Его читал режиссер Вячеслав Котеночкин. Читал он обычно долго. Как правило, вначале ему почти все не нравилось. Мы на первых порах возмущались, но потом поняли, что он должен вчитаться, пропустить через себя, представить, как это будет…

Котеночкин говорил: «Ну, ребята, нет-нет, это не пойдет». Потом, спустя несколько дней, обнадеживал: «Ну, что-то в этом есть». А через две недели оказывалось, что мы написали хороший сценарий… Нередко, конечно, мы дорабатывали финал или еще придумывали какие-то трюки. Вообще Котеночкин был человеком добрым и веселым. Мы с ним дружили, ходили в гости, устраивали вечеринки.

СТАЛ ЛИ ОН БОГАТЫМ ЧЕЛОВЕКОМ?

— Нет, конечно. Дачи у меня не было, ездил я на «Москвиче». Но заработки у нас, авторов, были все же раза в полтора выше, чем у инженеров, из которых мы вышли. Имею в виду не только то, что получали за сценарии к «Ну, погоди!». Мы много писали для эстрады, для телевидения, радио.

В 1990-е годы, когда везде наступил развал, материально трудно, конечно, стало. Я ездил по стране и выступал перед детьми. Приходилось как-то выживать. Мы показывали какие-то серии ребятам, потом устраивали для них конкурсы на самого лучшего Волка и Зайца, проводили какие-то игры.

Что касается материального уровня жизни… Помню, как мой американский коллега удивлялся, что создатели такого популярного мультсериала по их меркам живут очень скромно. И вот еще что его удивило. Как-то я его подвозил, меня остановил милиционер. И я вместо того, чтобы заплатить штраф, подарил ему книжечку «Ну, погоди!» с автографом. Милиционер взял под козырек и отпустил меня. Коллегу это потрясло, так как у них в стране подобное невозможно, чтобы за подарок полицейский тебя отпустил. А меня такие книжечки не раз спасали от штрафов.

(Ольга Сметанская, «Факты», 05.08.14)

β 16+
Данный сайт использует файлы cookies Понятно