Андрей Кончаловский: «Все жизни, реальные или придуманные, состоят из поисков параллелей»

О ПАРАЛЛЕЛЯХ «БЕЛЫХ НОЧЕЙ...» С «ИСТОРИЕЙ АСИ КЛЯЧИНОЙ»
— Параллели — опасная вещь. Все жизни, реальные или придуманные, состоят из поисков параллелей. К «Асе» эта история имеет отдаленное отношение. Там сначала был сценарий Юрия Клепикова. Во всех моих фильмах был сценарий, написанный мною или не мною, и мне этот сценарий казался очень интересным. Потом происходила реализация сценария — более или менее успешная, шел поиск адекватных средств для выражения того, что придумано сценаристом. Бывало, приходилось что-то разрушать в процессе, чтобы улучшить. А этот фильм начался совсем с другого. Тут, конечно, тоже был формальный сценарий, под который мы получили часть финансирования. Но главная идея была найти реального человека и попытаться подробно снять его жизнь.
О ПОИСКАХ АКТЕРОВ
— В процессе работы над моим документальным фильмом «Битва за Украину» сложилась группа творческих фанатов, с которыми я решил работать дальше, к ним присоединилась еще одна ошпаренная девушка-сценаристка. Я отправил их в пространство русской провинции искать героя. Поехали искать почтальона. Так было задумано: это интересная профессия, почтальон встречается с разными людьми, у него большой круг общения. Искали восемь месяцев, мои коллеги привозили интервью с почтальонами из Подмосковья, Вологодской, Владимирской областей и дальше, пока не забрались на север, в Архангельскую губернию. В итоге осталось три-четыре кандидата, но Леша Тряпицын затмил всех, и мы решили снимать с ним. Поехали к нему в Архангельскую область, познакомились с его окружением, с людьми, которым он возит почту на моторке через озера, стали думать, что там вообще может произойти. Жизнь любого человека чрезвычайно интересна. Вопрос в том, как эту жизнь зафиксировать, что показать?
О КИНОЯЗЫКЕ
— За 50 лет работы на площадке я наработал большое количество технических приемов, и мне казалось, что секрет изображения мною давно открыт. С моим опытом мне было легко снимать. Решения уже давно приходили сами собой — использовать ли панораму, внутрикадровый монтаж или ту гибкость киноязыка, которая была достигнута Феллини и другими крупными режиссерами. Мне казалось, что я знаю, как снимать кино, что секретов больше нет. Но, снимая жизнь почтальона, я вдруг понял, что совершенно не знаю свойства кинокадра. Вообще у движущегося изображения со звуком оказалось очень много секретов. И мне очень хочется открыть их для себя. Меня занимает суггестивность того, что мы можем увидеть и услышать. В этом смысле самый яркий пример — «Скафандр и бабочка» Джулиана Шнабеля. Режиссер лишил своего героя возможности видеть что-либо, кроме одной-единственной точки. Вот ты сидишь и видишь меня на экране монитора, но знаешь, что находится у тебя за спиной. А если вместо тебя поставить камеру, все остальное уходит за пределы чувственного опыта. В этом — разница между живым и зафиксированным восприятием. Выбор между тем, что можно показать, и тем, что можно не показывать,— главная и самая неуловимая вещь. Это и есть отбор — сущность киноязыка. Собственно, творчество и есть отбор — будь то краски, слова, рифмы или кинообразы. И чем этот отбор жестче, тем большую нагрузку, больше смысла несет каждый кадр — то есть то, из чего строится архитектура произведения.
Я давно пленен формулой «отражение сильнее луча», но никогда не применял его в полной мере. Сегодня мне более всего интересно сделать зрителя своим соавтором и дать ему возможность представить то, чего я не показываю. Чем меньше показываешь, тем больше может быть домыслено.
О НЕСТАНДАРТНОЙ ДРАМАТУРГИИ
— Реальные люди, попадая в фильм, привносят в него свой мир. Важно его не растерять. Но это тоже отбор. Сначала мы отбираем людей, которые нам интересны, потом выбираем те сцены, в которых они себя проявляют, потом отбираем нужные кадры при монтаже. Весь процесс — бесконечное отбрасывание лишнего.
Это проблема. Профессиональный артист ждет шпаргалки. Над тем, чтобы вывести его из этого состояния, работали и Кассаветес, и Годар, и Брессон. Некоторым артистам удавалось существовать перед камерой так же органично, как собаке, но это скорее исключения. Артисту нужен сюжет.
О ГЛАВНОМ В КИНОЯЗЫКЕ
— Я не знаю. Каждый раз главным может быть разное. Образ пустой комнаты, где за дверью шепчутся, может быть главным в одном случае, а крупный план человека, который смотрит и говорит в камеру,— главным в другом. Ощущение неизвестности — может быть, самое прекрасное чувство, которое может испытывать в момент творчества художник. Пастернак написал: «И погружаться в неизвестность, // И прятать в ней свои шаги, // Как прячется в тумане местность, // Когда в ней не видать ни зги».
Сейчас я работаю над фильмом о русских эмигрантах, аристократах, которые участвовали во французском Сопротивлении и, к недоумению немцев, жертвовали собой, чтобы спасти еврейских детей. И меня опять занимает вопрос: как я буду снимать артиста, а не реальных людей, чтобы создать ощущение реальной жизни. Ведь сегодня кино очень часто заранее говорит — «это не реальная жизнь, мы вас развлекаем». С большей или меньшей степенью успешности это делает Голливуд. Язык телевидения окончательно девальвировал уникальность изображения и человеческого лица. Но когда вы видите крупный план человека, которому нечего терять, который говорит последние слова перед тем, как расстаться с жизнью,— вы сразу поймете где актер, а где реальный человек. Меня сегодня больше всего волнует, как ни странно это звучит, правда человеческого взгляда и чувства. Если она появляется с экрана, то зритель перестает живать попкорн.
О СВОЕЙ ФИЛОСОФИИ
— Мне интересно решить свою «теорему Пифагора», а не то, чтобы все узнали о моем открытии. Эйнштейн говорил, что у природы очень простые законы. Ему возражали: но почему тогда только гении, как вы, способны их открывать? Эйнштейн отвечал: у природы очень тихий голос, а у меня очень хороший слух. У кино тоже очень простые законы, а голос очень тихий.
(Андрей Плахов, «Коммерсантъ», 27.08.14)
Антон Хабаров – о любви с первого взгляда и ролях Казановы и Дон Жуана

Премьера спектакля "Дон Жуан. Новый миф" состоится 8 марта 2025 года в Губернском театре. Исполнитель главной роли Антон Хабаров рассказал газете Metro про лицемерие, работу на одной сцене с женой и сериал "Казанова. В бегах"
Спектакль называется "Дон Жуан. Новый миф". Эта версия сильно отличается от мольеровской пьесы?
– Нет, просто у нас сделан акцент на отношениях Дон Жуана и Сганареля, на их противостоянии. Один – абсолютный атеист и считает, что человеку позволено всё, и даже за самые тяжелые преступления не следует никакого наказания. А второй уверен, что есть высшая сила, которая человека держит в узде. Между ними идёт бесконечный спор. Они путешествуют, встречают разных людей на своём пути. И Дон Жуан их искушает. Девушкам, которые обещают своим возлюбленным быть с ними навеки, он говорит комплименты, и они поддаются соблазну. Кому-то предлагает большие деньги за богохульство. К счастью, не все поддаются на его провокации.
Насколько, по-вашему, эта пьеса актуальна сегодня?
– Актуальна как никогда. Ведь в ней говорится, что лицемерие стало модным пороком, что это маска, за которую прячется большинство. Мольер написал для Дон Жуана великий монолог о лицемерии – на уровне "Быть или не быть" Гамлета – про то, что честные люди часто попадаются на удочку лицемеров и помогают им совершать ужасные дела. Разве это не происходит и сейчас?
Ваша жена Елена Хабарова играет Эльвиру, супругу Дон Жуана. Легко ли работать с близким человеком?
– Мне это только помогает. Я общался с нашим прославленным хоккеистом Вячеславом Фетисовым. И он мне говорил, что пас в хоккее – одно из самых важных действий. Когда я играл с ним – а я играть не умею – я просто подъезжал к воротам и ставил клюшку на лёд. А Фетисов так давал мне пас, что шайба от клюшки отскакивала прямо в ворота. Представляете? И также на сцене – нужен надёжный партнёр. Так как мы с Леной знаем друг друга много лет и мы из одной профессии, то мы даём такие точные "пасы", что играть очень легко. Сложности только в том, что после репетиции кто-то из нас ещё хочет обсудить роль, а другой уже не может. Ну и дети без нас скучают, потому что мамы и папы постоянно нет дома.
У вас ещё одна премьера случилась на этой неделе – вышел второй сезон сериала "Казанова. В бегах". Рады, что пришлось вернуться к этому проекту?
– Конечно, потому что такие персонажи встречаются безумно редко. Сыграть в одной роли 15 других – это же большая удача для любого актёра. Такого количества комплиментов и от зрителей, и от актёров я не получал ещё ни за какую работу.
А кто из коллег похвалил?
– Сергей Васильевич Маковецкий – поклонник этого сериала, Юрий Николаевич Стоянов, Сергей Витальевич Безруков, Михаил Пореченков подходили, много хороших вещей сказали. Это очень приятно, потому что мы – актёры – редко друг другу делаем комплименты. Я помню, когда ещё студентом снимался в "Докторе Живаго", мой великий педагог Наталья Васильевна Шарова посоветовала подойти к Олегу Янковскому и сказать ему, что он гениальный артист. Я говорю: "Наталья Васильевна, ну не смешите! Что он сам этого не знает?" А она мне ответила: "Ему никто об этом не говорит, поверь мне!" И правда на съёмках всё, что говорили Янковскому: "Олег Иванович, спасибо, снято! Следующий дубль!" Я подошёл в перерыве и сказал, что он – потрясающий актёр. Вы не представляете – он так был удивлён и обрадован, как будто первый раз это услышал. Поблагодарил меня. Вот как-то не принято у нас хвалить, к сожалению.
Что нового будет во втором сезоне? Казанова изменился?
– Он хочет начать новую жизнь, но для этого ему придётся разобраться со старыми проблемами. Возможно, он даже увидит последствия своих действий, увидит, как женщины пережили его обман. Но он продолжит свою деятельность, нельзя сказать, что он кардинально изменился. Его тоже можно понять – жизнь была непростой. Мать его бросила с отцом-инвалидом. Потом его отдали в детдом, а там над ним издевались. Даже представить страшно, в каком аду этот человек жил.
Вы посчитали, сколько образов сменил Казанова за 2 сезона?
– Если не ошибаюсь, то 28 образов. И это счастье, творчество в чистом виде. Мне очень нравится придумывать, создавать каждый раз нового персонажа. Например, в первом сезоне был такой образ у Казановы – заика, который продавал картины. Это персонаж из моего детства. Был такой человек, кланялся всему. Выходит в подъезд – кланяется почтовым ящикам, вышел на улицу – поклонился машине. Многие зрители потом отмечали именно этого заику, говорили, что больше всего им запомнился.
А я думала, что всех персонажей сценарист придумывает...
– Автор сценария придумывает персонажей, но он не придумывает деталей. Это всё делает актёр. В сценарии было написано – продавец картин и всё. Но как он выглядит, что носит, как говорит, как ходит – это уже создаю я. Я и реквизит сам покупаю на маркетплейсах, ищу у барахольщиков. Потому что только я знаю, что мне нужно. У меня два мешка уже набралось вещей – блокноты, значки, украшения.
Как думаете, почему режиссёры вам дают роли ловеласов и искусителей? При том что в жизни вы однолюб и примерный семьянин.
– Я глубоко убеждён – чем дальше от артиста роль, тем она ему лучше удается. Я, например, очень хорошо танцую. И я со своей пластикой смогу убедительно сыграть человека, который совершенно не умеет двигаться. А когда артист играет кого-то похожего, как говорится, если нужно "только носик припудрить" – это неинтересно, потому что у тебя нет объективного взгляда на этого персонажа. Мне легко играть распутника и ловеласа, потому что я понимаю, как это выглядит со стороны.
Вы всегда знали, что женитесь рано?
– Всегда. Потому что у меня родители были вместе всю жизнь. И у меня в этом смысле счастливая судьба, потрясающая жена.
Как поняли, что это она?
– Любовь с первого взгляда и у неё, и у меня. Увидел – и в горле забилось сердце, поднялось давление. А потом всё это проходит со временем, и появляется более тёплое чувство. Длительные отношения – это очень непросто, бывают и кризисы. Всё бывает. Меня постоянно спрашивают про секреты счастливого брака. Нет никаких секретов. Просто люди хотят получить волшебную таблетку, которая даст им счастье. Так не бывает. У каждого свой путь, нужно просто работать над отношениями, беречь любовь.
Как будете отмечать 8 марта?
– У нас будет премьера "Дон Жуана", поэтому отмечать не будем. Но, конечно, я куплю цветы жене, дочке, своей маме и тёще букет отправлю в Смоленск.
А был какой-то необычный подарок, который вы сделали жене на 8 марта?
– Да, был. Лена очень любит полевые цветы. И как-то на 8 марта я был в городке Сафоново под Смоленском и там собрал для неё букет цветов. Договорился заранее с водителем автобуса, что утром приду и передам ему цветы, чтобы он их в Москву отвёз. И то ли я автобус перепутал, то ли просто водитель спал после смены. Но он был очень не в духе, когда я его утром разбудил со своим букетом. (Смеётся). Водитель стал на меня кричать, а потом и гонять по всей стоянке и ругать самыми последними словами. Но я всё-таки как-то уговорил его взять свой букетик. Лена оценила... Когда я ей рассказал всю историю. (Смеётся).
(Мария Позина, gazetametro.ru, 06.03.25)
«Девчата» и «Москва слезам не верит» признаны самыми любимыми российскими фильмами о женщинах

Телеканал «Мосфильм. Золотая коллекция» провел в преддверии Международного женского дня опрос, какие советские фильмы про женщин и для женщин они любят больше всего. Исследование проводилось в социальных сетях телеканала «Мосфильм. Золотая коллекция». В нём приняли участие 2175 человек. Из самых популярных ответов был составлен лонг-лист, который и представили на голосование аудитории.
Безусловным лидером стал фильм Юрия Чулюкина «Девчата». Его премьера состоялась накануне 8 Марта в московском Центральном доме кино. Фильм снят по повести Бориса Бедного, который также стал сценаристом картины, хотя некоторые судьбы героинь в фильме были изменены.
Второе место зрительского опроса поделили две картины: «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова и «Служебный роман» Эльдара Рязанова. По оценке самого Владимира Меньшова, при бюджете 550 тыс. рублей фильм заработал 50 млн рублей. После премьеры на Берлинском кинофестивале фильм купили более чем в ста странах. Вершиной международного признания стало получение «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Комедию «Служебный роман», также оказавшуюся на второй строчке топа, Эльдар Рязанов поставил по пьесе «Сослуживцы», написанной им в соавторстве с Эмилем Брагинским. Как и во многих других своих фильмах, Режиссёр ввёл в сценарий и реальные случаи из жизни. «Служебный роман» был назван фильмом года по версии читателей журнала «Советский экран», а исполнители главных ролей, Алиса Фрейндлих и Андрей Мягков, — актёрами года.
Третье место у производственной мелодрамы «Самая обаятельная и привлекательная» режиссёра Геральда Бежанова. В год выхода картина стала лидером советского проката, её посмотрели почти 45 млн человек.
На четвёртом месте фильм «Женщины» режиссёра Павла Любимова, созданный по одноимённому произведению Ирины Велембовской, которая выступила также соавтором сценария. Картина рассказывает о трёх разных судьбах работниц мебельной фабрики. В прокате фильм посмотрели более 35 млн человек.
Замыкает топ-5 военная драма «...А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого, рассказывающая о подвиге девушек-зенитчиц, остановивших диверсантов во время Великой Отечественной войны. Картина была создана по произведению Бориса Васильева. Картина стала лидером проката, а читатели журнала «Советский экран» назвали её лучшим фильмом 1973 года.
Также среди самых «женских» советских фильмов зрители часто называли картины «Одиноким предоставляется общежитие», «Мачеха», «Однажды двадцать лет спустя».
«ИнтерМедиа» напоминает, что, по версии киноканала «Русский роман», самым любимым отечественным «женским» фильмом у россиян является картина Станислава Говорухина «Благословите женщину».
Топ-5 самых «женских» советских фильмов:
- «Девчата» (реж. Юрий Чулюкин) — 31%;
- «Москва слезам не верит» (реж. Владимир Меньшов) и «Служебный роман» (реж. Эльдар Рязанов) — 22%;
- «Самая обаятельная и привлекательная» (реж. Геральд Бежанов) — 15%;
- «Женщины» (реж. Павел Любимов) — 14%;
- «...А зори здесь тихие» (реж. Станислав Ростоцкий) — 11%.
«Благословите женщину» стал самым популярным «женским» фильмом жителей России

Самым любимым отечественным "женским" фильмом у россиян является картина Станислава Говорухина "Благословите женщину". Таков результат опроса киноканала "Русский роман", проведенного в преддверии Международного женского дня. Драму "Благословите женщину", вышедшую на экраны в 2003 году, выбрали 33% зрителей. Она стала дебютом для актрисы Светланы Ходченковой, которая сыграла главную роль Веры – супруги командира Красной Армии Ларичева (Александр Балуев).
Второе место заняла новогодняя сказка "Приходи на меня посмотреть", ее выбрали 24% зрителей. Фильм был создан по мотивам пьесы Надежды Птушкиной "Пока она умирала". Премьера фильма состоялась в 2001 году. Картина оказалась единственной режиссерской работой Олега Янковского, созданной им в сотрудничестве с оператором Михаилом Аграновичем.
Фильм "Артистка" Станислава Говорухина занял третье место по результатам опроса (14%). Главную роль сыграла Евгения Добровольская. Также в нем участвовали Юрий Степанов, Мария Аронова, Дмитрий Певцов и Александр Абдулов.
На четвертом месте оказался фильм "Мужчина в моей голове" Алексея Пиманова. Его выбрали 9,5% зрителей. Эта кинолента вышла на экраны 7 января 2010 года и стала одной из самых популярных новогодних премьер. Главную роль сыграла Ольга Погодина.
Замыкает топ-5 женских фильмов кинокартина "Настя", снятая по повести Александра Володина "Происшествие, которого никто не заметил". Этот фильм стал первой картиной Георгия Данелии, созданной им в постсоветский период в 1993 году. Заглавную роль исполнила Полина Кутепова.
«ИнтерМедиа» напоминает, что Любовь Аксёнова была признана самой популярной российской актрисой в опросе среди россиян к Международному женскому дню провел онлайн-кинотеатр Kion.