Юрий Темирканов: «Режиссер в оперном спектакле должен быть, как здоровое сердце – его не замечаешь, если оно работает!»

О ВЛИЯНИИ ТРАДИЦИЙ НА КУЛЬТУРУ
– Скажу так, без уважения к прошлому ничего нельзя сделать! Время меняется и диктует иное отношение к искусству и культуре. Если все это не построено на фундаменте того, что сделано ранее, то «фокус» не выйдет, – получится простое «жульничество». А для «жуликов» люди очень удобно устроены. Они боятся показать, что чего-то не понимают. Это напоминает одну сказочку, когда ребенок воскликнул: «А король-то – голый…». Андерсен придумал ее много лет назад…
Самое опасное для человека – стараться быть умнее; когда ты говоришь не то, что думаешь. Вот, например, я не люблю пьесы Чехова. Но вслух сказать это как-то неудобно. А когда я нашел у Бунина подтверждение моих мыслей на этот счет, я так обрадовался!
ОБ АВТОРСКИХ ИНТЕРПРЕТАЦИЯХ
– Когда ничего не понимают, а что-то надо сказать, говорят: «Интерпретация»! Это и непонятно, и при этом интеллигентный вид имеешь. Вообще я считаю, артист не может состояться без этой самой «интерпретации». Он не может играть по-другому, он личность! Перед собой нужно ставить другую задачу: я простой музыкант, как бы мне дотянуться до тех мыслей, которые руководили гением, когда он писал.
Вот приходит ко мне, например, оперный режиссер и говорит: «Маэстро, я нашел решение «Кармен»!» Я отвечаю: «Правда?.. Вот замечательно! Бедный Бизе, он написал оперу и никак не мог найти это решение!» Все происходит оттого, что профессией занимаются люди малограмотные. Режиссура – это такая пища! Чтобы дойти до сути, хоть чуть-чуть к ней приблизиться, нужно иметь большой багаж знаний.
Режиссер в оперном спектакле должен быть, как здоровое сердце – его не замечаешь, если оно работает! А когда заканчивается спектакль, ты вдруг понимаешь, как замечательно он поставлен, как захватил! Когда сердце «больное», ты его чувствуешь, оно мешает тебе работать…
ОБ ОТНОШЕНИИ МУЗЫКАНТОВ К ИСКУССТВУ
– Во-первых, ты можешь делать то, что мало кто умеет. Музыканты – люди «отмеченные»… Работая много лет, они не должны превращать свою работу в профессию. Страшно то, что в мире работа в оркестре стала «производством». Музыканты приходят на работу, и очень часто смотрят на часы, когда закончится их рабочий день, например, репетиция. В такую деятельность уже не вкладывается смысл «служения» искусству. При этом они хорошо играют, но я не совсем понимаю, зачем купил билет на этот концерт…
(Татьяна Эсаулова, «Новые известия», 03.09.15)
Модная народная: «Курские песни 2.0» перезапустили тренд на Slavic Core

Концептуальный музыкальный проект «Курские песни 2.0» отметил наступление весны 2025 года на всех крупных музыкальных площадках России. Альбом представляет собой интригующее, местами смелое перепрочтение старинных народных песен Курской губернии (многим известных по знаменитой кантате Георгия Свиридова, – прим. авт.) в современных стилистиках – фолк, джаз, эмбиент, электроника, неоклассика.
– Это перезапуск тренда на Slavic Core, но на сей раз в музыке. Надевайте свой пуховый платок и красные сапоги – и слушайте новые курские песни под чай с баранками! – призывает музыкальный критик Алексей Мажаев.
Над альбомом работали профессионалы – автор идеи и художественный руководитель проекта, заслуженный артист России, курянин Михаил Иванов, петербургские музыканты – София Бридж и Игорь Заливалов, вокалистка Нина Вагайцева.
Аутентичные тексты всех 10 песен, вошедших в альбом, позволят слушателям окунуться в традиционные народные сюжеты и проникнуться житейской мудростью по множеству вопросов – от того, как решать любовные дилеммы, до прозрений, почему Ванька - “сукин сын”. Выбор музыкальных жанров для каждой из песен продуман так, чтобы максимально раскрывать заложенные в тексты смысл и настроение.
Альбом «Курские песни 2.0», выпущен музыкальным издательством “Панчер” и уже доступен на всех стриминговых сервисах, действующих в России.
– Проект имеет богатую предысторию. Сначала мы, как 60 лет назад это сделал знаменитый курский композитор Георгий Свиридов, провели фольклорную экспедицию в Курский край для исследования народных песен, традиций. Это было еще до СВО. В экспедиции мы сделали свои эскизы того, как курские песни могли бы звучать сегодня, со всеми привычными нам современными техническими возможностями, на современном музыкальном языке. Затем мы сделали концертную программу в импровизационном жанре, а теперь на известном и дружественном нам лейбле вышел еще и полноценный современный альбом, изданы ноты в формате real book (традиционно так называют сборники джазовых стандартов, но термин используется для обозначения записи всех произведений, подразумевающих импровизацию, – прим.ред.). Звучит так, будто уже сделан максимум, но мы пойдем еще дальше – хотим сделать эффектное шоу в формате World Music, чтобы курские песни гремели на мировом уровне! – рассказал корреспонденту «ИнтерМедиа» Михаил Иванов.
Осенью также состоится премьера концерта в поддержку альбома. На одной сцене планируется участие сразу трёх творческих коллективов: этнографического ансамбля, академического хора и современной электронно-джазовой группы – все они будут исполнять курские песни.
Музыкальное издательство «Панчер» направит все средства, заработанные альбомом «Курские песни 2.0» на стриминговых площадках, на поддержку деятелей культуры и жителей Курской области.
– Родина знаменитых Курских песен – южные районы Курской области, а именно Суджанский и Большесолдатский районы, которые сейчас оккупированы. Сохранение нематериального культурного наследия приграничного региона в таких условиях актуально как никогда, – уверены артисты.
Тираж нотного издания в формате real book будет распространяться бесплатно при поддержке Национального Свиридовского фонда и учебных заведений, носящих имя композитора Г.В. Свиридова – в филармониях, музыкальных коллективах, школах, училищах и т.д.
– В год 110-летия композитора реализация подобного масштабного проекта, рассчитанного на молодежь, – не только выполнение требований президентского гранта, но и искреннее желание наследников Георгия Свиридова поддержать жителей Курской области в этот непростой период, – рассказал президент Национального Свиридовского фонда Андрей Чеснов.
Проект реализован музыкальным издательством «Панчер» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Пресс-конференция, посвященная проекту «Курские песни 2.0», и торжественной передаче нотного издания Курскому музыкальному колледжу им. Г. В. Свиридова, состоится в Курской государственной филармонии-2 (Свиридовский зал) 14 марта в 13:30. Дополнительная информация будет объявлена позже.
Аккредитация на пресс-конференцию, дополнительная информация: welcome@intermedia.ru
Официальное пресс-агентство – информационное агентство «ИнтерМедиа».
Фотоархив (предоставлено Михаилом Ивановым, музыкальным издательством “Панчер”).
Вахтанг, Вера Вольт и Леонид Руденко: фестиваль зумерской музыки Rebel Age задаст новые стандарты

Фестиваль зумерской музыки Rebel Age соберёт инфлюенсеров Москвы 13 марта 2025 года в «Звук Студио». В лайнапе – дерзкие и независимые: Вахтанг, Вера Вольт, Skrimer & Nairex, «Я и моя тень», Kama, Janik, Rendal, Пушкашу, а также специальные гости Леонид Руденко, Кучер, Азер Насибов, Аркан, Gidayyat, Ozmany, Sabu, Mrid, Santee и Sandra Top.
Вечер в своём неповторимом стиле проведёт Макс Астахов (Studio 21). Гостей также ожидают welcome-зона, дружеская атмосфера и фуршет.
Rebel Age — амбициозный проект, миссия которого – помощь дерзким и независимым артистам в популяризации их творчества.
- Мы совершенно точно знаем, как сложно творческим людям быть услышанными. Именно поэтому мы берём на себя полный цикл работ – с первых треков до больших концертных туров. Нам важно давать молодым артистам шанс стать узнаваемыми и востребованными в текущих реалиях шоу-бизнеса. Это не просто слова: они подкреплены 10 годами практики, за которые мы выпустили 1500 релизов и заключили более 200 контрактов с музыкантами. Еще мы тесно сотрудничаем с музыкальным издательством «Креатив Медиа», которое успешно выступает в роли дистрибьютора цифрового контента уже больше 15 лет, - рассказали корреспонденту «ИнтерМедиа» организаторы фестиваля.
Внимание!!! Мероприятие закрытое, аккредитация строго для СМИ и блогеров с аудиторией от 500 тыс. чел.: welcome@intermedia.ru.
Сбор гостей в 19:00.
Начало в 20:00.
Адрес: Москва, Поклонная улица, 3, подъезд Е1 («Звук Студио»).
Информационная поддержка фестиваля – «ИнтерМедиа».
Дополнительная информация: https://rebelage.ru/.
Вышел альбом Ирины Кайновой с произведениями для арфы

Альбом композитора Ирины Кайновой «Цветок розы», выпущенный музыкальным издательством «Рэй Рекордс», с 7 марта 2025 года доступен на всех цифровых площадках.
Творческий путь Ирины Кайновой начался более 30 лет назад. Она работает в жанрах симфонической, камерно-инструментальной и вокально-хоровой музыки. В ее творческом багаже имеются музыкальные спектакли, компьютерная музыка, а также множество переложений и обработок.
Сегодня Ирина Кайнова – профессор кафедры композиции Российской академии музыки им. Гнесиных, член Союза композиторов России, действительный член Петровской академии наук и искусств, член Правления Русского арфового общества, постоянный участник фестивалей «Арфовое искусство России», «Светозвоны», «Московская осень».
В новый релиз вошли произведения для арфы, которая занимает особое место в творчестве композитора.
– Звуки арфы – это мир возвышенных чувств, радости или печали – с одной стороны, и народного колорита, колокольности – с другой, – говорит Ирина Кайнова.
В альбоме представлены сочинения в форме вариаций на казачьи, белорусские, болгарские народные песни, а также композиции, посвященные людям, сыгравшим важную роль в жизни и творчестве композитора. Особого внимания заслуживает запись живого исполнения Концерта для арфы и струнного оркестра на фестивале «Московская осень».
Произведения Ирины Кайновой, вошедшие в альбом, представляют выдающиеся музыканты, артисты ведущих российских театров и оркестров: арфистки Ника Рябчиненко, Илона Нокелайнен, Екатерина Муслиенко, флейтистка Светлана Митряйкина, альтист Радик Ханафин, а также Московский камерный оркестр «Времена года» под управлением В.Булахова и ансамбль ударных инструментов под управлением А.Никитина.