Николай Бурляев потребовал установить основополагающие морально-этические нормы для культуры

Режиссёр Николай Бурляев выступил с речью на заседании общественного совета Министерства культуры РФ по театру 16 марта 2017 года. Агентство InterMedia публикует текст его выступления.
«В 1992 году руководитель Государства Борис Ельцин подписал Закон, согласно которому Министерство культуры Российской Федерации было лишено какого бы то ни было влияния на культурную политику государства и освобождено от ответственности за духовно - нравственное состояние культуры в стране. Главной задачей Минкультуры стало «обеспечение прав и свобод человека в области культуры». Ответственность за состояние культуры была рассеяна по субъектам Российской Федерации, где каждый по-своему вершил свою культурную политику. В авангард культуры страны стали просачиваться опьянённые вседозволенностью «культурные инноваторы», поощряемые оробевшей властью, обеспечивающей «лукавый легион» финансами: например, откровенному хулиганству - инсталляции фаллоса на Санкт-Петербургском мосту, была вручена награда Минкультуры. Сотни миллионов бюджетных средств вкладывались в непристойные выставки, так называемого «современного искусства». Об этом довольно коварном понятии убедительно говорил выдающийся художник И.Н.Крамской: «Современного искусства не существует. Есть Искусство и не искусство». Бывшее руководство Минкультуры ссужало огромные средства на выставки «современного искусства», на которых куры гадили на голову Льва Толстого, посетители топтали ногами проецируемые на пол Евангельские тексты. Сотни миллионов были бездумно вложены в нашествие на Пермь «красных гельмановских человечков», в провокационную антихристианскую постановку «Тангейзера» в Омске. Смерч «инновационной современной культуры» не миновал и столицы, где началась реформа московских театров, наступление на традиции великого Русского репертуарного театра, постепенное вытеснение его, подмена театральной патологий, грязью, извращениями, искажением Русской классики.
24 апреля 2014 года Президент страны, вняв голосу общественности, подписал Указ «Основы государственной культурной политики», призванный способствовать культурному, духовному возрождению России. Этот Указ и стратегия государственной культурной политики могут быть воплощены в жизнь только при условии консолидированных усилий всего культурного сообщества нашей страны и головного федерального органа государства – Министерства культуры Российской Федерации, при активной поддержке Общественного Совета, которым по определению отведена центральная роль в реализации Государственной культурной политики.
Разбалансировка отечественной культуры не могла не сказаться на духовно-нравственном состоянии современного театра и всего общества. Прогрессирующая духовная деградация общества видна подавляющему большинству людей в нашей стране.
Великий русский артист Михаил Щепкин говорил: «Театр - это храм. Священнодействуй или убирайся вон!» Это христианское отношение к театру разделяли великие Пушкин, Лермонтов, Островский, Гоголь, Станиславский, называвшие театр – кафедрой,просвещающей и возвышающей души зрителей. Традиции русского театра продолжали развивать, каждый по своему, выдающиеся мастера сцены - Немирович-Данченко, Михаил Чехов, Вахтангов, Завадский, Товстоногов, Охлопков, Эфрос, Любимов… Сегодня можно с прискорбием констатировать забвение традиций и заветов великих зодчих Русского театра, агрессивное разрушение традиций уникального, ставшего мировым брендом, русского реалистического, психологического, репертуарного театра. Это происходит по воле новоявленных эпатажных «режиссёров-инноваторов» по всей стране, при попустительстве государства, Союза театральных деятелей и руководителей театров, полностью отстранённых от какого бы то ни было влияния на эти деструктивные процессы.
Три года назад в нашей столице началось «реформирование, оптимизация театров», якобы отстающих от Европы. Мы действительно от неё отстаём. Москва по числу театров на один миллион жителей уступает Берлину – в 16, Праге – в 22, Риму - в 48 раз. Не смотря на это, в числе театров, подвергнутых реформированию (весьма образно названного бывшим руководителем культуры столицы - «перепрошиванием»), оказались старейшие коллективы, чья история и традиции исчисляются многими десятилетиями. Театр Гоголя «перепрошит» в «Гоголь-центр», Драматический театр Станиславского в год своего 70-летия деформирован в «Электротеатр Станиславский». Оптимизация коснулась и других театров Москвы. Театр на Таганке, являющийся мировым брендом, был лишен художественного руководства и «перепрошит» в «директорский театр». Без консультаций с труппой бывший руководитель культуры Москвы, за несколько дней до своего увольнения, успел внедрить в театр на Таганке (на роль директора) бывшую танцовщицу кордебалета Одесской оперетты, не имеющую никакого отношения к школе основоположников «Таганки». Первым делом внедрённая в коллектив «директор» ликвидировала художественный совет театра.
Нужно заметить, что институт «художественных советов» в театральных коллективах страны уничтожается повсеместно, что полностью развязывает руки самостийным, агрессивным «менеджерам». О том, что происходит сегодня в этом коллективе и других театрах Москвы, могут рассказать присутствующие здесь сотрудники театров столицы и представители профсоюза театральных работников Москвы.
Настало время осознать руководству Минкультуры деструктивность института «театральных менеджеров» и их руководящей роли в коллективе, нужно признать, что погоня за прибылью, коммерциализацией искусства приводит лишь к активному разрушению Российского театра и самообогащению «менеджеров». Невозможно служить одновременно и Богу, и мамоне. Пришло время призвать руководство Минкультуры к восстановлению приоритетной роли художественного руководителя – главного режиссёра и возрождению в театрах институт Художественных советов.
От начала «московских реформ» минуло 3 года. Результаты – налицо. Прокурорские проверки деятельности Театра на Таганке и Гоголь-центра выявили серьёзные нарушения и многомиллионные долги. «Гоголь-центр», «директорская» «Таганка», «Электротеатр Станиславский» и другие «реформированные» коллективы, не попали в список эффективных театров, обнародованных Департаментом культуры столицы. Эффективными признаны только репертуарные театры, которых «перепрошивание» не коснулось: Современник, Маяковского, Ленком, Пушкина, Моссовета, Мастерская Петра Фоменко, Маяковского, Сатиры, Оперетты, Театр на Юго-Западе, Музыкальный театр Станиславского, Новая Опера.
Казалось бы, нужно сделать соответствующие выводы и принять меры к пересмотру деструктивных действий.Однако, эти «реформированные» театры по-прежнему финансируются из государственного бюджета. Вопрос бюджетного финансирования театров, кинематографа всей отрасли культуры весьма важен и он будет обсуждаться на ближайшем Общественном Совете.
Недавние заявления вице-мэра Москвы, курирующего столичную культуру, сделанные им в «МК», вызывают серьёзные опасения за судьбу учреждений культуры. Московский куратор театральной «реформы» признавался, что он не является профессионалом в театральной сфере и поэтому он просил поддержки у театральной общественности столицы. Реформы поддержали уважаемые руководители эффективных московских театров. Прочие столичные театры, ожидающие своей очереди на «перепрошивание», не в силах противостоять воле «реформаторов» и внедрённых в театры «менеджеров». Ведь театральная Москва целиком зависит от их идейной и финансовой политики. Руководители не столь раскрученных и масштабных московских театров, не вошедших в список эффективных,понимают, что вряд ли они останутся на своих местах, если выскажут руководству свои возражения по проводимой реформе.
На прошлом заседании комиссии по искусству Общественного Совета, состоявшемся 24 февраля, подчёркивалось, что столичные театральные «реформы» идут вразрез с Указом Президента страны об «Основах государственной культурной политики», направленной не на разрушение, а на сохранение и развитие традиций и культурного наследия страны, на утверждение в обществе духовно-нравственных ценностей.
Всё это происходило по причине устранения Минкультуры от вопросов контроля за морально-этической сутью финансируемых ведомством проектов. Но то, что не позволено чиновникам Министерства культуры, вменено в обязанность Общественному Совету, ЦЕЛЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОТОРОГО, СОГЛАСНО ПОЛОЖЕНИЯ, ЯВЛЯЕТСЯ- «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..,ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕСНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.., (что сейчас и происходит в этом зале), СОДЕЙСТВИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И РАЗРЕШЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ», что Общественный Совет успешно продемонстрировал в случае с прошлогодней провокационной антихристианской постановкой новосибирского «Тангейзера».
В 2011 году на встрече с кинематографистами Президент страны напомнил кинематографистам об этическом Кодексе, принятом Американскими кинопродюсерами в 1930 году, о так называемом «Кодексе Хейса», являвшимся непреложным законом для Голливуда на протяжении 37 лет. Не являясь ярым поклонником «Голливуда», а скорее наоборот, ознакомившись с этим Кодексом, я был немало удивлён его позитивностью. В Кодексе было чётко прописано, что можно и что недопустимо для показа на экране. Кодекс призывал к ответственности кинематографистов перед обществом, на которое экран оказывает тотальное влияние. Кодекс охранял незыблемость традиционной семьи, религии, он стоял на страже национального достоинства, положительного, здорового образа жизни, оберегал души зрителей от жестокости, насилия, крови, разврата, патологии, излишней сексуализации общества…
На протяжении семи лет Президент нашей страны на встречах с творческими работниками, сетующими на падение нравов и деградацию культуры, тактично давал понять, что деятели культуры должны сами выработать нормы этики и духовной экологии общества. Первым откликнулся Союз кинематографистов России, приняв два года назад «Этическую хартию кинематографистов». Но стала ли эта хартия законом для кинематографистов? Наши коллеги продолжают снимать, а бюджет поддерживать, фильмы далёкие от требований «Основ государственной культурной политики». «Этическая хартия кинематографистов» не стала Законом.
В условиях современной открытости информационного пространства, стремительного роста технологий и средств массовых коммуникаций, возникла, продиктованная временем, необходимость создания «Закона о культуре»,не посягающего на полную свободу творчества, необходимую для дальнейшего совершенствования и приумножения отечественной культуры, но опирающегося на принятые «Основы государственной культурной политики», устанавливающего морально-этические принципы и духовно-нравственную ответственность художника перед обществом и потомками.
Человечество всегда признавало важнейшую роль искусства для духовного совершенствования людей и его глубочайшее воздействие на жизнь человека. Культура в нашей стране признана приоритетом национальной безопасности. Искусство - предмет деятельности чьего-то ума. А намерения этого ума могут быть либо нравственными, либо безнравственными. Таким образом, искусство может быть как полезным для человека, так и вредным, или укреплять моральные устои нации, или вести к её деградации. Произведение искусства - не только форма развлечения, но прежде всего – воспитания, просвещения и возвышения человеческой души и его сознания. Творчество художника несёт ответственность за духовно-нравственное состояние и развитие общества, улучшение принципов общественной жизни и, в значительной степени, за позитивное мировоззрение людей. Уважаемые коллеги, предлагаю поручить Общественному Совету провести слушания по «Закону о культуре», с целью внесения в Закон основополагающих морально-этических норм для культуры, находящейся в сфере государственной поддержки».
Руководитель фолк-группы «Солнцеворот» Анастасия Ведерникова: «Фольклор — это генетический код народа»

Премьера музыкального спектакля в жанре фольклорного театра по пьесе уральского драматурга Владимира Зуева «Мифы и легенды Древней Руси» состоится 16 марта 2025 года на сцене Уральского центра народного искусства им. Е.П.Родыгина.
Проект реализуют Благотворительный фонд актеров и Региональная молодежная Лаборатория театра и фольклора при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. В постановке принимают участие Уральский государственный русский оркестр, заслуженный артист России Сергей Чонишвили, актер театра и кино Максим Линников, студенты ЕГТИ и екатеринбургская фолк-группа «Солнцеворот», которая не только выступит на сцене в ходе спектакля, но и создаст для постановки обрядовые номера.
В прошлом году фолк-группа отметила 20-летие своей творческой деятельности. В репертуаре профессионального коллектива, лауреата всероссийских и международных конкурсов и фестивалей — народные песни в современных и неожиданных аранжировках. Музыканты сочетают самые разные музыкальные направления — фольклор, авангард, джаз, поп и рок.Пока подготовка к премьере спектакля идет полным ходом, певица, композитор, художественный руководитель фолк-группы «Солнцеворот» Анастасия Ведерникова рассказала о том, что ее вдохновляет в новом проекте.
— Группа «Солнцеворот» появилась в 2004 году. То есть коллективу исполнилось 20 лет! Анастасия Николаевна, расскажите, пожалуйста, как вы решили собрать фолк-группу и кто вошел в ее первый состав?
— Да, коллективу в 2024 году исполнилось 20 лет. В 2004 году я работала педагогом в Свердловском областном музыкальном училище им. П.И.Чайковского на отделении «Сольное народное пение». И в первый состав, тогда вокального трио, вошли я и две мои студентки. Вообще, идея создания подобного коллектива буквально «витала в воздухе». В то время в Екатеринбурге, безусловно, были народные коллективы, но в массе своей они выступали под небольшие инструментальные ансамбли из народных инструментов и в основном пели авторские песни а-ля рус, либо уральский фольклор. Мне же было интересно современное звучание народных песен, такое, чтобы и молодежи они были интересны. То есть в разных музыкальных стилях и направлениях — и поп, и рок, и джаз, и фьюжн… Кроме того, не хотелось замыкаться только на уральском фольклоре, хотелось создавать свой авторский репертуар, искать интересные фольклорные песни разных областей России и аранжировать их в современном звучании, с использованием различных инструментов, не только и не столько народных, а больше эстрадных — клавиши, электрогитара, бас-гитара и тому подобное. Еще хотелось, чтобы во всей этой, так сказать, современности и молодежности зазвучали и подлинные народные инструменты — гусли, колесная лира, калюка, кугиклы и так далее. Так мы и сделали. С тех пор у нас, как мне кажется, есть свой узнаваемый стиль. Со временем в нашем репертуаре появились и акапельное пение фольклорных песен, и авторские произведения. Но могу с гордостью сказать, что мы никого не перепеваем, а всегда ищем новые песни, а если и берем что-то всем знакомое, то делаем это по-своему.
— Кто входит в «Солнцеворот» сегодня?
— Сегодня в фолк-группе пять артистов: двое мужчин и три девушки. Все они имеют специальное музыкальное образование. Это всегда был и есть принцип моей работы. Я никогда не беру в коллектив любителей и самоучек. Просто потому что люблю, чтобы люди свободно читали с листа, и я могла с ними разговаривать «на одном языке». Итак, состав коллектива сегодня: Дарья Ухарцева— окончила музыкальное училище им. П.И.Чайковского, Лилия Кокорина—окончила Российскую академию музыки им. Гнесиных, Сергей Кокорин — окончил Екатеринбургский государственный театральный институт, Сергей Василейко— окончил Екатеринбургский государственный театральный институт, и я — Анастасия Ведерникова — окончила Российскую академию музыки им. Гнесиных и Московский институт рекламы, туризма и шоу-бизнеса.
— Как создается репертуар группы?
— Первое, на что я обращаю внимание,— это текст песни. В нем должна быть какая-то история, которую мне бы захотелось рассказать зрителю. Далее я смотрю мелодию и ищу в ней ритмическое зерно, чтобы понять, в каком стиле можно сделать инструментальную аранжировку, после чего работаю с аранжировщиком в студии и, как правило, параллельно делаю вокальную аранжировку. И всё — готова песня для коллектива. Большинство наших песен — это подлинный фольклор России. У нас в репертуаре есть песни и юга России (Белгородская, Курская, Калужская, Воронежская области), и запада (Брянская, Смоленская), и центральной части (Московская область) и Поволжья (Саратовская, Самарская области), конечно, Урала (Свердловская, Челябинская области) и, безусловно, казачьи (донских, кубанских, уральских, терских казаков, казаков-некрасовцев и другие). Также есть и авторские песни, но в основном это песни, написанные лично мной, либо нашими уральскими авторами.
— Часто ли вы гастролируете? Есть ли у вас любимые фестивали?
— Гастроли у нас случаются, но, наверное, не так часто, как хотелось бы. В основном это летний период, когда проходит много фестивалей. За 20 лет у нас их было много. Не могу сказать, что какой-то есть особенно любимый. Пожалуй, фестиваль колокольных звонов в Каменске-Уральском один из самых запоминающихся. Также этим летом мы были на фестивале в Пермском крае на Белой горе. Он запомнился. В том числе и благодаря месту, которое обладает какой-то уникальной силой и потрясающей красотой.
— Вы говорили, что миссия коллектива — вернуть людям желание слушать народные песни, наслаждаться их куражом и драйвом и гордиться своим культурным наследием. Получается?
— Об этом скорее надо спрашивать у наших слушателей и зрителей. Вообще, за 20 лет в стране многое поменялось, в том числе и отношение к нашей исконной культуре. Сегодня стали о ней больше говорить — о ее уникальности, неповторимости и тому подобное, а отсюда и появился интерес к ней не только у пожилого поколения, но и у молодежи. Лично меня это очень радует. Считаю, что не надо останавливаться на достигнутом, у нас — всех тех, кто занимается фольклором, — впереди еще большой путь. И нашему народу еще многое и многое можно и нужно узнать о своей исконной культуре.
— А как вы думаете, почему в нашем театре и кино так мало уделяется внимания славянской мифологии?
— Я думаю, что сама по себе славянская мифология недостаточно изучена. Это не греческая мифология, которую мы изучаем с детства. Легенды и мифы… Мы практически ничего об этом не знаем, практически нет книг на эту тему, а в тех, что есть, очень мало информации. Если спросить на улице обычного человека, что он знает об этом, думаю, мы услышим про Бабу-ягу и Кощея Бессмертного, и, может быть, про богатырей.
— Могут ли знания мифов передать какой-то полезный опыт современному человеку? Зачастую сюжеты в них довольно жестокие…
— Мифы — это сконцентрированный опыт человечества. Именно в них заложены основные «сюжеты» нашей жизни. Поэтому, безусловно, легенды и мифы — это важное культурное наследие, которое нужно изучать и анализировать. Вообще я считаю, что весь фольклор — это генетический код народа. И мифы здесь не исключение. И да, есть и жестокие. Но, если опять же вспомнить мифы Древней Греции, то они тоже не все добрые и светлые. В такой жестокости зачастую заложены выводы о жизни и смерти, о добре и зле.
— В 2020 году «Солнцеворот» вошел в число участников спектакля «Русалка», созданного Региональной молодежной Лабораторией театра и фольклора. И вот вы снова решили принять участие в постановке, где вместе с профессионалами будут выступать студенты. Что вас привлекло в этом проекте?
— Подобные проекты — это всегда интересный опыт, который обогащает, дает новые умения, знания, навыки. Это повод для размышлений и возможность не стоять на месте. И, конечно, это творчество. Именно оно для нас, артистов, музыкантов, всегда является движущей силой, вдохновением и просто возможностью жить и дышать полной грудью.
— Какие песни фолк-группы войдут в спектакль?
— В данный момент мы находимся на стадии подбора репертуара. Возможно, возьмем какие-то совсем новые произведения. Но это точно будут свадебные песни, обрядовые и, возможно, даже цыганские.
— В чем для вас особенность спектакля «Мифы и легенды Древней Руси»?
— Это проект, где на одной сцене сходятся артисты, певцы и целый большой оркестр народных инструментов. По-моему, это уникальная история. Получается практически такой фольклорный мюзикл. Почему не опера? Потому что в проекте много разговорного текста. Но об опере тоже можно было бы помечтать…
— Какие народные традиции соблюдают в вашей семье?
— Мы не празднуем какие-то конкретные народные праздники, но вот уважение к своим корням, предкам, знание своего рода— это есть. Если это традиция, то она соблюдается. Я стараюсь донести до своих детей историю нашей семьи.
— А какие сказки вы рассказывали своим детям?
— Это очень интересная тема: своим детям я не только рассказывала сказки, я вообще их воспитывала и развивала с помощью русского фольклора — поэзии материнства и детства. А потом даже выпустила книгу «Развитие ребенка от рождения до трех лет на основе фольклора» и одноименный диск с пестушками, потешками, небылицами, колыбельными и так далее. Поэтому могу точно сказать, что мои дети выросли на русском фольклоре.
Юрий Куклачёв расскажет о туре «Самый добрый клоун»

Пресс-конференция, посвященная туру Юрия Куклачёва «Самый добрый клоун», состоится в ТАСС 20 февраля 2025 года. Как уже сообщало агентство «ИнтерМедиа», бенефисный тур в честь юбилея Куклачёва и 35-летия Театра кошек пройдёт 15-31 марта. О программе тура, его географии, специальных гостях и номерах расскажут народный артист РСФСР, клоун, дрессировщик Юрий Куклачёв, заслуженный артист России, художественный руководитель Театра кошек Куклачева Дмитрий Куклачёв, заслуженный артист России, дрессировщик Владимир Куклачёв, министр социальной политики Нижегородской области Игорь Седых и директор Культурного центра «Сайдаш» в Казани Артур Мингазов. В мероприятии также примут участие знаменитые кошки – представители хвостатой труппы Театра кошек Куклачева.
Начало в 11.00.
Трансляция будет доступна на сайте ТАСС на странице анонса, а также в группе Пресс-центра ТАСС в ВКонтакте.
Справки и аккредитация: +7 (499) 791-0387, +7 (903) 284-2541, press-center@tass.ru.
В Театре Российской Армии появилась мемориальная гримерка Владимира Зельдина

Церемония открытия мемориальной гримерки народного артиста СССР Владимира Зельдина состоялась в Центральном академическом театре Российской армии (ЦАТРА) в Москве. Десятки знакомых, близких и коллег пришли почтить память актера, со дня рождения которого 10 февраля 2025 года исполнилось 110 лет.
- Нет человека, имеющего отношение к культуре, и причем человека значимого, человека, много сделавшего, который бы не переступил порог этой маленькой гримерной, - цитирует ТАСС слова актрисы Ольги Богдановой на открытии гримерной.
Гримерка станет постоянной частью музея Театра Армии. В ней Владимир Зельдин провел 72 года, в течение которых служил в Театре Армии. К нему приходили выдающиеся полководцы, артисты, поэты и писатели. В их числе - маршал Советского Союза Георгий Жуков, поэтесса Анна Ахматова, секретарь Совета безопасности РФ Сергей Шойгу и другие.
Ольга Богданова подчеркнула, что открытие гримерной - это драгоценный момент для каждого.
- Я часто думаю о том, что Владимир Михайлович никуда от нас не ушел и видит все, что происходит в театре. Хотя он уже не живет на этой земле, я чувствую его защиту и верю, что ничего плохого с нами не произойдет, - поделилась она.
После открытия гримерки в Синем зале прошел памятный вечер в честь выдающегося артиста. Почтить память актера пришли главный режиссер театра Александр Лазарев, директор театра Милена Авимская и Юлий Гусман.