Николай Бурляев потребовал установить основополагающие морально-этические нормы для культуры

Режиссёр Николай Бурляев выступил с речью на заседании общественного совета Министерства культуры РФ по театру 16 марта 2017 года. Агентство InterMedia публикует текст его выступления.
«В 1992 году руководитель Государства Борис Ельцин подписал Закон, согласно которому Министерство культуры Российской Федерации было лишено какого бы то ни было влияния на культурную политику государства и освобождено от ответственности за духовно - нравственное состояние культуры в стране. Главной задачей Минкультуры стало «обеспечение прав и свобод человека в области культуры». Ответственность за состояние культуры была рассеяна по субъектам Российской Федерации, где каждый по-своему вершил свою культурную политику. В авангард культуры страны стали просачиваться опьянённые вседозволенностью «культурные инноваторы», поощряемые оробевшей властью, обеспечивающей «лукавый легион» финансами: например, откровенному хулиганству - инсталляции фаллоса на Санкт-Петербургском мосту, была вручена награда Минкультуры. Сотни миллионов бюджетных средств вкладывались в непристойные выставки, так называемого «современного искусства». Об этом довольно коварном понятии убедительно говорил выдающийся художник И.Н.Крамской: «Современного искусства не существует. Есть Искусство и не искусство». Бывшее руководство Минкультуры ссужало огромные средства на выставки «современного искусства», на которых куры гадили на голову Льва Толстого, посетители топтали ногами проецируемые на пол Евангельские тексты. Сотни миллионов были бездумно вложены в нашествие на Пермь «красных гельмановских человечков», в провокационную антихристианскую постановку «Тангейзера» в Омске. Смерч «инновационной современной культуры» не миновал и столицы, где началась реформа московских театров, наступление на традиции великого Русского репертуарного театра, постепенное вытеснение его, подмена театральной патологий, грязью, извращениями, искажением Русской классики.
24 апреля 2014 года Президент страны, вняв голосу общественности, подписал Указ «Основы государственной культурной политики», призванный способствовать культурному, духовному возрождению России. Этот Указ и стратегия государственной культурной политики могут быть воплощены в жизнь только при условии консолидированных усилий всего культурного сообщества нашей страны и головного федерального органа государства – Министерства культуры Российской Федерации, при активной поддержке Общественного Совета, которым по определению отведена центральная роль в реализации Государственной культурной политики.
Разбалансировка отечественной культуры не могла не сказаться на духовно-нравственном состоянии современного театра и всего общества. Прогрессирующая духовная деградация общества видна подавляющему большинству людей в нашей стране.
Великий русский артист Михаил Щепкин говорил: «Театр - это храм. Священнодействуй или убирайся вон!» Это христианское отношение к театру разделяли великие Пушкин, Лермонтов, Островский, Гоголь, Станиславский, называвшие театр – кафедрой,просвещающей и возвышающей души зрителей. Традиции русского театра продолжали развивать, каждый по своему, выдающиеся мастера сцены - Немирович-Данченко, Михаил Чехов, Вахтангов, Завадский, Товстоногов, Охлопков, Эфрос, Любимов… Сегодня можно с прискорбием констатировать забвение традиций и заветов великих зодчих Русского театра, агрессивное разрушение традиций уникального, ставшего мировым брендом, русского реалистического, психологического, репертуарного театра. Это происходит по воле новоявленных эпатажных «режиссёров-инноваторов» по всей стране, при попустительстве государства, Союза театральных деятелей и руководителей театров, полностью отстранённых от какого бы то ни было влияния на эти деструктивные процессы.
Три года назад в нашей столице началось «реформирование, оптимизация театров», якобы отстающих от Европы. Мы действительно от неё отстаём. Москва по числу театров на один миллион жителей уступает Берлину – в 16, Праге – в 22, Риму - в 48 раз. Не смотря на это, в числе театров, подвергнутых реформированию (весьма образно названного бывшим руководителем культуры столицы - «перепрошиванием»), оказались старейшие коллективы, чья история и традиции исчисляются многими десятилетиями. Театр Гоголя «перепрошит» в «Гоголь-центр», Драматический театр Станиславского в год своего 70-летия деформирован в «Электротеатр Станиславский». Оптимизация коснулась и других театров Москвы. Театр на Таганке, являющийся мировым брендом, был лишен художественного руководства и «перепрошит» в «директорский театр». Без консультаций с труппой бывший руководитель культуры Москвы, за несколько дней до своего увольнения, успел внедрить в театр на Таганке (на роль директора) бывшую танцовщицу кордебалета Одесской оперетты, не имеющую никакого отношения к школе основоположников «Таганки». Первым делом внедрённая в коллектив «директор» ликвидировала художественный совет театра.
Нужно заметить, что институт «художественных советов» в театральных коллективах страны уничтожается повсеместно, что полностью развязывает руки самостийным, агрессивным «менеджерам». О том, что происходит сегодня в этом коллективе и других театрах Москвы, могут рассказать присутствующие здесь сотрудники театров столицы и представители профсоюза театральных работников Москвы.
Настало время осознать руководству Минкультуры деструктивность института «театральных менеджеров» и их руководящей роли в коллективе, нужно признать, что погоня за прибылью, коммерциализацией искусства приводит лишь к активному разрушению Российского театра и самообогащению «менеджеров». Невозможно служить одновременно и Богу, и мамоне. Пришло время призвать руководство Минкультуры к восстановлению приоритетной роли художественного руководителя – главного режиссёра и возрождению в театрах институт Художественных советов.
От начала «московских реформ» минуло 3 года. Результаты – налицо. Прокурорские проверки деятельности Театра на Таганке и Гоголь-центра выявили серьёзные нарушения и многомиллионные долги. «Гоголь-центр», «директорская» «Таганка», «Электротеатр Станиславский» и другие «реформированные» коллективы, не попали в список эффективных театров, обнародованных Департаментом культуры столицы. Эффективными признаны только репертуарные театры, которых «перепрошивание» не коснулось: Современник, Маяковского, Ленком, Пушкина, Моссовета, Мастерская Петра Фоменко, Маяковского, Сатиры, Оперетты, Театр на Юго-Западе, Музыкальный театр Станиславского, Новая Опера.
Казалось бы, нужно сделать соответствующие выводы и принять меры к пересмотру деструктивных действий.Однако, эти «реформированные» театры по-прежнему финансируются из государственного бюджета. Вопрос бюджетного финансирования театров, кинематографа всей отрасли культуры весьма важен и он будет обсуждаться на ближайшем Общественном Совете.
Недавние заявления вице-мэра Москвы, курирующего столичную культуру, сделанные им в «МК», вызывают серьёзные опасения за судьбу учреждений культуры. Московский куратор театральной «реформы» признавался, что он не является профессионалом в театральной сфере и поэтому он просил поддержки у театральной общественности столицы. Реформы поддержали уважаемые руководители эффективных московских театров. Прочие столичные театры, ожидающие своей очереди на «перепрошивание», не в силах противостоять воле «реформаторов» и внедрённых в театры «менеджеров». Ведь театральная Москва целиком зависит от их идейной и финансовой политики. Руководители не столь раскрученных и масштабных московских театров, не вошедших в список эффективных,понимают, что вряд ли они останутся на своих местах, если выскажут руководству свои возражения по проводимой реформе.
На прошлом заседании комиссии по искусству Общественного Совета, состоявшемся 24 февраля, подчёркивалось, что столичные театральные «реформы» идут вразрез с Указом Президента страны об «Основах государственной культурной политики», направленной не на разрушение, а на сохранение и развитие традиций и культурного наследия страны, на утверждение в обществе духовно-нравственных ценностей.
Всё это происходило по причине устранения Минкультуры от вопросов контроля за морально-этической сутью финансируемых ведомством проектов. Но то, что не позволено чиновникам Министерства культуры, вменено в обязанность Общественному Совету, ЦЕЛЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОТОРОГО, СОГЛАСНО ПОЛОЖЕНИЯ, ЯВЛЯЕТСЯ- «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..,ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТЕСНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.., (что сейчас и происходит в этом зале), СОДЕЙСТВИЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И РАЗРЕШЕНИЮ СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ», что Общественный Совет успешно продемонстрировал в случае с прошлогодней провокационной антихристианской постановкой новосибирского «Тангейзера».
В 2011 году на встрече с кинематографистами Президент страны напомнил кинематографистам об этическом Кодексе, принятом Американскими кинопродюсерами в 1930 году, о так называемом «Кодексе Хейса», являвшимся непреложным законом для Голливуда на протяжении 37 лет. Не являясь ярым поклонником «Голливуда», а скорее наоборот, ознакомившись с этим Кодексом, я был немало удивлён его позитивностью. В Кодексе было чётко прописано, что можно и что недопустимо для показа на экране. Кодекс призывал к ответственности кинематографистов перед обществом, на которое экран оказывает тотальное влияние. Кодекс охранял незыблемость традиционной семьи, религии, он стоял на страже национального достоинства, положительного, здорового образа жизни, оберегал души зрителей от жестокости, насилия, крови, разврата, патологии, излишней сексуализации общества…
На протяжении семи лет Президент нашей страны на встречах с творческими работниками, сетующими на падение нравов и деградацию культуры, тактично давал понять, что деятели культуры должны сами выработать нормы этики и духовной экологии общества. Первым откликнулся Союз кинематографистов России, приняв два года назад «Этическую хартию кинематографистов». Но стала ли эта хартия законом для кинематографистов? Наши коллеги продолжают снимать, а бюджет поддерживать, фильмы далёкие от требований «Основ государственной культурной политики». «Этическая хартия кинематографистов» не стала Законом.
В условиях современной открытости информационного пространства, стремительного роста технологий и средств массовых коммуникаций, возникла, продиктованная временем, необходимость создания «Закона о культуре»,не посягающего на полную свободу творчества, необходимую для дальнейшего совершенствования и приумножения отечественной культуры, но опирающегося на принятые «Основы государственной культурной политики», устанавливающего морально-этические принципы и духовно-нравственную ответственность художника перед обществом и потомками.
Человечество всегда признавало важнейшую роль искусства для духовного совершенствования людей и его глубочайшее воздействие на жизнь человека. Культура в нашей стране признана приоритетом национальной безопасности. Искусство - предмет деятельности чьего-то ума. А намерения этого ума могут быть либо нравственными, либо безнравственными. Таким образом, искусство может быть как полезным для человека, так и вредным, или укреплять моральные устои нации, или вести к её деградации. Произведение искусства - не только форма развлечения, но прежде всего – воспитания, просвещения и возвышения человеческой души и его сознания. Творчество художника несёт ответственность за духовно-нравственное состояние и развитие общества, улучшение принципов общественной жизни и, в значительной степени, за позитивное мировоззрение людей. Уважаемые коллеги, предлагаю поручить Общественному Совету провести слушания по «Закону о культуре», с целью внесения в Закон основополагающих морально-этических норм для культуры, находящейся в сфере государственной поддержки».
Спектакль «Мифы и легенды Древней Руси» обсудят на радио «Город FM» Максим Линников и Олег Тополянский

Художественный руководитель постановки «Мифы и легенды Древней Руси», актер театра и кино Максим Линников и режиссер спектакля, заслуженный артист России Олег Тополянский станут гостями программы «Утро большого города» на екатеринбургской радиостанции «Город FM» 12 марта 2025 года в 8.00.
В преддверии премьеры проекта «Мифы и легенды Древней Руси», которая состоится 16 марта, они расскажут, как сумели соединить в одном театральном произведении площадный театр, славянскую мифологию, сказы, записанные Александром Афанасьевым, обрядовые номера и академическую музыку, и как это связано с цыганами и палехским искусством.
«Мифы и легенды Древней Руси» - масштабный проект, который объединит на сцене Уральского центра народного искусства им. Е.П. Родыгина именитых актеров театра и кино, студентов Екатеринбургского государственного театрального института, участников фолк-группы «Солнцеворот» и полный состав Уральского государственного русского оркестра.
XI Санкт-Петербургский форум объединенных культур пройдет в первой половине сентября

XI Санкт-Петербургский международный форум объединенных культур пройдет в первой половине сентября. Соответствующее решение было принято 3 марта 2025 года на заседании организационного комитета по его подготовке и проведению под руководством Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Татьяны Голиковой.
- Мы наработали опыт подготовки Форума объединенных культур и с каждым годом его совершенствуем, – сказала Татьяна Голикова. – Несмотря на «ковидный» период и возобновление форума в обновленном формате тогда, когда некоторые страны сделали попытку «отменить» российскую культуру, площадка успешно работает и объединяет деятелей культуры мира. В этом году форум пройдет в первой половине сентября.
Как отметила Татьяна Голикова, главной темой форума станет «Возвращение к культуре – новые возможности». Площадками деловой программы по традиции выступят Главный штаб Государственного Эрмитажа, пространства Государственного Русского музея и Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.
В культурную программу форума войдут концерт на Дворцовой площади и гала-концерт звезд оперы и балета в Михайловском театре. С докладом о подготовке форума по линии Министерства культуры Российской Федерации на заседании выступила глава ведомства Ольга Любимова.
- В 2025 году предлагаем увеличить общее предельное количество участников до 2 тысяч человек. Предполагается расширить российское участие за счет увеличения квот для субъектов Российской Федерации, а также большего привлечения деятелей культуры и специальных гостей», – отметила она.
Тематические секции возглавят заместитель Министра высшего образования и науки Российской Федерации Константин Могилевский, генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов, генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, директор Российского этнографического музея Юлия Купина, председатель «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов, первый заместитель генерального директора Информационного агентства России ИТАР-ТАСС Михаил Гусман, исполнительный директор Фонда кино Федор Соснов, художественный руководитель Государственного театра наций Евгений Миронов, генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова, генеральный директор Большого московского государственного цирка на проспекте Вернадского Эдгард Запашный. Добавится новая секция «Художественное образование», куратором которой выступит ректор Российского института театрального искусства – ГИТИС Григорий Заславский.
В рамках форума будет освещаться 80-летие Великой Победы. Информационной агентство России ИТАР-ТАСС предложило организовать фотовыставку «Музы не молчали», основанную на материалах из своих архивов. Генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов рассказал о мероприятиях секции «Культура и новые технологии», вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский – о региональной программе форума.
«Премию Художественного театра» в третий раз вручат в МХТ в марте

Церемония награждения лауреатов «Премии Художественного театра» в третий раз состоится 28 марта 2025 года на Основной сцене МХТ имени А.П. Чехова. «ИнтерМедиа» напоминает, что премия направлена на поддержку молодых деятелей искусств до 35 лет включительно, ярко заявивших о себе в минувшем году.
- Для нас «Премия Художественного театра» – важный этап признания таланта, настоящий трамплин для молодых мастеров, уже заявивших о себе в разных видах искусств, - говорит художественный руководитель МХТ Константин Хабенский. - Каждый год на исторической сцене Художественного театра встречаются те, кто делает в искусстве яркие и смелые шаги. Поощрять молодых и талантливых, рассказывать всем об их достижениях – дело важное и необходимое. Мы надеемся, что для номинантов и лауреатов нашей премии внимание экспертов и авторитетного жюри станет поддержкой и стимулом к дальнейшему развитию. Это наш вклад в будущее, которое рождается уже сегодня, буквально на глазах».
В «Премии Художественного театра» девять номинаций: основные – «Балет», «Опера», «Литература», «Кино», «Театр», «Классическая музыка», «Современная академическая музыка», и специальные – «Без комментариев» и «Зачет». Шорт-лист в основных номинациях формируется экспертным советом, куда входят: балетный критик Лейла Гучмазова, музыкальные критики Марина Гайкович и Илья Овчинников, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая, литературовед Дмитрий Бак, кинокритик Егор Москвитин, театральный критик Глеб Ситковский. Победителей в основных номинациях премии выберет жюри. Номинантов и призеров в категории «Зачет» определит ректорат Школы-студии МХАТ: приз будет вручен студенту Школы-студии, наиболее ярко проявившему себя в 2024 году. Призера в номинации «Без комментариев» выберет оргкомитет премии.
Состав жюри третьей «Премии Художественного театра»:
Балет:
Светлана Захарова, прима-балерина Большого театра, ректор Московской академии хореографии, народная артистка РФ;
Ирина Кашуба, хореограф, балетмейстер, педагог;
Максим Севагин, хореограф, артист балета, художественный руководитель балетной труппы МАМТ имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Опера:
Ильдар Абдразаков, оперный певец, заслуженный артист РФ;
Наталья Трихлеб, заслуженная артистка РФ, педагог по вокалу МХТ имени А.П. Чехова;
Ярослав Тимофеев, музыковед, музыкальный критик.
Литература:
Евгений Водолазкин, писатель, литературовед, доктор филологических наук;
Юлия Поспелова, драматург, кандидат исторических наук;
Валерия Пустовая, литературный критик, эссеист, кандидат филологических наук.
Кино:
Федор Бондарчук, продюсер, режиссер, актер;
Дарья Мороз, актриса, режиссер, продюсер, заслуженная артистка РФ;
Андрей Золотарев, сценарист, продюсер.
Театр:
Константин Хабенский, актер, режиссер, народный артист РФ, художественный руководитель МХТ имени А.П. Чехова;
Павел Руднев, театровед, театральный критик, кандидат искусствоведения, доцент Школы-студии МХАТ;
Евгений Писарев, режиссер, заслуженный артист РФ, художественный руководитель Театра имени А.С. Пушкина.
Классическая музыка:
Борис Андрианов, виолончелист, заслуженный артист РФ;
Кузьма Бодров, композитор, пианист, педагог;
Алексей Сюмак, композитор, пианист.
Современная академическая музыка:
Федор Леднев, дирижер;
Кузьма Бодров, композитор, пианист, педагог;
Алексей Сюмак, композитор, пианист.