Игорь Костолевский, Михаил Янушкевич и Михаил Филиппов дали себя подслушать на «Славянском базаре»

Комедия «Мужчины. Подслушанное» будет представлена на сцене НАДТ им. Якубаи Коласа в Витебске 13 июля 2018 года в рамках фестиваля искусств «Славянский базар».
InterMedia публикует наиболее интересные выдержки из пресс-конференции, которую дали сыгравшие главные роли в этой постановке Игорь Костолевский, Михаил Янушкевич и Михаил Филиппов.
О «СЛАВЯНСКОМ БАЗАРЕ»
Игорь Костолевский: «Мы не первый раз здесь, и всегда приезжаем сюда с огромной радостью. Витебск – город особой культуры, тут потрясающий зритель. То, что здесь настолько востребован театр, мне очень нравится».
О СПЕКТАКЛЕ «МУЖЧИНЫ. ПОДСЛУШАННОЕ»
Михаил Филиппов: «Играем его 21 год, поэтому даже забыли, о чем он. У него сложная судьба, мы постоянно меняли инвесторов. Это изумительный спектакль, история в нём ловко состряпана. Раньше спектакль назывался «Арт», но теперь для коммерческого заманивания его переименовали».
О ВЫРАЖЕНИИ «ВСЯ ЖИЗНЬ – ТЕАТР, А МЫ В НЁМ АКТЕРЫ»
Михаил Филиппов: «Начиная с перестройки, не к ночи будет она помянута, я всё больше убеждаюсь в правомерности этого выражения. Мы все живём, как на ладони».
ОБ ПРИМЕНЕНИИ АКТЕРСКИХ НАВЫКОВ
Михаил Янушкевич: «Я убеждён, что их надо применять только на сцене, а не в реальной жизни».
Игорь Костолевский: «Согласен. Важно накапливать впечатления. Если вам артист говорит, что он отлично играет в жизни, как правило, это плохой актер».
О НЕСЫГРАННЫХ РОЛЯХ
Михаил Филиппов: «Их очень много. Есть актеры, которые так и помирают, не сыграв главной роли в своей жизни».
О НЕОДУШЕВЛЁННЫХ РОЛЯХ
Игорь Костолевский: «Думаю, что Привидение в «Гамлете» - это роль, которую еще никто не сыграл. А роль удивительная».
ОБ АРМЕНЕ ДЖИГАРХАНЯНЕ
Игорь Костолевский: «Я не хочу это обсуждать. Был бы очень рад, если бы все эфиры на эту тему закрыли – эту ерунду, эту дрянь. Люди смотрят и говорят: «Да он же хуже нас». Но ты выйди и так сыграй, как он!»
Михаил Филиппов: «Это не история Армена Борисовича, а история СМИ и нас с нами. Если мы сразу будем выключать телевизор, когда начинают эксплуатировать его личную жизнь, может, что-то может поменяться».
О ТОК-ШОУ
Игорь Костолевский: «Не хожу. К коллегам же, которые туда участвуют, отношусь без осуждения. Многим элементарно нужны деньги, которые там платят. Не знаю, как бы себя повел я, если бы в них нуждался».
ОБ АНТРЕПРИЗАХ
Михаил Янушкевич: «Это не ругательное слово. Всё зависит от качества. А голосовать рублём и ногами должны вы».
О КНИГЕ О НАТАЛЬЕ ГУНДАРЕВОЙ
Михаил Филиппов: «Через год после смерти Наташи я начал работу над этой книгой. С моей стороны это был последний взмах руки. Набор воспоминаний и каких-то стишков».
О ВЫРЕЗАННЫХ СЦЕНАХ В ФИЛЬМЕ «ГАРАЖ»
Игорь Костолевский: «Впервые об этом слышу. У нас сильны идеи заговоров, но к фильму «Гараж» это не относится. Дорог мне «Гараж» тем, что я там снимался с замечательными артистами. Сегодня стёрлось понимание о том, что есть истина. Но те артисты реально потрясающие».
О ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОШИБКАХ
Игорь Костолевский: «Я человек нудный, поэтому вижу их у себя постоянно. И не только, кстати, у себя. Я вообще не люблю себя смотреть на экране».
О ЗРИТЕЛЕ ИЗ ГЛУБИНКИ
Михаил Янушкевич: «Он бывает настолько чуток и впечатлителен, что просто диву даёшься».
О ПРОБЛЕМАХ ТЕАТРА ИЗ ГЛУБИНКИ
Игорь Костолевский: «Так сложилась судьба, что я президент фестиваля «Золотая маска» и озабочен именно этими проблемами. Каждый год мы видим всё новых и новых талантливых ребят из регионов и очень интересные спектакли».
О ПОДДЕРЖАНИИ ХОРОШЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ФОРМЫ
Игорь Костолевский: «Когда я снимаюсь, мне подкрашивают волосы. А так я очень ленивый человек, но иногда заставляю себя ходить в спортзалы. Вот, пожалуй, и всё».
ОБ ИСТОЧНИКАХ ВДОХНОВЕНИЯ
Михаил Филиппов: «Я постоянно «ворую», поэтому меня можно назвать актёр-воришка. Подпитываюсь от разных людей, от Аркадия Исааковича Райкина. Меня за это пока ещё никто не покарал. Очень люблю музыку, хотя ничего в ней не понимаю».
ОБ ИЗМЕЛЬЧАНИИ ТЕАТРА И КИНО
Михаил Янушкевич: «Для меня великое кино и великий театр закончились. Смотришь записи старых спектаклей и думаешь: «Господи, какие добрые постановки, какие великие артисты!».
Михаил Филиппов: «Тогда летели журавли, а сейчас не летят. Сегодня театр в поиске, и времени на остановку и устаканивание (простите за это слово) нет. Надо заманивать зрителя, у которого и без того много забот».
О ДЕЛЬНОМ СОВЕТЕ ТВОРЧЕСКОМУ ЧЕЛОВЕКУ
Михаил Филиппов: «Витебский художник Юдель Пэн сказал своему любимому ученику Марку Шагалу: «Ты можешь рисовать что угодно и как угодно, только не рисуй козу выше синагоги».
Денис Ступников, InterMedia
Фото: Евгений Николаев, Personastars.com
В доме-музее Станиславского отметят 200-летие «Горя от ума»

Торжественное открытие выставки «Качалов – Чацкий. Грибоедов «Горе от ума»», посвященное 200-летию комедии и 230-летию Александра Грибоедова, состоится 14 марта 2025 года в Доме-музее К.С.Станиславского. Откроет выставку театральное представление по мотивам пьесы, подготовленное студентами 4 курса театрального колледжа имени Л.А.Филатова, в постановке режиссера Павла Ващилина.
Директор Музея МХАТ Павел Ващилин отметил важность пьесы для театрального мира:
- Долгое время сразу после выхода пьесы театральные труппы набирались под «Горе от ума»: считалось, что состав актёров, между которыми хорошо распределяются грибоедовские роли, может играть весь театральный репертуар. В связи с ее большой популярностью в то время появилось много пародий, фельетонов и крылатые фразы пошли в народ и цитируются по сей день. Можно сказать, что эта пьеса на века.
Комедия «Горе от ума» считается вершиной драматургии и поэзии. Яркий афористический стиль способствовал тому, что она вся разошлась на цитаты. Герой пьесы «Горе от ума» Чацкий стал особенным в репертуаре Василия Качалова. Ему посчастливилось исполнять эту роль 33 года.
Впервые «Горе от ума» в МХТ сыграли в 1906 году. Станиславскому и Немировичу-Данченко показалась интересной задача, как алгеброй гармонию, поверить психологическим театром одну из самых репертуарных пьес русской сцены. Та первая постановка была лишена откровенно сатирического взгляда, скорее она старалась воспроизвести давно уже канувший в Лету мир старой Москвы, поэтически и при этом исторически достоверно показать человеческие типажи. По свидетельству Н.Е.Эфроса, Качалов, говоря о той первой постановке, сказал: «Так ничего и не вышло».
В восстановлении спектакля 1914 года постановка обрела не только новые декорации Мстислава Добужинского, но и новое дыхание, хотя сохраняла большинство прежних исполнителей и прежний рисунок мизансцен. Принципиальнее и мягче стал Чацкий Качалова, юношу-поэта из спектакля 1906 года сменил незаурядный молодой философ.
Возобновление спектакля 1924 года отличалось чёткостью задач идейного характера. Чацкого репетировали, а потом играли Марк Прудкин и Юрий Завадский. Качалов играл Репетилова, взяв в качестве «зерна» болтливость, пустозвонство и легкомыслие. Но, как тонко подметил Станиславский, «работая над ролью Репетилова, Качалов был больше увлечен ролью Чацкого».
Как это часто случается в театре наступил неожиданно такой день, когда Василию Качалову вновь пришлось играть Чацкого. Разумеется, что в «третьем» Чацком не мог не отразиться жизненный опыт, приобретенный актером за эти годы. В новом Чацком он был строже, беспощаднее к порокам фамусовского общества, и в то же время он был гораздо оптимистичнее.
В 1938 году к 40-летнему юбилею театра решили заново поставить «Горе от ума». Вл.И.Немирович-Данченко предложил Василию Качалову сыграть Чацкого в дни юбилея театра Чацкого. Качалов сомневался в своих физических силах, ему было за шестьдесят, и это обстоятельство в спектакле никак нельзя было обойти. Решившись, он с новым увлечением отдался работе над дорогим ему образом. Актёр использовал в гриме портретные черты А.С. Грибоедова. 30 октября 1938 года Качалов сыграл своего нового Чацкого. Эта роль стала последней в его карьере.
Во время подготовки выставки кураторы решили сделать акцент на жанр пьесы «Горе от ума» – комедия. Василий Качалов всегда подчёркивал, что юмор был присущ Московскому Художественному театру, поэтому на выставке будет возможность вспомнить великие цитаты из комедии и от души посмеяться над выдержками из школьных сочинений.
Также на выставке будут представлены эскизы декораций и костюмов, портреты, фотографии, архивные документы, мебель, предметы бутафории, воспоминания современников и много вдохновенных поэтических строк из комедии «Горе от ума» в исполнении В.И.Качалова.
Выставка продлится до 8 июня.
Начало в 16.00.
Аккредитация на открытие выставки через форму: https://forms.yandex.ru/u/67a0e073e010db5db90fbb5b/
Дополнительная информация: e.a.peterson@museummhat.ru (Екатерина Петерсон, пресс-служба Музея МХАТ).
Объявлены номинанты на Премию МХТ

Шорт-лист третьей «Премии Художественного театра» объявил 11 марта 2025 года МХТ имени А.П. Чехова. Шорт-лист в семи основных – «Балет», «Опера», «Литература», «Кино», «Театр», «Классическая музыка» и «Современная академическая музыка» – сформирован экспертным советом, победителей выберет жюри. Ректорат Школы-студии МХАТ определит номинантов и призеров среди студентов Школы-студии в специальной номинации «Зачет». Призера в другой специальной номинации «Без комментариев», в которой чествуют людей вне времени и возраста, выберет оргкомитет премии. Лауреатам вручат дипломы и статуэтки – уменьшенные копии горельефа «Пловец» работы знаменитого скульптора Серебряного века Анны Голубкиной. Победители получат специальный приз от МХТ – уникальную возможность один раз в течение года использовать Новую сцену театра для своих творческих проектов.
Церемония вручения премии состоится 28 марта на Основной сцене МХТ.
Шорт-лист третьей «Премии Художественного театра»:
Номинация «Опера»:
- Филипп Селиванов, дирижер-постановщик, «Черевички» (П.И.Чайковский), Театр «Геликон-опера»;
- Елизавета Кулагина, сопрано, партия Оксаны, «Черевички» (П.И.Чайковский), Театр «Геликон-опера»;
- Иван Никифорчин, дирижер-постановщик, «Снегурочка» (А.Н.Островский, музыка П.И.Чайковского), Большой театр, Новая сцена.
Номинация «Балет»:
- Мария Кошкарева, солистка балета, партия Сванильды, «Коппелия» (Л.Делиб), Большой театр, Новая сцена;
- Герман Борсай, ведущий солист балета, партия Принца Зигфрида, «Лебединое озеро» (П.И.Чайковский), МАМТ имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко;
- Елена Соломянко, ведущая солистка балета, партия Одетты-Одиллии, «Лебединое озеро» (П.И.Чайковский), МАМТ имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко.
Номинация «Литература»:
- Мария Лебедева, писательница и литературный критик, роман «Там темно», Издательство АСТ: «Редакция Елены Шубиной»;
- Иван Бевз, писатель и драматург, роман «Чем мы занимались, пока вы учили нас жить», Издательство «Самокат»;
- Рома Декабрев, писатель, роман «Под синим солнцем», издательство «Альпина. Проза».
Номинация «Классическая музыка»:
- Мария Лундина, скрипка, Концерт № 1 для скрипки с оркестром, op. 6 (Н. Паганини), XIV Всероссийский фестиваль академического искусства «Оренбургские сезоны Дениса Мацуева», Оренбургская областная филармония;
- Анастасия Малых, орган, Трио-соната № 5 до мажор (И.С. Бах), сольный концерт, Нижегородская государственная академическая филармония имени М.Л.Ростроповича;
- Артемий Великий, дирижер, «Язык музыки. Голос», программа Московской государственной академической филармонии, Государственная академическая симфоническая капелла России, «Филармония-2». Концертный зал имени С.В.Рахманинова.
Номинация «Современная академическая музыка»:
- Лидия-Мария Кошевая, композитор, «Песни цветов», триптих для голоса и ансамбля, Наталья Смирнова и OpensoundOrchestra, фестиваль «Пять вечеров», ДК «Рассвет».
- Анна Орлова, композитор, BARZAZ (The Ballad of Eternal Irregularity), концерт современной органной музыки «Вращение сфер II», фестиваль Gnesin Contemporary Music Week, Храм святого Людовика Французского;
- Константин Борисов, композитор, Концерт для трубы с оркестром, Московский государственный академический симфонический оркестр, III Всероссийский конкурс молодых композиторов «Партитура», Большой зал МГК имени П.И.Чайковского.
Номинация «Кино»:
- Даша Верещагина, актриса, роль Алисы Селезневой, фильм «Сто лет тому вперед».
- Кирилл Дышловой, сценарист, сериал «Она такая классная».
- Олег Савостюк, актер, роль Павла Гончарова, сериал «Дайте шоу».
Номинация «Театр»:
- Екатерина Воронина, актриса, роль Гретхен, «Как Фауст ослеп» (по И.В.Гете), Театр «Сатирикон»;
- Андрей Маник, режиссер, «Три сестры» (А.П.Чехов), театральное объединение «Озеро», Пространство «Внутри»;
- Семен Шестаков, актер, роль Лопахина, «Вишневый сад» (А.П.Чехов), Учебный театр Высшей школы сценических искусств.
Специальная номинация «Зачет»:
- Ян Сибряев, актерский факультет, 4 курс, художественный руководитель курса – профессор Е.Писарев;
- Мария Могучая, продюсерский факультет, 5 курс, руководитель курса – И.Попов;
- Агафья Бит-Гармус, факультет сценографии и театральной технологии, 4 курс, руководитель курса – Е.Моченова.
100-летие со дня рождения Юлии Борисовой отметят в Театре Вахтангова

Вечер к юбилею Юлии Борисовой состоится в Государственном академическом Театре имени Евг. Вахтангова 17 марта 2025 года – в этот день народной артистке СССР могло бы исполнится 100 лет. «ИнтерМедиа» напоминает, что она скончалась 8 августа 2023 года в возрасте 98 лет.
- В 1948 году Юлия Борисова окончила Театральное училище им. Б. Щукина, в 1949 поступила в труппу театра имени Евгения Вахтангова, которому была верна всю жизнь, - сообщается в анонсе. - Она была актрисой Божьей милостью, совершенством. Так и не сумевшая состариться, яркая, мощная, поражавшая проникновенным голосом, стройностью фигуры, редкой душевной индивидуальностью. Суетность жизни не касалась её, она охраняла свою душу от повседневной банальности. Её внешняя закрытость, нерастраченность эмоций – всё это в жизни, а на сцене – буря страстей, полёт фантазии, гармония и красота. Её успех от роли к роли был триумфальным, её боготворили зрители, ей поклонялись коллеги. Юлия Константиновна спокойно, по-королевски достойно внимала почестям и званиям. Она была и осталась неразгаданной тайной.
Режиссером вечера выступил Эльдар Трамов, а участие в нем примут актеры труппы Вахтанговского.