Рецензия на книгу: Джоанна Стингрей, Мэдисон Стингрей - «Стингрей в Стране Чудес»

2019, «АСТ»
Оценка: 7 из 10
В середине 80-х начинающая американская певица Джоанна Филдс в поисках себя прибыла в СССР по туристической путёвке. В мрачной и холодной коммунистической стране девушка, не знающая русского языка, сразу познакомилась с лидерами подпольной рок-культуры и захотела стать её частью. Она подарила свои кроссовки и джинсы Борису Гребенщикову, а в следующий приезд привезла ему красную гитару «Фендер Стратокастер» (отчим Джоанны был очень богат и влиятелен, поэтому у девушки была возможность помогать русским бессребреникам, которые ни от каких подарков не отказывались). Кроме денег, у Джоанны, более известной по прозвищу Стингрей, которое потом стало её фамилией, было много энергии, и она употребила её на издание в США двойного винилового сборника «Red Wave» с песнями «Аквариума», «Кино», «Алисы» и «Странных игр». Не всем понравилось, что Джоанна наводит культурные мосты между «предполагаемыми противниками», и Стингрей на какое-то время перестали пускать в СССР, хотя она ехала туда на собственную свадьбу с гитаристом «Кино» Юрием Каспаряном. Но в конце концов ей удалось прорваться, и всё кончилось хорошо.
Описанный выше сюжет выглядит если не фантастическим, то по меньшей мере неоднозначным. При этом он известен всем, кто интересовался историей советского рока. Спустя тридцать лет после этих событий нам было бы интересно получить какие-то объяснения и узнать подробности. Но автобиографическую книгу о «советском» периоде своей жизни Джоанна Стингрей снабдила «сказочным» названием, а в тексте то и дело ссылается на «Страну Чудес» и прочие «волшебные» обстоятельства её приключения.
Очевидно, что ни Джоанна, ни её дочь Мэдисон, взявшая на себя литературную обработку рукописи, не обладают мощным писательским даром. Немного странно, что Алекс Кан, который не только переводчик, но и один из героев книги, оставил стингреевские яркие, но неудачные образы, банальности и корявости. «Он исторгал из себя такую энергию, что казалось, вот-вот взорвётся», «У Сергея [Курёхина] в глазах была злость, он был не в состоянии скрыть свою ненависть и презрение к КГБ» - местами кажется, что читаешь школьное сочинение троечницы, а не воспоминания легендарной личности.
Впрочем, стилистические огрехи - не самое страшное. Не исключено, что переводчик оставил их специально, чтобы читатель лучше познакомился с настоящей Джоанной. Неприятно удивляет другое: книга будто бы написана не человеком, который много жил в СССР и плотно общался с русскими, а туристом, который изучал страну по методичкам времён «холодной войны». Автор так часто употребляет аббревиатуру «КГБ» и так смачно описывает ужасы советского быта, будто она про нас вообще ничего не поняла - несмотря на частые визиты и любовь к местным музыкантам. Недаром Андрей Макаревич уличил Джоанну в, мягко говоря, неточностях. Например, она абсолютно уверена, что все андеграундные музыканты СССР жили в коммуналках (или в девятиэтажках в Купчине), а те, кто соглашались работать официально, как тот же Макаревич или неназванный музыкант «официальной группы «Секрет», тут же получали огромные квартиры в центре города. Эти и другие нелепые штампы повторяются многократно - видимо, по возвращении в Америку Джоанна многое подзабыла, но всё же удивительно, что факты в её памяти уступили место каким-то карикатурным представлениям про «империю зла». И теперь даже непонятно, верить ли в роман Джоанны с Кинчевым, в то, что в знаменитой фотосессии в ванне они с БГ не были голыми, и в то, что в большинстве поездок в СССР её сопровождала сестра Джуди (на редкость незаметная сестра, ни на одно фото не попала).
При этом её битва за получение советской визы, чтобы приехать к жениху, описана захватывающе, но без «сказочных» деталей, да и свадьбу с Каспаряном Стингрей запомнила очень хорошо. В соответствии с законами жанра, которых старается придерживаться Джоанна, книга заканчивается свадьбой. Недоумевающим читателям, которые в курсе, что брак не был долгим, обещано продолжение. И, скорее всего, будущую вторую книгу тоже нужно будет прочесть: любопытство опять пересилит недостатки языка и провалы в памяти автора.
Алексей Мажаев, InterMedia
Обзор: «Сеанс психотерапии» для желающих развода | «Непара» - «Плачь и смотри» | «Хит Сториз»

2025, «Муз шоу».
Про одну из самых пронзительных песен нулевых даже развлекательный формат «Хит Сториз» не устоял: обошлось без приглашения в программу экстрасенсов и циников-журналистов, и даже представители тинейджерской фокус-группы в финале признались, что им тоже захотелось плакать. Экс-солистка «Непары» Виктория Талышинская рассказала, что однажды разведённая пара с ребёнком, услышав «Плачь и смотри», осознала свою ошибку и воссоединилась. Но строчки «счастье босиком по ковру перед сном» и «если бы не ты, мы бы были втроём» одинаково действуют и на разведённых, и на женатых, и на тинейджеров, которые ещё не сталкивались с подобными проблемами. Личный эмоциональный опыт не обязателен: эмпатия и немного фантазии – и вот уже вы рыдаете под «Плачь и смотри».
Строчку «плачь и смотри» придумал продюсер «Непары» Олег Некрасов, когда ехал за рулём. Магия ещё ненаписанной песни сработала тут же: ему пришлось остановиться, чтобы справиться с эмоциями и прийти в себя. Сразу после этого Олег позвонил Артуру Папазяну, написавшему текст всей истории. Музыку сочинил Алексей Романоф: по его словам, произведение «родилось очень быстро», Артур вносил правки на ходу. Демку Романоф записывал на студии Юрия Усачёва, который, услышав трек, нашёл в нём потенциал суперхита и посоветовал Алексею «не отдавать» песню. Романоф однако передал композицию тем, для кого она была написана.
Солист «Непары» Александр Шоуа признался: «Я сразу понял, что это наши похороны», - имея в виду, что группе будет сложно сравниться с «Плачь и смотри» по эмоциональному накалу и воздействию на аудиторию. (На мой взгляд, действительно не удалось.) Записывать трек было сложно: Некрасов уходил рыдать, а вокалистам никак не удавалось сохранить «повествовательность» - эмоции постоянно зашкаливали.
К слову, интервью для программы Шоуа и Талышинская давали по отдельности: они давно не общаются, но в беседе с корреспондентом постарались сохранить корректность по отношению друг к другу. Эта сдержанность выгодно оттенила пронзительность самой песни. Даже на традиционный «жёлтый» вопрос, а были ли они когда-нибудь парой, Виктория ответила утвердительно, но очень спокойно. Впрочем, в клипе эта тема, по-моему, отыграна так, что и вопросов возникать не должно.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Сегодня 30 лет Султану Лагучеву

25 февраля 2025 года, вторник.
«Русская филармония» исполнит хиты Стинга и Мадонны.
Премьера «Обезьяны» состоится в «Октябре».
16 лет актёру Владимиру Левченко.
30 лет Султану Лагучеву.
Султан Шамелевич Лагучев родился 25 февраля 1995 года в Карачаево-Черкесии. Российский певец и композитор. Заслуженный артист Карачаево-Черкесской Республики (2022). Лауреат премий «Жара Music Awards» (2022) и «Шансон года (2024)». Исполнитель хитов «Горький вкус», «Люблю и ненавижу», «Горячая, гремучая», «Хулиган», «Между нами война» и других песен. В 2021 году клип «Горький вкус» Султана стал самым просматриваемым музыкальным видео в России по версии YouTube (125,7 млн просмотров).
33 года актёру Ивану Жвакину.
48 лет кинопродюсеру Вассиму Беджи.
49 лет актрисе Рашиде Джонс.
52 года певцу Хулио Иглесиасу-младшему.
59 лет актрисе и продюсеру Теа Леони.
65 лет актёру Дугласу Ходжу.
74 года актёру и режиссёру Евгению Герасимову.
75 лет кинорежиссёру Нилу Джордану.
88 лет актёру Тому Кортни.
15 лет назад умер актёр Владислав Галкин (1971-2010).
33 года назад погиб композитор Виктор Резников (1952-1992).
45 лет назад родилась актриса Наталья Юнникова (1980-2017).
66 лет назад родился кинорежиссёр Алексей Балабанов (1959-2013).
82 года назад родился участник группы Beatles Джордж Харрисон (1943-2001).
26 февраля.
Наталия Гулькина отметит юбилей с Николаем Басковым и Татьяной Булановой.
Надежда Бабкина расскажет о подготовке к юбилею.
Ассоциация анимационного кино проведет панельную дискуссию на форуме CSTB.Pro.Media.
Константин Ивлев перевоспитает трудных подростков на кухне.
41 год певице Наталии Лафуркаде.
43 года актёру Николаю Наумову.
47 лет певцу и юмористу Олегу Ломовому.
49 лет актрисе Марине Кондратьевой.
52 года актёру Патрику Галло.
52 года лидеру группы «Сети» Яну Николенко.
52 года диджею Андре Таннебергеру.
54 года певице и актрисе Эрике Баду.
54 года кинорежиссёру Шону Бэйкеру.
61 год актёру Марку Дакаскосу.
64 года артисту балета Гедиминасу Таранде.
72 года певцу Майклу Болтону.
105 лет назад родился композитор Михаил Меерович (1920-1993).
255 лет назад умер скрипач Джузеппе Тартини (1692-1770).
27 февраля.
«Бобр» и «Сигма бой» прозвучат на Bloggers Music Awards.
Сериал «Почка» покажут в кино.
Юлия Снигирь и Валерий Тодоровский расскажут, как снимался сериал «Танго на осколках».
Сериал «Атом» покажут на «Смотрим».
30 лет актрисе Елизавете Шакире.
41 год артисту балету Денису Савину.
42 года актрисе Кейт Маре.
48 лет кинорежиссёру Джеймсу Вану.
49 лет кинорежиссёру Ангелине Никоновой.
49 лет гитаристу группы Mad Dog Денису Саевичу.
50 лет солистке группы «Стрелки» Гере.
50 лет сценаристу и режиссёру Кристоферу Лэндону.
53 года актёру Ричарду Койлу.
53 года певице Леонсии Эрденко.
54 года телеведущей Фёкле Толстой.
54 года участнице группы TLC Чилли.
55 лет солистке группы «Тотал» Марине Черкуновой.
56 лет актёру Юрию Кузнецову-Таёжному.
68 лет актрисе Татьяне Догилевой.
68 лет гитаристу группы Iron Maiden Адриану Смиту.
68 лет актёру Джону Туртурро.
69 лет певице Анне Вески.
78 лет скрипачу Гидону Кремеру.
78 лет актёру Авангарду Леонтьеву.
80 лет актёру Даниэлю Ольбрыхскому.
10 лет назад умер актёр Леонард Нимой (1931-2015).
25 лет назад погибла актриса Марина Левтова (1959-2000).
28 лет назад умер лидер группы «Чёрный обелиск» Анатолий Крупнов (1965-1997).
70 лет назад родился участник группы Coil Питер Кристоферсон (1955-2010).
Умерла исполнительница «Killing Me Softly» Роберта Флэк

Легендарная соул-исполнительница Роберта Флэк скончалась 24 февраля 2025 года в возрасте 88 лет. О ее смерти сообщает Variety со ссылкой на официальное заявление представителей покойной. Причина не указана, но в 2022-м у певицы был диагностирован БАС, и тогда же она объявила о завершении карьеры.
Роберта родилась 10 февраля 1937 года в Блэк-Маунтин, Северная Каролина, в музыкальной семье. Девочка начала учиться игре на фортепиано в возрасте 9 лет, а в 15 лет поступила в Университет Говарда в Вашингтоне, округ Колумбия, на полную стипендию. Но ее дипломная работа была прервана смертью отца, и Флэк бросила учебу, стала преподавать музыку в школах в Северной Каролине и округе Колумбия, а также работать артисткой в ночном клубе в Вашингтоне. Там ее услышал джазовый пианист Лес Макканн, в то время звезда кроссовера на лейбле Atlantic Records. который подписал с начинающей певицей контракт в 1968 году.
Выпущенный в 1969 году ее дебютный альбом «First Take» не был замечен публикой. Но песню из него «The First Time Ever I Saw Your Face» Клинт Иствуд использовал в любовной сцене в своем режиссерском дебюте - триллере 1972 года «Сыграй мне «Туманно». Вскоре после выхода картины эта композиция стала хитом, а в 1973-м Роберта получила свою первую «Грэмми».
Пика популярности Флэк достигла с хитом «Killing Me Softly With His Song», записанным ею в 1973 году. Песня, более известная под названием «Killing Me Softly», получила две премии «Грэмми» в 1974-м, а в 1999-м была занесена в Зал славы Грэмми. Кавер-версия Fugees 1996 года с вокалом Лорин Хилл также стала хитом №1 в стиле R’n’B. Композицию исполняли еще многие артисты.
Флэк продолжала попадать в хит-парады на протяжении 1970-х, в том числе с «Feel Like Making Love» (1974) и «The Closer I Get to You» (1978). Многие из ее песен были написаны в сотрудничестве с вокалистом Донни Хэтэуэем, с которым они выступали дуэтом. После его самоубийства в январе 1979 года она стала выступать в дуэте с Пибо Брайсоном. В 1991 году Роберта вернулась в лучшую десятку американских синглов с песней «Set the Night to Music», записанной в дуэте с регги-музыкантом Макси Пристом.
Всего Флэк выпустила 20 альбомов (последний вышел в 2018 году) и получила пять премий «Грэмми», последнюю – в 2020-м за прижизненные достижения.