Открытие Каннского кинофестиваля: Джармуш, Иньярриту, Балагов и посвящение Аньес Варда
72-й Каннский кинофестиваль открыл свои двери для десятков тысяч журналистов 14 мая 2019 года. Уже начали выстраиваться огромные очереди на показы фильмов, заработал знаменитый кинорынок «Marché du Film», а на яхтах и пляже начались первые киновечеринки.
За день до церемонии открытия прошла пресс-конференция с генеральным директором кинофестиваля Тьерри Фремо. Он начал своё выступление с объявления о том, что будет говорить только на своём родном языке, так как именно французский является официальным языком фестиваля.
На конференции затронули все злободневные темы. В первую очередь - гендерное и культурное равенство, а также проблемы харассмента и движение #Metoo. Такой акцент сделали в связи с фигурами всем известного сексиста Тарантино и, по видимому, регулярно практиковавшего домашнее насилие с Роми Шнайдер Алена Делона. Последний в этом году удостоился почетной «Золотой пальмовой ветви», фильм Тарантино же «Однажды в Голливуде» удивительным и беспрецедентным образом в последний момент был включён в конкурсную программу.
Отражая нападки глубоко политкорректных журналистов, Фремо с печалью в глазах констатировал, что вопросы о кино на фестивале ему практически никогда не задают, и принялся озвучивать официальную позицию. По словам директора киносмотра, Тарантино - в первую очередь друг и партнёр фестиваля (и “Золотая ветвь” у него имеется, и президентом жюри он был), а Ален Делон - великий актер, олицетворяющий собой целую эпоху французского и мирового кино. (Ту эпоху, которая несколько отличалась от нашей своими ценностями и идеалами.) И он, наверное, имеет право высказывать своё мнение, с которым лично он, Тьерри может быть и не согласен.
В завершение гендерной темы Фремо объявил, что фестиваль намерен представить статистику по фильмам, исходя из которой Канны стали еще на шажок ближе к желаемому паритету. Программа носит название 5050x2020, что расшифровывается как «равенство к 2020 году». Генеральный директор подчеркнул, что никакой речи о равенстве в результатах фестиваля не может быть, иначе это поставит под угрозу их объективность. Для убедительности он привел цитату недавно ушедшей от нас Аньес Варда - предтечи «Новой волны», режиссёра-классика мирового кино и символа нынешнего фестиваля. Она не раз говорила, что не стоит называть её женщиной-режиссёром, потому что она отдельно женщина и отдельно кинематографист.
Естественно, в ходе пресс-конференции была затронута болезненная для Канн тема Netflix. В ответ на вопрос об угрозах меняющегося формата кинопотребления, Фремо вспомнил давнее противопоставление публичных показов братьев Люмьер индивидуальным просмотрам Эдисона. Как показало последнее столетие, ни один из видов просмотра так и не одержал верх. Председатель жюри этого года, режиссёр Алехандро Гонсалес Иньярриту выразил свою позицию поэтической «одой» кинозалу как источнику уникального по своей природе зрительского опыта.
Актеры и съемочная группа фильма "Мертвые не умирают"Джима Джармуша
Пресс-конференция с жюри состоялась за несколько часов до церемонии открытия. На ней обозначили главную проблему для жюри в 2019 году - как судить таких мэтров как Джармуш, Тарантино, Долан, Альмодовар, Малик и Лоуч наряду с другой половиной участников конкурса, сплошь состоящей из относительно новых имён? Иньярриту дал ответ банальный, отчасти утопический, но все же справедливый - смотреть фильмы, как бы не зная, кто автор. Судить не создателя, а произведение.
В одном из ответов прессе председатель также отметил нерелевантность самого слова «судить» - вместо этого жюри собирается «реагировать» и «рефлексировать».
К слову о жюри, состав в этом году оказался прямо-таки идеальным с точки зрения национального, возрастного и даже гендерного многообразия. Это первый в истории фестиваля председатель-мексиканец (вышеупомянутый Алехандро Гонсалес Иньярриту), 21-летняя актриса Эль Фаннинг, греческий режиссер Йоргос Лантимос, польский режиссёр Павел Павликовский, автор комиксов Энки Билал, актриса и режиссер Маймуна Н'Диай из Буркина-Фасо и др.
Будем надеяться, взгляд жюри через столь разные ценностные призмы позволит определить достойного победителя, хотя это и не главный аспект мероприятия.
Члены жюри основной конкурсной программы Каннского фестиваля
К слову о культурной идентичности. Российское кино порадует Канны новой работой ученика Александра Сокурова Кантемира Балагова «Дылда» во второй по значимости каннской программе «Особый взгляд». Стоит отметить, что это уже не первый фильм молодого режиссёра, который принимает участие в фестивале. В 2017 году все в той же программе участвовала и получила приз ФИПРЕССИ «Теснота».
В «Особом взгляде» 2019 года также участвует «Однажды в Трубчевске» Ларисы Садиловой, а в программе поддержки молодых кинематографистов Cinefondation - лента Олеси Яковлевой «Сложноподчиненное».
Хавьер Бардем и Шарлотта Генсбур
Вездесущий культурный плюрализм отразился и на церемонии открытия, которую стоит описать из конца в начало, чтобы не создавать излишней иллюзии интриги. Ее завершением стало эстетически приятное на слух синхронное объявление начала фестиваля сразу на двух языках - французском и испанском - англо-французской актрисой Шарлоттой Генсбур и испанцем Хавьером Бардемом. После этого показали новый фильм Джима Джармуша - комедийный зомби-апокалипсис «Мертвые не умирают».
Этому предшествовали: душещипательная речь Иньярриту на испанском языке, уставшее лицо Билла Мюррея, смешные (примерно 1 из 4) шутки ведущего Эдуарда Баэра, до жути проникновенный видеоряд работ Иньяритту, а также последовательная видеопрезентация фильмов-участников.
Началось все примечательным оммажем легендарной Аньес Варда в виде кадров из «Клео с 5 до 7» и ее последнего фильма «Варда глазами Аньес». Сцена из него представляла главный кошмар синеаста - пустой кинозал, который можно понимать как очередную остроту организаторов в сторону Netflix.
Зачастую художники и, в частности, глубокоуважаемые господа кинематографисты намного лучше делают кино, чем говорят речи на церемониях, так что будем надеяться, 72-й по счету Каннский кинофестиваль еще сильно удивит нас в ближайшие 11 дней.
Анна Стрельчук, InterMedia
Умер оператор «Шоколада» и фильмов о Гарри Поттере Роджер Прэтт
Британский кинооператор Роджер Прэтт скончался в возрасте 77 лет в конце декабря 2024 года. О его смерти официально сообщило 6 января 2025-го Британское общество операторов без указания точной даты и причины.
Роджер родился 27 февраля 1947 года в Лестере, в конце 1960-х поступил в Лондонскую киношколу, но решил, что не хочет быть режиссером и переключился на операторскую и монтажную работу. Его первым фильмом стала картина «Мрачные моменты» (1971), режиссером которого был его однокурсник Майк Ли, а Прэтт исполнил роль ассистента оператора (в дальнейшем они сделали вместе несколько филомов). Роджер работал заряжающим хлопушки на съемках классической комедии 1975 года «Монти Пайтон и Священный Грааль», где познакомился и подружился с Терри Гиллиамом. Прэтт снял как оператор несколько короткометражных работ в начале 1980-х и дебютировал в качестве оператора-постановщика на фильме ужасов «Основание доллара» (1981) режиссера Роджера Кристиана. Также среди его первых полнометражных работ был «Смысла жизни по Монти Пайтону» Терри Джонса.
Среди самых известных операторских работ Прэтта – «Бразилия», «Король-рыбак» и «12 обезьян» Терри Гиллиама, «Мона Лиза» и «Конец романа» Нила Джордана (за последний Роджер получил номинацию на «Оскар» и BAFTA), «Бэтмен» Тима Бёртона, «Год кометы» Питера Йетса, «Страна теней», «В любви и войне», «Серая сова» и «Замыкая круг» Ричарда Аттенборо, «Франкенштейн» Кеннета Браны, «102 долматинца», «Шоколад» Лассе Халльстрёма (его вторая номинация на BAFTA), «Айрис» Ричарда Эйра, «Троя» Вольфганга Петерсена, «Чернильное сердце» Иэна Софтли, «Дориан Грей» Оливера Паркера, «Карате-пацан» Харольда Цварта, а также два фильм кинофраншизы о Гарри Поттере – «Гарри Поттер и Тайная комната» Криса Коламбуса и «Гарри Поттер и Кубок огня» Майка Ньюэлла.
Роджер Прэтт получил премию Британского общества операторов за достижения всей жизни в 2023 году. Он вышел на пенсию в 2010-х годах из-за болезни Альцгеймера.
Читатели Metro выбрали Виктора Добронравова и Викторию Исакову
Газета Metro вместе с читателями подвела итоги сериального 2024 года. В результате голосовании в телеграм-канале Metro были выбраны 10 лучших российских проектов, а также лучших актрису и актёра.
Лучшим актёром был признан Виктор Добронравов за роль Саши Медного — вора, выдающего себя за полицейского в сериале "Инспектор Гаврилов". Лучшей актрисой стала Виктория Исакова, сыгравшая водителя троллейбуса и мать трёх очень разных сыновей по имени Флора в сериале "Дети перемен".
Десятка лучших сериалов:
1. "ГДР"
Первое место среди сериалов занял шпионский ретродетектив о противостоянии КГБ, Штази и ЦРУ накануне объединения Германии. Главный герой — советский разведчик Нечаев (Александр Горбатов) оказывается в центре большой истории, которая начнётся в Берлине, ГДР и где схлестнутся разведки всего мира. Помимо шпионских страстей в сериале кипят страсти политические, главными участниками которых становятся Михаил Горбачёв (Виталий Коваленко) и его окружение.
2. "Дайте шоу"
На втором месте – сериал-скандал с Милошем Биковичем в роли загульной поп-звезды показывает во всей красе отвратительную изнанку продажного и жестокого мира шоу- бизнеса с купленными премиями, допивающимися до белой горячки молодыми "певунами"-альфонсами, рехабами для отвода глаз и прочим моральным уродством, включая изнасилования молодых девушек. Всё это смакуется в вечерних телешоу, готовых на любые сделки с совестью ради высоких рейтингов.
3. "Золотое дно"
Замыкает тройку лидеров семейная сага о сильных мира сего по сценарию Сергея Минаева, явно вдохновлённая американскими "Наследниками". В центре сюжета — семья Градовых, владельцев крупнейшей строительной империи страны "Галактика". После внезапной кончины главы клана родственники начинают грызню за наследство и заодно вступают в борьбу с конкурентами.
4. "Трасса"
Остросюжетный триллер от создателей "Хрустального" с Кариной Разумовской в роли судьи из Петербурга, которая отправляется на Ставрополье на поиски пропавшей приёмной дочери и сталкивается там с преступной сетью, похищающей подростков. Проект гармонично сочетает в себе и детективную составляющую в виде расставленных капканов с загадками, и психологическую — неполные семьи, детские травмы, домашнее насилие.
5. "Дети перемен"
Выйдя практически одновременно с другим сериалом на тему непростых 90-х — "Лихими" Юрия Быкова, "Дети перемен" уверенно вырвались вперёд. Возможно, благодаря тому, что помимо братков с их бесконечными перестрелками здесь показана жизнь представителей самых разных слоёв общества 90-х, от водителя троллейбуса и коммивояжёра до артиста театра, художника и библиотекаря.
6. "Первый номер"
Стильная производственная драма о том, как делать модный журнал, написанная знатоком мира глянцевых медиа Сергеем Минаевым и снятая режиссёром Климом Козинским. В роли главного героя, популярного некогда писателя, а ныне пьющего циника в кризисе среднего возраста Константина Иноземцева, поставленного главредом нового журнала, — исключительно харизматичный Евгений Цыганов.
7. "Последний богатырь. Наследие"
Спин-офф первой отечественной семейной франшизы, основанной на русских сказках, мода на которые в последнее время сильно возросла. В новой главе Иван, которому исполнилось 50, и две его дочери (богатырка Марья и начинающая колдунья Софья) встают на защиту волшебного Белогорья от сил зла. Причём Софье для этого придётся отправиться в Москву прошлого.
8. "Комбинация"
Яркая музыкальная драма об истории первой женской поп-группы СССР и в большей степени о судьбе её продюсера Александра Шишинина, который придумал и собрал "Комбинацию". В образе энергичного продюсера-мечтателя выступил Никита Кологривый. Роли солисток Алёны Апиной (которая тоже появится в сериале как преподаватель консерватории) и Татьяны Ивановой сыграли Анастасия Уколова и Елизавета Базыкина.
9. "Плевако"
Фантазия на тему биографии "златоуста русской адвокатуры". В центре сюжета — Николай Фёдорович Плевако (Сергей Безруков) на вершине своей карьеры и его страстный роман с женой знаменитого мануфактурщика Демидова Марией (Ольга Лерман), после которого успешная жизнь юриста начинает рушиться. Каждое дело адвоката отражает реалии конца XIX — начала XX века: террор "Народной воли", государственные интриги и борьбу женщин за свои права.
10. "Я знаю, кто тебя убил"
Экранизация романа Любови Бариновой "Ева" о разрушительной силе, которую может нести болезненная привязанность. Действие разворачивается в 1970-е, начале 2000-х и в 2016 году. Компьютерщик Герман (Александр Яценко), который потерял единственного близкого человека — сестру Еву и никак не может смириться с болью утраты, думает, что знает убийц сестры, и собирается отомстить. Для этого он решается на отчаянный поступок — похищает их трёхлетнюю дочь.
Сегодня родились Наталья Гвоздикова и Льюис Хэмилтон
7 января 2025 года, вторник.
Константин Хабенский, артисты труппы и группа «Фрукты» сыграют «Рождественский концерт» на сцене МХТ.
Лариса Рубальская отметит Рождество «На Плющихе».
Сериал «Граф Монте-Кристо» с Сэмом Клафлином покажет ТВ-3.
«Рождество с Григорием Лепсом» покажет Первый канал.
«Анора» выйдет в российских онлайн-кинотеатрах.
33 года певцу Borns.
36 лет актрисе Зарине Мухитдиновой.
40 лет режиссёру Рустаму Мосафиру.
40 лет автогонщику Льюису Хэмилтону.
54 года актёру Джереми Реннеру.
56 лет певице Елизавете Суржиковой.
57 лет оператору Владиславу Опельянцу.
61 год актёру Николасу Кейджу.
63 года телеведущей Сати Спиваковой.
64 года певице Екатерине Семёновой.
67 лет актрисе Линде Козловски.
77 лет актрисе Наталье Гвоздиковой.
25 лет назад умер танцор Махмуд Эсамбаев (1924-2000).
75 лет назад родился певец Хуан Габриэль (1950-2016).
100 лет назад родился писатель Джеральд Даррелл (1925-1995).
8 января.
Константин Хабенский, артисты труппы и группа «Фрукты» сыграют «Рождественский концерт» на сцене МХТ.
Юбилейный концерт Эмина Агаларова со звёздами покажет НТВ.
25 лет певице Ноа Сайрус.
26 лет солисту группы Måneskin Дамиано Давиду.
32 года актрисе Жене Евстигнеевой.
36 лет актёру Карану Сони.
38 лет актрисе Синтии Эриво.
40 лет стендап-комику Дмитрию Романову.
58 лет рэперу Ар Келли.
60 лет назад умер кинорежиссёр Борис Барнет (1902-1965).
62 года пианисту Александру Мясникову.
62 года лидеру группы «АукцЫон» Леониду Фёдорову.
75 лет назад родился актёр Олег Вавилов (1950-2022).
78 лет актрисе Марине Неёловой.
78 лет назад родился певец Дэвид Боуи (1947-2016).
79 лет гитаристу группы Doors Робби Кригеру.
80 лет назад родился актёр и преподаватель Владимир Поглазов (1945-2018).
88 лет певице Шарли Бэсси.
90 лет назад родился певец Элвис Пресли (1935-1977).
115 лет назад родилась балерина Галина Уланова (1910-1998).
9 января.
36 лет актрисе Нине Добрев.
39 лет актрисе Светлане Степанковской.
43 года супруге принца Уильяма Кейт Миддлтон.
44 года солистке группы «Инфинити» Татьяне Бондаренко.
47 лет участнику группы Backstreet Boys Александру Маклину.
51 год певцу Александру Ломинскому.
52 года певцу Шону Полу.
55 лет певице Ларе Фабиан.
59 лет актрисе Имелде Стонтон.
60 лет певцу Haddaway.
70 лет актёру Дж.К.Симмонсу.
74 года актёру Семёну Фурману.
81 год гитаристу группы Led Zeppelin Джимми Пейджу.
84 года певице Джоан Баэз.