Рецензия на сериал «Страна Лавкрафта»: Расизм, вампиры, призраки и другие ужасы Америки
Оценка: 7 из 10
Фантастический сериал по роману Мэтта Раффа «Страна Лавкрафта» выходит на видеосервисе Амедиатека с 17 августа 2020 года. Режиссёры: Дэниэл Сакхайм, Ян Деманж, Шери Дьюнай и другие. В ролях: Джонатан Мэйджерс, Джерни Смоллетт, Кортни Б. Вэнс, Майкл Кеннет Уильямс, Эбби Ли и другие.
Америка – страна ужасов и кошмаров. И ровно в тот момент, когда такое описание скорее подходит к ситуации на улицах американских штатов, нежели к синопсису сериала, выходит шоу, которое становится яркой аллегорией не только на события недавних месяцев крупнейшей после Канады страны по ту сторону Ледовитого океана, но и в целом на её исторический путь за последние 50-70 лет.
Сериал «Страна Лавкрафта» основан на одноимённой книге фантаста Мэтта Раффа, опубликованной всего лишь в 2016 году. Не прошло и пяти лет, как к первоисточнику присмотрелись сразу несколько крупных имён – Джей Джей Абрамс и Джордан Пил, оба в итоге ставшие продюсерами шоу. Шоураннером же каналом HBO была назначена Миша Грин, до этого трудившаяся на благо таких сериалов как «Подземка», «Герои» и «Сыны Анархии». «Страна Лавкрафта», безусловно, её самый крупный и дорогостоящий проект, а как мы видим по получившемуся результату, ещё и показательно ровный, последовательный, потенциальный зрительский хит.
В чём же изюминка романа, что его за столь короткий срок полюбило так много профессиональных рассказчиков не только страшилок, но и научно-фантастических историй с двойным дном? Во-первых, Рафф хорошенько так переполол всё творчество Говарда Лавкрафта, за счёт чего его роман стал настоящим Граалем для всех фанатов работ последнего – практически как «Первому игроку приготовиться» стал для гиков и фриков, взращенных на конкретном поп-культурном пласте. В сериале, который следует за романом буквально по пятам, не позволяя себе радикальных отклонений, весь этот лафкрафтовый лор прекрасно визуализирован – тентакли огромные, вампиры пугающие, призраки явно не из семейства Каспера.
Однако формула успеха произведения во многом обязана именно второму компоненту, коим является тема расизма в Америке эпохи законов Джима Кроу. То есть поставить огромных безжалостных монстров, культ злых волшебников, древние проклятия и злых духов в один ряд с расизмом выступило главный триггером успеха задумки, которая оказалась одновременно изобретательной и актуальной. Всей этой формуле сериал следует в полной мере, предлагая зрителям не просто хоррор-аттракцион как средство эскапизма, но и очередную пищу для ума, преподнесённую в основном через персонажей. Причём все три главных героя в сериале – чернокожие.
История начинается с того, как 22-летний ветеран войны в Корее Аттикус Фриман (стремительно набирающий обороты Джонатан Мэйджерс) возвращается домой в сегрегированную Америку 50-х и получает странное письмо от отца, который пропал, отправившись раскрыть какую-то серьёзную тайну предков. Аттикус решает незамедлительно отправиться на поиски папы, а компанию ему составляют его дядя Джордж (Кортни Б. Вэнс) и подруга детства Лети (Джерни Смоллетт), которая теперь расцвела как прекрасный цветок. Втроём они едут через всю Америку, сталкиваясь не только с расистскими предубеждениями, но и кое с чем пострашнее.
Однако это не синопсис всего сериала, а буквально лишь первой серии, которая явно вызовет у вас ассоциации с «Зелёной книгой», вот только не ждите душевной поездки по южным штатам с хрумканием куриных крылышек – вместо этого напряжённые погони, перестрелки, постоянная опасность для жизни и пронзающие ваши неравнодушие сердца всплески несправедливости в адрес главных героев. Порой, конечно, создатели сериала слегка перегибают палку (особенно в сцене, где белые всячески унижают чёрных под закадровый монолог Мартина Лютера Кинга), но в основном тема принижения на расовой почве здесь не выступает как эмоциональный инструмент, а скорее как условность того времени, без которой «Страну Лавкрафта» можно было бы счесть неправдоподобной.
Сюжет в сериале сквозной, пронизывающий несколько самостоятельных историй, отчего при просмотре складывается впечатление чтения книги: 1 и 2 серия – одна завершённая арка, 3 серия – уже другая и так далее. Герои остаются те же, и последствия принятых решений также преследуют их в дальнейшем, однако основная сюжетная линия постоянно меняется: от условной «Зелёной книги» повествование переходит к «Прочь», «Тьме», «Заклятию» и даже приключенческой серии игр вроде «Uncharted» с поисками тайных проходов в музее и утраченных страниц. Хотя стоит признать, что постоянные ассоциации с чем-то более известным вскоре становятся навязчивыми и начинают наносить вред оригинальности шоу – и это, вероятно, главная причина, по которой «Страна Лавкрафта» может растерять свою аудиторию к финальной серии.
Есть в сериале и несколько несомненно удачных решений. Главными из них является каст главных героев. Мэйджерс, откровение «Последнего чёрного в Сан-Франциско» и приятное дополнение к недавнему фильму Спайка Ли «Пятеро одной крови», выдаёт уверенный перфоманс, высокий уровень которого постоянно поддерживает Смоллетт. Кроме того, все основные персонажи сериала хорошо прописаны, и сюжет лучше всего раскрывается через их личные переживания событий вокруг. Перед нами не набор архетипов, не команда друзей из рядового ужастика, а галерея разных характеров, сформированных жизненным опытом и персональными убеждениями, и всё это постепенно находит своё отражение по мере развития сюжета.
Важно отметить очевидное. HBO снова сняли дорогой и визуально привлекательный сериал, любоваться которым одно удовольствие. Вслед за футуристичным «Миром Дикого Запада» и элегантным ретро «Перри Мэйсоном» канал со «Страной Лавкрафта» поднимает планку аудиовизуальной постановки среди всех своих продуктов этого года. Монтаж, движения камеры и первоклассные спецэффекты заставляют забыть о небольших сюжетных вторичностях и пробуксовках в середине сезона, а тщательно подобранный саундтрек из преимущественно композиций 21 века создаёт не меньше дюжины запоминающихся кинематографичных моментов, из которых так и хочется сделать отдельную нарезку. «Страна Лавкрафта» — эффектная и захватывающая альтернатива всем хоррор-антологиям, увидевшим свет за последние несколько лет, а также пока самый интригующий оригинальный проект HBO в этом сезоне.
Вадим Богданов, InterMedia
Новые фильмы про Незнайку снимут Первый канал и студия Yellow, Black and White
Новые художественные фильмы по мотивам сказок о Незнайке и его друзьях Николая Носова снимут Первый канал и студия Yellow, Black and White. Как сообщила пресс-служба телекомпании, в декабре 2024 года был подписан соответствующий договор с Игорем Носовым - писателем и наследником творчества своего деда Николая Носова.
- Как показывает опрос ВЦИОМ, «Незнайка» – самая ожидаемая российская экранизация, - говорит генеральный директор Первого канала Константин Эрнст. - Надеюсь, мы оправдаем эти надежды и те, кто родился в XXI веке и, возможно, еще даже не умеет читать, полюбят «Незнайку» так же, как их родители, бабушки и дедушки, родившиеся в веке двадцатом.
- Важно, чтобы новая история Незнайки была создана в том же духе, в котором она была написана Николаем Николаевичем, - считает Игорь Носов. - Мне много лет приходилось охранять этот сказочный мир от какого-либо вторжения. И вот теперь начинается грандиозный проект, результат которого должен понравиться зрителям, создателям фильма и мне. Надеюсь, что в современном кинематографе мы сумеем сохранить интонацию и мелодику сказочного города Незнайки.
«ИнтерМедиа» напоминает, что первая книга «Приключения Незнайки и его друзей» была выпущена в 1954 году. В 1958-м Николай Носов написал продолжение «Незнайка в Солнечном городе», а завершила трилогию сказочная повесть «Незнайка на Луне», опубликованная в 1965-м. Менее известные литературные сиквелы были написаны позднее разными авторами, включая и Игоря Носова.
В СССР истории про Незнайку были неоднократно экранизированы, как в рисованной, так и в кукольной мультипликации. В 1983 году вышел полнометражный художественный музыкальный телефильм по мотивам рассказов Носова «Незнайка с нашего двора», где главных героев сыграли юные актеры. Последней на данный момент экранизацией стал российский мультсериал «Незнайка на Луне», снятый в 1997-99 годах.
Дженна Ортега, Пол Радд и Ричард Э. Грант встречаются с местью волшебных существ в трейлере «Смерти единорога»
Первый трейлер фильма «Смерть единорога» (Death Of A Unicorn) представила 18 декабря 2024 года студия А24. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в черной комедии режиссера и сценариста Алекса Шарфмана исполнили Дженна Ортега, Пол Радд, Ричард Э. Грант, Теа Леони, Уилл Поултер и другие.
По сюжету, отец (Радд) и дочь (Ортега) сбивают на дороге в лесу единорога и, во избежание лишних вопросов, забирают его тушу с собой. Они едут на уикенд в гости к боссу-миллиардеру, который, узнав об инциденте, решает использовать магические свойства волшебного существа в медицинских целях и заодно обогатиться. Но все они не учли лишь одно: у единорога была семья, и теперь они жаждут крови.
В мировой и, предположительно, российский прокат «Смерть единорога» выйдет весной 2025 года.
Милош Бикович снимет российскую спортивную драму «Финал четырех»
Кинопроект «Финал четырех» был представлен 18 декабря 2024 года на питчинге Фонда кино. Сопродюсером спортивной драмы, основанной на реальных событиях, выступает Милош Бикович, для которого это будет дебют в полнометражной режиссуре.
Действие картины разворачивается в 1994 году. Накануне решающего матча за выход в финал Евролиги баскетбольная команда ЦСКА была отравлена психотропным веществом. Несмотря на протесты с российской стороны, руководство ФИБА и представители греческого клуба «Олимпиакос» настаивали на игре.
Сценарий написал Денис Родимин («Бумер», «Духless»). В дрим-касте помимо самого Биковича заявлены Андрей Нестеренко, Кирилл Зайцев, Василий Слинкин, Василина Юсковец и Егор Климович. Производством займется кинокомпании AP Entertainment. Выход в прокат предварительно намечен на август 2026 года.