Рецензия на фильм Спайка Ли «Пятеро одной крови»: Доброе утро, Вьетнам
Оценка: 8,5 из 10
Военная драма «Пятеро одной крови» вышла на онлайн-сервисе Netflix 12 июня 2020 года. Режиссёр: Спайк Ли. В ролях: Делрой Линдо, Джонатан Мэйджерс, Кларк Питерс, Норм Льюис, Исайя Уитлок мл., Мелани Тьерри, Пол Уолтер Хаузер, Жан Рено, Чедвик Боузман и другие.
Война никогда не заканчивается. Что в мире, что в разуме людей. Именно такая мысль сформировывается под занавес нового полнометражного фильма легендарного Спайка Ли – «Пятеро одной крови». Когда наглядным подтверждением этого тезиса является сегодняшняя Америка, находящаяся чуть ли не на грани гражданской войны, Ли снова врывается в мир кинематографа с важнейшим фильмом момента.
Его фильмы всегда о том же самом: о равенстве, о гуманности, о правах человека, о справедливости и, естественно, о расизме. Темы, который, кажется, никогда не потеряют своей актуальности, отчего работы Спайка обречены резонировать в общественном сознании до самого (утопического) конца. Кто-то может закатить глаза, восклицая «ну сколько можно?!», однако ответ всегда будет одинаковый – столько, сколько нужно. Ведь все эти проблемы с годами никуда не деваются (ситуация с Джорджем Флойдом ярчайшее тому доказательство), они только копятся, игнорировать их – не выход. Нужны люди, которые методично будут надавливать на эту болячку общества, подчёркивая, что это не только американская тема, а глобальная проблема: в любой стране мира человек может столкнуться с предубеждением, несправедливостью, насилием в свой адрес. А если мы не будем об этом говорить, то ничего не будет меняться в этом мире. Такова миссия Спайка Ли, воздействующего на зрителя через силу кинематографа, его лучшие фильмы всегда выступали отрезвляющей пощёчиной, заставляющие выходить из зала с тяжёлыми мыслями, несмотря на то, что вроде как вы только что посмотрели комедию о чернокожем, вступившем в ККК.
На волне невероятного успеха «Чёрного клановца» Спайк Ли тут же решил заняться одним из своих самых амбициозных фильмов в карьере (наравне с «Малкольмом Икс»). «Пятеро одной крови» рассказывает о четырёх афроамериканцах-ветеранах Вьетнамской войны, которые много лет спустя возвращаются в город Хошимин. У них две цели: похоронить с почестями своего пятого «Кровного» — близкого друга, павшего в одном из боёв, и заодно отыскать закопанные слитки золота, которые они нашли как раз во время того злосчастного сражения.
Кино начинается в лёгком тоне, напоминающем новую часть комедии «Мальчишника». Старые друзья собираются вместе в туристическом месте, искренне радуются друг другу и отрываются в местном ночном клубе. Мы сразу улавливаем то, что со временем они перестали поддерживать связь, но всё равно между ними сохранились те тёплые отношения, которые бывают у настоящих братьев по оружию. Невзначай мы знакомимся с героями. Пол (Делрой Линдо) до сих пор страдает от посттравматического синдрома, однако возвращение на территорию военных действий для него и других «кровных» постепенно становится своеобразным сеансом психотерапии, которая приводит к разным результатам для каждого из путников. Кроме того, неожиданно в Сайгоне появляется сын Пола, Дэвид (Джонатан Мэйджерс из «Последнего чёрного в Сан-Франциско»), для которого отправиться в путешествие вместе с «кровными» — единственная возможность наконец сблизиться с отцом.
Дальше – Эдди (Норм Льюис), вроде как единственный из четвёрки, кто сумел начать новую жизнь, запустил собственный бизнес и разбогател. По ходу их квеста мы поймём, что здесь всё не так просто. Отиса (Кларк Питерс) связывается с Сайгоном куда больше, чем травмирующий опыт войны. Тогда он познакомился с женщиной, которую до сих пор любит. Возвращаясь во Вьетнам, он вернулся и к ней, вдобавок, она ещё знает, как именно можно обменять золотые слитки на настоящие деньги. А Мелвина (Исайя Уитлок мл. из «Прослушки») можно смело назвать душой компании, плюс ко всему, он изучил все карты и тонкости поиска золота с металлоискателем.
Но дальше тон вместе с форматом изображения меняется, и вот мы во всей красе широкоформатной картинки наблюдаем за опасными приключениями героев, на пути которых в том или ином виде появляются призраки болезненной для обеих стран войны, в какой-то момент даже материализующиеся в реальную угрозу. Спайк Ли делает то, что до него ещё никто не делал. Он предлагает зрителю совершенно новую перспективу на Вьетнамскую войну – именно в такой степени, как однажды представил Фрэнсис Форд Коппола (не зря в начале фильма герои отрываются в клубе Apocalypse Now, а затем летят на вертолёте под «Полёт Валькирий»). Ли позволяет взглянуть на эту войну с точки зрения чернокожего населения, количество представителей которого было отправлено во Вьетнам в огромных количествах (процент часто замалчивается), но при этом данный факт практически до сих пор не нашёл отражения в массовой культуре и искусстве.
Спайк Ли проводит параллель между историческим путём США и Вьетнама. Так, в разговорах соседствуют Джордж Вашингтон и Хо Ши Мин, а борьба с рабством коррелирует с противостоянием западного Вьетнама с его южными братьями и сёстрами. Причём Ли ни в коем случае не впадает в призывы или выпаливает обвинения в чей-то адрес (без чего он бы не обошёлся лет 30 назад), здесь он выступает скорее прожившим жизнь лектором, который, естественно, устал от всего этого и до сих пор не готов смириться, но в первую очередь хочет, чтобы его слушатель/зритель сам всё понял и сделал соответствующие выводы. Этому помогают документальные вставки: стоит героям фильма затронуть реальную персону (будь то олимпийский чемпион или малоизвестный герой войны, совершивший подвиг), нам тут же показывают его фотографию, тем самым стирая грань между фикшном и нон-фикшном.
Примерно также в сюжете мелькает пятый «кровный» — погибший Норм (его играет Чедвик Боузман). У Боузмана роль небольшая, но символическая. Символизирует он сразу и Малкольма, и Мартина для своих товарищей. Норм был ближайшим другом Пола, для которого тот был «словно религия». Поэтому для Пола возвращение во Вьетнам даётся тяжелее остальных. У Делроя Линдо получилась самая яркая роль в фильме, ибо он тут на правах местного Брандо – самый весомый драматический материал, борьба с внутренними демонами, отношения с сыном, даже монолог свой имеется.
Спайк Ли времён «Делай, как надо» и «Ей это нужно позарез» наэлектризовывал своей необузданной энергией всё кинематографическое пространство вокруг себя. К «Чёрному клановцу» он подошёл уже уставшим режиссёром, уставшим не в физическом плане, а в плане социальной несправедливости, не сбавляющей своей актуальности все эти годы. От этого «Клановец» был преисполнен кипящей яростью и гневом, энергией от которой хватило ему создать один из лучших фильмов в своей карьере. В «Пятеро одной крови», продолжающем дело «Клановца», Спайк, подобно героям фильма, наконец научился контролировать свою ярость и позволил себе то, чего раньше не мог, — добавил в неё сентиментальность. Кино сразу же обрело невероятно мощный эпический размах и начало походить на произведение поэтического толка (последний раз такое случалось с «вьетнамской темой» как раз у Копполы). Но, несмотря на некоторые сглаженные углы, Спайк Ли всё также больно бьёт, а посыл его ясен и остр. «Пятеро одной крови» доказывает, что режиссёр ещё не всё сказал и до сих пор способен удивлять. Кроме того, у нас чётко обрисовался первый весомый претендент на будущий «Оскар».
Вадим Богданов,InterMedia
Умер продюсер «Крёстного отца» Эл Радди
Американский продюсер Эл Радди скончался 25 мая 2024 года в возрасте 94 лет в Медицинском центре Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. О его смерти сообщает Variety со ссылкой на семью покойного.
Альберт Стотленд Радди родился 28 марта 1930 года в Монреале, Канада, но вскоре его семья переехала в Нью-Йорк. Эл после окончания Школы архитектуры Университета Южной Калифорнии работал программистом в Rand Corporation, но хотел заниматься кино. Первый успех на этом поприще пришел к Радди, когда он написал в 1965 году сценарий ситкома про нацистский лагерь для военнопленных «Герои Хогана».
После этого и еще нескольких телепроектов студия Paramount предложила молодому человеку заняться продюсированием фильма «Крестный отец», потому что не хотели тратить много на непопулярный тогда гангстерский жанр и знали, что Радди хорошо работал в рамках маленького бюджета. Во многом благодаря энтузиазму молодого продюсера проект удался (несмотря на многочисленные проблемы) и завоевал 11 «Оскаров», один из которых получил сам Эл. О создании «Крёстного отца» был в 2022 году снят сериал «Предложение», где Радди выступил в качестве автора сценария и продюсера, а его образ воплотил на экране Майлз Теллер.
После успеха «Крестного отца» Эл сконцентрировался на экшне и сделал несколько фильмов с Бертом Рейнолдсом «Гонки «Пушечное ядро», «Самый длинный ярд» (и два его ремейка). В 1990-х как сценарист и продюсер работал над культовым сериалом с Чаком Норрисом «Крутой Уокер». Среди других его продюсерских и сценарных проектов «Матильда», «Смертельная охота», «Прощай, король», «Пленники небес», «Костолом», «Саботаж» и др.
В 2005 году Радди получил свой второй «Оскар» за спортивную драму Клинта Иствуда «Малышка на миллион». В 2021 году Радди и Иствуд сняли вестерн «Мужские слезы». За свою карьеру Эл был удостоен двух французских премий «Сезар», двух итальянских премий Давида ди Донателло и премии USC Scripter Award. Он получил также награду за выдающиеся заслуги на Шанхайском кинофестивале.
Шон Бин станет главарем ливерпульской банды
Шон Бин исполнит главную роль в эпическом криминальном сериале BBC под рабочим названием «Это наш город» (This City is Ours). Как сообщает Deadline, автором идеи, главным сценаристом и продюсером проекта выступит Стефен Бутчард («Последнее королевство», «Хороший коп»), режиссерское кресло займет Сол Дибб («Последняя битва», «Отравления в Сосбери»). Еще одним продюсером станет Саймон Малони, работавший вместе с Бином над сериалом «Срок», за который актер получил премию BAFTA. Съемки пройдут в Ливерпуле, где и будет происходить действие телефильма.
Шон сыграет главаря местной банды Ронни Фелана, а главным героем станет его молодой друг Майкл Квана (Джеймс Нельсон-Джойс). Юноша впервые влюбляется и пытается решить, каким будет его будущее и какой выбрать жизненный путь, в то время как их банда распадается на глазах.
В касте также заявлены Ханна Онслоу («Империя света») в роли девушки Майкла Дианы Уильямс, Джек Макмаллен («Срок») в роли сына Ронни Джеми Фелана, Лаура Айкман («Арчи»), Кевин Харви («Скрытое»), Сирша-Моника Джексон («Девчонки из Дерри»), Майк Ноубл («Длинная тень»), Бобби Шофилд («Эрик»), Дарси Шоу («Цветная комната») и Стивен Уолтерс («Джентльмен в Москве»).
Гарри Бардин снимает новый мультфильм «Плач на все времена» с помощью краудфандинга
Гарри Бардин запустил краудфандинг на производство своего нового анимационного фильма «Плач на все времена» на Planeta.ru. По словам автора, фильм будет «про евреев, про их тяжёлую судьбу, и как они выбираются из этой ситуации, когда вокруг их все ненавидят, а они живут вопреки». Кампания стартовала в конце марта 2024 года и продлится до 1 августа (к концу мая собрана половина необходимой суммы - 1,5 миллиона рублей из 3 миллионов). Среди лотов: открытки, именные сертификаты, сборники мультфильмов, футболки и многое другое. В апреле и мае на первые собранные деньги были записаны музыка и хор для фильма, созданы куклы и декорации, а в июне Гарри Бардин собирается приступить к съемкам.
В последние режиссер создает свои картины исключительно благодаря народной поддержке, собирая средства на Planeta.ru. За это время в проектах Гарри Яковлевича приняли участие более пяти тысяч человек и при их участии свет увидели пять фильмов: «Три мелодии», «Слушая Бетховена», «Болеро 17», «Песочница» и «Ave Mariа». Кроме того, были собраны средства на ремонт студии Гарри Бардина, которая, увы, находилась в аварийном состоянии, и оплату услуг ЖКХ. Краудфандинг помог студии продолжать работу и поддержать помещение киностудии в рабочем состоянии.
- Производство мультфильма — это долгий, кропотливый, ручной труд большой команды, - сообщается на странице кампании. - У мультипликационой студии Гарри Бардина нет крупных спонсоров, грантов и другой материальной поддержки. Именно краудфандинг, как способ финансирования, объединяющий вокруг идеи друзей и единомышленников, помогает нам реализовывать такие масштабные задумки. Вклад Гарри Бардина в мировую анимацию бесценен. Он создает удивительные миры, непохожие друг на друга. Его фильмы любимы и детьми, и взрослыми.