История авторско-правовых обществ России
История авторско-правовых обществ в России насчитывает уже более 140 лет. Первым российским авторско-правовым обществом, управляющим авторскими правами на коллективной основе было «Общество русских драматических писателей», учрежденное великим русским драматургом Александром Николаевичем Островским 21 октября 1874 года. Общество было создано драматургами для защиты их материальных интересов в случаях публичного исполнения пьес театрами Российской империи, и обязало их выплачивать авторское вознаграждение авторам пьес. 21 октября 1885 года к этой организации присоединились композиторы, образовав «Общество русских драматических писателей и оперных композиторов».
С течением времени Общество не раз трансформировалось в новые организации, названия которых менялись, но цели и задачи по защите интересов авторов у всех организаций, независимо от их названий, не менялись. После революции 1917 года в СССР были образованы союзы, которые учредили свои управления по охране авторских прав. Каждое из них занималось только своей сферой авторского права.
В годы становления советской власти в стране активность работы авторских обществ заметно снизилась, она просто не могла продолжаться в прежних объемах ни в Москве, ни в Петрограде. Первым на путь реорганизации вступило Общество русских драматических писателей и оперных композиторов в Москве. В 1924 году на общем собрании Московского общества драматических писателей и композиторов (МОДПИК) было переизбрано Правление, председателем которого стал В.И. Немирович-Данченко. В 1928 году вышло постановление ВЦИК и СНК СССР «Об основах авторского права» — первый общесоюзный закон об авторском праве. В 1930-е годы в СССР впервые появились установленные правительством твердые ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение, и авторы произведений малых форм стали получать гонорар за исполнение своих произведений в концертах, цирковых и так называемых сборных программах. Также были установлены ставки авторского вознаграждения за демонстрацию кинофильмов в кинотеатрах и музыкальное сопровождение к ним. В 1930 году московская и ленинградская организации объединились во Всероссийское общество драматургов и композиторов, которое в 1933-м было переименовано в Управление по охране авторских прав при Союзе писателей, а в 1938-м во Всесоюзное управление по охране авторских прав (ВУОАП), так как в него влились организации Украины, Закавказья, Средней Азии и Белоруссии. Задачей ВУОАП являлась охрана прав авторов при издании и публичном исполнении произведений. Кроме того, на ВУОАП возлагался сбор отчислений в Литературный, Музыкальный и Журналистский фонды СССР с издательств и зрелищных мероприятий.
Позже на базе ВУОАП постановлением Совета Министров СССР было одобрено решение о создании Всесоюзного агентства по авторским правам (ВААП) вследствие необходимости вступления СССР во Всемирную конвенцию об авторском праве. Учредителями новой организации (на фото) стали все творческие союзы и ряд организаций — пользователей произведений авторов. В 1973 году СССР, внеся необходимые изменения в законодательство страны, присоединился к Женевской конвенции об авторском праве. ВААП объединило все сферы авторского права, став авторитетной авторско-правовой организацией — членом Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (СИЗАК) — международной неправительственной организацией, объединяющей большинство зарубежных организаций по управлению правами на коллективной основе.
В 1991 году были приняты «Основы гражданского законодательства СССР и республик», которые значительно поменяли содержание законодательства, регулирующего вопросы авторского права, впервые появилось понятие «смежные права». Это привело к тому, что 14 мая 1991 года было подписано распоряжение Совета Министров СССР о создании государственной организации на базе ВААП, которая именовалась Государственное агентство СССР по авторским и смежным правам (ГААСП), за которым в свою очередь сохранились все права и функции ВААПа.
Однако фактическое переоформление ВААП в ГААСП не успело еще закончится, как 24 февраля 1992 года Указом Президента было создано Российское агентство интеллектуальной собственности (РАИС). Оно также являлось государственной организацией, и должно было помимо других функций осуществлять разработку предложений и реализацию государственной политики в области защиты прав авторов.
В рамках осуществления данных функций специалистами РАИС был подготовлен проект специального Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах», который был разработан с учетом действующего российского законодательства, международных соглашений, а также зарубежных законов об авторском праве, в частности, французском. 3 августа 1993 года он вступил в силу и содержал раздел, посвященный коллективному управлению авторскими правами.
12 августа 1993 года в соответствии с законом «Об авторском праве и смежных правах» российские авторы и их наследники учредили Российское Авторское Общество в статусе общественной организации, как это принято в большинстве зарубежных стран.
Управляет Обществом — Авторский Совет РАО. Именно он принимает все значимые решения, связанные с деятельностью организации.
Российское Авторское Общество — преемник всех ранее существовавших организаций по коллективному управлению правами в сфере интеллектуальной собственности.
Общество действует на основе принципов добровольного и равноправного членства. Из года в год Российское Авторское Общество демонстрирует эффективность и востребованность своей деятельности. РАО является уникальной и крупнейшей общественной организацией России, объединяющей композиторов, авторов текстов, драматургов, сценографов, переводчиков, хореографов, художников, авторов произведений декоративно-прикладного искусства и ученых, а также правопреемников авторов.
Одним из важнейших показателей работы РАО является ежегодное увеличение количества членов Общества. В 1993 году членами РАО были около 4 000 авторов. В настоящее время их уже более 26 000. Кроме того, на договорной основе РАО управляет правами такой важной категории правообладателей, как музыкальные издатели.
На основании договоров о взаимном представительстве интересов с иностранными авторско-правовыми организациями РАО представляет на территории РФ более 2 000 000 зарубежных правообладателей. В настоящее время действует 190 таких соглашения со 120 иностранными авторскими обществами в 69 странах мира.
15 августа 2008 года Российское Авторское Общество в установленном действующим законодательством порядке получило государственную аккредитацию на осуществление деятельности по управлению авторскими правами на коллективной основе в сферах, предусмотренных пп. 1 и 2 п. 1 ст. 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации:
- на управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции;
- осуществление прав композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения.
При принятии решения о государственной аккредитации во внимание принимались следующие составляющие: наибольшее количество российских авторов и зарубежных авторских обществ, которые имеют с РАО соответствующие договоры, огромный музыкальный репертуар, которым управляет РАО в силу этих договоров, наличие в штате специалистов, имеющих большой опыт в сфере коллективного управления авторскими правами.
15 августа 2013 года в установленном действующим законодательством порядке РАО получило продление государственной аккредитации сроком на 10 лет на осуществление деятельности по управлению авторскими правами на коллективной основе в сферах, предусмотренных пп. 1 и 2 п. 1 ст. 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это решение аккредитационная комиссия приняла, учитывая заслуги Общества перед правообладателями. За прошедшие пять лет деятельности в качестве аккредитованной организации РАО доказало свою эффективность, из года в год наращивая сборы авторского вознаграждения и его выплаты правообладателям. РАО и впредь намерено повышать эффективность своей работы по всему циклу сбора, распределения и выплаты вознаграждения, что позволит Обществу создать систему, максимально отвечающую интересам как правообладателей, так и пользователей.
Bearwolf и «Иванушки Internationl» обновили «Билетик в кино»
Группа «Иванушки International» исполнили вместе с певицей Bearwolf новую версию песни «Билетик в кино». Тизер композиции был представлен 23 декабря 2024 года. Она появится в ролике «Кинопоиска» в поддержку новогоднего кинопроката и будет демонстрироваться перед киносеансами в более чем 300 кинозалах в 18 городах, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Самаре, Новосибирске, Волгограде, Уфе, Челябинске, Омске и других.
В январе 2025 года одному из главных хитов «Иванушек International» исполнится 21 год, и свой день рождения песня встретит с новым звучанием. Как и в оригинальном клипе, который в 2003 году снял режиссер Фёдор Бондарчук, местом действия ролика стал кинозал, где смотрят фильм участники группы «Иванушки International». К ним присоединяется Bearwolf, пришедшая на сеанс.
Певица Bearwolf (настоящие имя Валерия Василевская) стала фрешменом года по версии Яндекс Музыки. В мае этого года артистка выпустила трек «Godzilla», а в августе её новый хит «Один в поле воин» стал вирусным в соцсетях.
В этом году «Кинопоиск» начал поддерживать кинотеатры и фильмы, выходящие в прокат. Поддержку получил уже три премьеры - «Руки Вверх!», «Анора», «Огниво», суммарная касса которых фильмов превысила 2,3 миллиарда рублей. Следующим станет «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича», стартующий в прокате 1 января.
«All I Want for Christmas Is You», «Last Christmas» и «Santa Tell Me» стали главными рождественскими хитами
Список самых популярных рождественских песен обнародовал музыкальный сервис Spotify. В топ-5 новогодних хитов всех времен вошли «All I Want for Christmas Is You» Мэрайи Кери, «Last Christmas» Wham!, «Santa Tell Me» Арианы Гранде, «Rockin’ Around the Christmas Tree» Бренды Ли и «It’s Beginning to Look a Lot Like Christmas» Майкла Бубле.
Сервис представил также список популярных песен разных десятилетий, начиная с середины XX века. В 1950-е главной рождественской композицией была «Jingle Bell Rock» Бобби Хелмса, в 1960-е - «Rockin’ Around the Christmas Tree» Бренды Ли, в 1970-е - «Wonderful Christmastime» Пола Маккартни, в 1980-е - «Last Christmas» Wham!, в 1990-е - «All I Want for Christmas Is You» Мэрайи Кэри, в 2000-е - «My Only Wish (This Year)» Бритни Спирс, а последние два десятилетия «королевой Рождества» можно назвать Ариану Гранде: в 2010-е на вершине популярности была ее сольная вещь «Santa Tell Me», а в 2020-е – дуэт в Келли Кларксон «Santa, Can’t You Hear Me».
В список самых скачиваемых рождественских мелодий уходящего года, помимо «All I Want for Christmas Is You», «Last Christmas», «Rockin’ Around the Christmas Tree» и «Santa Tell Me», вошла также композиция Сии «Snowman».
Григорий Лепс раскритиковал псевдоним Shaman
Григорий Лепс признался, что он не в восторге от псевдонима своего друга – певца Shaman (Ярослав Дронов). Не по нутру исполнителю «Рюмки водки на столе» и стиль одежды младшего коллеги. Тем не менее Григорий Лепс у друга хотел бы и кое-что позаимствовать.
- С удовольствием взял бы у него кусочек молодости, но, к сожалению, биологические часы обмануть не могу, поэтому вряд ли, - заявил «Звездачу» Григорий Лепс.
«ИнтерМедиа» напоминает, что ранее Кети Топурия призналась, что ее не вдохновляет творчество певца Shaman.