Рецензия на фильм «Зоя»: И вместе с нами на Голгофе будет Сталин
Оценка: 8 из 10
Историческая военная драма «Зоя» выйдет в российский прокат 28 января 2020 года. Режиссер: Леонид Пляскин, Максим Бриус. В ролях: Анастасия Мишина, Вольфганг Черни, Дарья Юргенс, Карина Разумовская и другие.
Осень 1941 года. Немцы приближаются вплотную к Москве, захватывая окрестные деревни одну за другой. Чтобы остановить наступление, советское правительство принимает непопулярное решение сжигать деревянные дома в районе 50-60 километрах от дорог. Ради этой цели спешно готовятся диверсионные группы, в которых ускоренными темпами идет обучение подрывным действиям в тылу врага.
Вчерашняя выпускница московской школы Зоя Космодемьянская с нетерпением ждет весточек от ушедшего добровольцем на войну своего друга — Жени Васильева. Когда его убивают, девушка сама рвется на фронт. В военкомате ей предлагают вступить в диверсионную группу, подготовка которой проходит на учебной базе в Кунцево. Порядки в учебке суровые: будущие подрывники спят по 2 часа, а любая оплошность для них рискует стать смертельной.
Фильм «Зоя» был задуман Российским военно-историческим обществом пять лет назад. Во многом лента является ответом тем, кто пытается поставить под сомнение подвиг Зои Космодемьянской, ссылаясь на ее неподтвержденное психическое заболевание и на «недопустимость» лишать крова мирных сельских жителей. Такие полемисты исходят из позиций ложного гуманизма, когда критикуемое событие принципиально не рассматривается с точки зрения стратегической необходимости и исторической перспективы.
Но даже вне контекста этой дискуссии необходимость объективно осветить подвиг Зои Космодемьянской назрела давно. Первой героине Советского Союза посвящено немало книг и даже музыкальных произведений, чего нельзя сказать о кино. Фильм «Зоя» 1944 года сейчас кажется слишком бесхитростным, а в «Битве за Москву» 1985 года драматические события в деревне Петрищево освещены довольно бегло.
Не стоит удивляться, что Леонид Пляскин и Максим Бриус ходят как по минному полю, ведя повествование деловито, лаконично и без излишних затей. В этом смысле «Зоя» схожа с недавними «Двадцатью восемью панфиловцами», которым тоже отсутствие форсированной патетики только пошло на пользу. Оба фильма роднит и то, что часть денег на их производство собирали путем народного акционирования.
Не отвлекает в «Зое» от главного и отсутствие раскрученных актеров в ключевых ролях. Большой удачей создателей фильма стал выбор Анастасии Мишиной на заглавную роль. Девушка в кадре смотрится очень естественно и органично, но есть подозрение, что эта непринужденность далась ей примерно так же трудно, как невозмутимость ее героини на допросе. Известные актрисы задействованы в «Зое» на второстепенных позициях, но обе пребывают в несвойственных им амплуа. Это Дарья Юргенс, обычно играющая бой-баб, а теперь представшая в образе сердечной мамы Зои и Шуры, и женщина-кремень Карина Разумовская, примерившая на себя роль хозяйки последнего пристанища Зои Прасковьи Кулик.
Немногословная Прасковья представлена в фильме чуть ли не Марией Магдалиной, сопровождающей Христа на Голгофу. Неслучайно в первом варианте фильм имел евангельское заглавие «Страсти по Зое», а на финальных титрах звучит песня Дмитрия Донского в исполнении Ильяса Аутова, где речь прямо идет о «Русской Голгофе». Параллель не вышла натянутой, но некоторые вопросы вызывает появление Сталина, лично благословляющего Зою на крестную жертву.
В самом этом эпизоде нет ничего дурного, поскольку он в контексте личности Зои имеет житийно-сновидческий оттенок. Но дальше вождь вновь появится еще несколько раз — в сценах отказа от эвакуации и посещения могилы Космодемьянской. Как тут не вспомнить почти пророческую песню минской группы «Красные Звезды» «Баррикадная» со словами: «И вместе с нами на Голгофе будет Сталин и невостребованной девственницы тень». Несмотря на все перенесенные надругательства, Зоя Космодемьянская действительно осталась не опороченной. А вот Сталину, самому отправившему к праотцам тысячи православных новомучеников, вряд ли зрители ленты обрадуются единодушно.
Денис Ступников, InterMedia
Милла Йовович снимется в фильме-завещании Джорджа А.Ромеро «Сумерки мертвецов»
Милла Йовович и Бэтти Гэбриел («Прочь», «Кликбейт») исполнят главные роли в фильме ужасов «Сумерки мертвецов» (Twilight of the Dead). Как сообщает Deadline, картина станет финальной в зомби-франшизе «Живые мертвецы» Джорджа А. Ромеро. Режиссер скончался в июле 2017 года, но успел завершить сценарий. Режиссерское кресло займет Брэд Андерсон («Тревожный вызов», «Обитель проклятых»).
Действие развернется на тропическом острове, где последние выжившие люди на Земле будут окружены сразу несколькими фракциями оживших мертвецов. Начало съемок намечено на март 2025 года.
Продюсерами проекта выступают наследники Джорджа А. Ромеро и компания из Лос-Анджелеса Roundtable Entertainment. Франшиза «Живые мертвецы» включала шесть основных фильмов, снятых Ромеро между 1968 и 1990 годами, и несколько спин-оффов и ремейков.
В работе над фильмом примет участие художник по гриму Грег Никотеро и его KNB EFX Group. Никотеро начал свою карьеру с сиквела Ромеро 1985 года «День мертвецов» и часто сотрудничал с режиссером. Он также известен работой над сериалом «Ходячие мертвецы».
Хотя «Сумерки мертвецов» сам Ромеро задумывал как финальную точку, продюсеры нового фильма не исключают, что в случае успеха может быть дан зелёный свет сиквелам, спин-оффам и ремейкам.
Лупита Нионго и Джаред Лето примут участие во похищении советского лунохода
Джаред Лето, Джон Малейни и Лупита Нионго исполнят главные роли в фильме «Кража Луника» (Lunik Heist). Как сообщает Variety, сценарий написал Кемп Пауэрс (ранее известный как автор анимационных фильмов «Душа» и «Человек-паук: Паутина вселенных»), он же займет кресло режиссера. Производством займется Searchlight Pictures.
Сюжет основан на реальной истории времен Холодной войны и статье Джеффа Мэйша, опубликованной в MIT Technology Review. «Луником» в США называли модель космической станции «Луна-2», созданной СССР для исследования спутника Земли. Согласно отчету ЦРУ, в 1959 году американские разведчики смогли выкрасть и исследовать «Луника» (а потом вернуть его на место), когда советская делегация выставляла аппарат в Мексике. Спецоперацию провели, чтобы сократить отставание США в космической гонке.
Том Холланд и Остин Батлер сыграют автогонщиков Уиттингтонов в фильме «Американская скорость»
Остин Батлер и Том Холланд исполнят главные роли в фильме «Американская скорость» (American Speed). Как сообщает Deadline, сценарий Дэна Виденхаупта («Альфа») основан на реальной истории братьев Уиттингтон. Это трое американских автогонщиков, двое из которых были частью скандала IMSA 1980-х годов, когда ряд водителей обвинили в финансировании их гоночной деятельности за счет доходов от контрабанды наркотиков, отмывания денег или уклонения от уплаты налогов.
Имя режиссера пока не названо. Производством займется Amazon MGM Studios.