Влади из «Касты» признан иноагентомЮра Борисов номинирован на «Оскар»У Евгения Кулика родился сын ЛотерейУмер режиссер «Вальсирующих» и «Холодных закусок» Бертран БлиеЭльвира Т рассталась с мужемУмер кинорежиссер Дэвид ЛинчУмерла Евгения ДобровольскаяВенсан Кассель стал отцом в четвертый разЭнтони Хопкинс, Пэрис Хилтон и Билли Кристал лишились своих домов из-за пожаров в КалифорнииУмер участник фолк-трио Peter, Paul and Mary Питер ЯрроуЗендая и Том Холланд помолвлены«Эмилия Перес», «Бруталист» и «Сёгун» стали триумфаторами «Золотого глобуса»Муж Обри Плазы покончил с собойЭдуарда Шарлота* приговорили к пяти с половиной годамЛигалайз признан иноагентом в РФДуа Липа и Каллум Тёрнер помолвленыЮрий Колокольников и Вильма Кутавичюте поженилисьСветлана Устинова и Илья Стюарт стали родителямиИтоги-2024 от «ИнтерМедиа»: Shaman, «Комбинация» и КологривыйСергей Полунин уехал из России

Из афоризмов ПМЭФ-2021: надо делать ставку на людей, а не на деньги

10.06.2021 22:30 Театр и шоу Рубрика: Хроника 16+
Сергей Фадеичев/ТАСС

«Экспорт идей, людей или продуктов? Есть ли место России в международной креативной гонке, и можно ли превратить интеллектуальный потенциал нации в ликвидный актив глобальной экономики» - так звучала тема одной из дискуссий, прошедшей 5 июня 2021 года на Петербургском международном экономическом форуме.

- Креативная экономика - новый тип занятости людей, новый тип потребления, новая модель организации рынков, а способа точно измерить креативный сектор у нас до сих пор нет, - сказал, открывая дискуссию, ее модератор, генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов (на фото). - Однако мир ставит целью развивать именно этот сектор, традиционные области конкуренции стран уходят на второй план, борьба сместилась в плоскость креативных и инновационных продуктов, производства и экспорта цифрового контента, управления интеллектуальной собственностью. Сегодня Россия даже на внутреннем рынке это сражение проигрывает - имеет отрицательное сальдо внешнеторгового баланса. Но творческий и культурный потенциал страны высок, и наша задача - преобразовать его в экономический актив, достойно войти в международную гонку креативных индустрий.

Александр Аузан

Декана экономического факультета МГУ, председателя правления Федерации креативных индустрий Александра Аузана ведущий спросил о том, кто сегодня инвестирует в российские креативные продукты, и в чем причина повышенного внимания к ним.

- Да почти никто пока не инвестирует, потому что креативные индустрии находятся в фазе венчура, - признал Александр Аузан. – И сразу отвечу на заявленный в теме дискуссии вопрос «Экспорт идей, людей или продуктов?»: да, мы в основном экспортируем продукты, причём мало обработанные. Да, мы экспортировали очень много мозгов - это лучшая часть нашего экспорта, за которую нам, увы, не платят. Сейчас этот процесс приторможен: сначала санкциями, потом карантинами.

На мой взгляд, причин бума вокруг креативных индустрий две. Первая – общемировая: искусственный интеллект завтракает средним классом, он его съедает. Привычные аналитические профессии образованных людей уже исчезают и будут исчезать с огромной скоростью. И встает вопрос: что делать с этими людьми? Один вариант - ввести гарантированный доход, всем пенсию с младых ногтей. Второй, который я считаю правильным – развивать креативные индустрии. Нам и так не хватает денег, чтобы платить нормальные пенсии людям старших возрастов, а если платить пенсию со школы, то она получится копеечная. Вторая причина повышенного внимания к креативным индустриям: люди хотят заниматься чем-то, что может конкурировать с искусственным интеллектом. А это то, что связано с правым полушарием мозга, с эмоциональным интеллектом – именно креативные индустрии.

Лет 15 назад Россия попробовала выйти на путь инновационного развития, опираясь на перенос хорошо работающих в Кремниевой долине институтов на нашу почву. Всё прописали в законодательстве, но не получилось. Почему? Да потому что в Кремниевой долине колоссальный избыток частного капитала, денег, как грязи. Инвесторы согласны на венчур, на длинные вложения - на всё. А у нас вместо этого маленькие государственные деньги. Зато есть избыток высококвалифицированного человеческого капитала. На мой взгляд, на него нам и надо сделать ставку взамен капитала денежного, которого у нас немного.

Чтобы все получилось, надо преодолеть застарелую проблему: в России интеллектуальная собственность никогда не пользовалась уважением, идея не считалась редким продуктом, она не была защищена. Надо сломать стереотип, регистрировать идеи, и тем самым превратить творчество в экономику.

Управляющего директора «Flanders District of Creativity» Паскаля Кулса, подключившегося к дискуссии онлайн из Бельгии, Игорь Намаконов попросил рассказать о том, как организована государственная поддержка креативных индустрий в европейских странах: кто этим занимается, какие используются экономические инструменты.

- Есть три основных направления, - сказал Паскаль Кулс.– Во-первых, государство развивает предпринимательские, управленческие навыки у людей, занятых в креативных индустриях. Этим, в частности, занимается моя организация, мы также помогаем продавать продукцию за границу. Во-вторых, государство старается помочь творческим людям получать инвестиции. Банки, венчурные капиталисты плохо знают креативные отрасли, и мы специально организуем сессии для частных инвесторов, чтобы они узнали этот сектор, поняли, как он работает. Во многих странах государство также предлагает налоговые стимулы для инвесторов, вкладывающих в культурные, креативные отрасли. И третий инструмент: государства сами начинают инвестировать в эти сектора. Это может происходить через субсидии на культурные проекты или через специальные фонды государственного инвестирования. У нас в Бельгии эти фонды работают вместе с независимыми комиссиями, которые состоят из профессионалов отрасли, аналитиков. Если, например, это фонд для вложений в производство игр, то в комиссии будут профессионалы в играх, и они принимают решение, какие приложения, какие игры получат деньги.

Алена Кремер

Управляющего партнера креативного коммуникационного агентства DPG Russia, члена правления Федерации креативных индустрий Алену Кремер ведущий спросил о том, какой запрос существует у российского креативного сообщества, какие ему нужны инструменты.

- Главная проблема - многие хорошие идеи так и не становятся частью индустрии, - ответила Алена Кремер. - Причин две: нехватка финансовых ресурсов, а также знаний и навыков, как превратить идею в продукт, а продукт - в ликвидный актив. Выход я вижу в развитии профессиональных экспертных сообществ, выстраивании цепочки взаимодействия эксперты-бизнес-государство. Такие сообщества смогут оценить перспективность той или иной идеи, помочь превратить её в бизнес-предложение. Сообщества могли бы осуществлять и сертификацию проектов: речь идет об экспертном заключении, подтверждающем его стоимость, бизнес-перспективу. Такие заключения от экспертного сообщества должны стать ключом для привлечения инвестиций.

Государство со своей стороны могло бы предоставлять гарантии банкам, финансирующим креативные проекты под залог интеллектуальных прав. Такой залог является одним из самых высокорисковых на рынке, и если бы государство могло брать эти риски на себя, это позволило бы увеличить число и доступность кредитов. Второе место среди востребованных инструментов привлечения инвестиций, согласно проведенному на базе Федерации креативных индустрий исследованию, занимают гранты. Но, пожалуй, даже более эффективной мерой были бы не гранты, а участие государства в инвестировании креативных проектов совместно с бизнесом. Таким образом, государство подтверждало бы значимость проектов и снижало риски для бизнеса.

Андрей Кричевский

Возможность получения банковских кредитов под залог интеллектуальной собственности Игорь Намаконов попросил прокомментировать председателя комитета РСПП по интеллектуальной собственности и креативным индустриям, президента ассоциация IPChain Андрея Кричевского.

- Что касается выдачи банками кредитов под залог интеллектуальных прав - в нашей стране таких примеров мало. Действующие регламенты Центробанка относят интеллектуальную собственность к категории залогов низкого качества, и банки просто банально не хотят с этим связываться. Весь вопрос в оценке такого залога. Пока мы в регламентах Центробанка не узаконим оценку бизнеса методом дисконтированного денежного потока (т.е. с помощью анализа стоимости бизнеса, основанного на оценке ожидаемых доходов от оцениваемых активов – прим. IM), ситуация не изменится. Мы этот вопрос ставим, есть определенное понимание в правительстве, но с Центробанком пока трудно – там достаточно консервативно к этому подходят. Они говорят: «Show me the money», - а показать money, т.е. обосновать перспективы финансовой емкости рынков креативных индустрий и интеллектуальной собственности по состоянию на сегодня, мы пока не можем.

Илья Кретов

О том, как развивается рынок онлайн-продаж в России, ведущий дискуссии Игорь Намаконов предложил рассказать генеральному директору на глобальных развивающихся рынках компании eBay Илье Кретову.

- Компания eBay в России работает на развитие розничного онлайн-экспорта - это поштучная продажа товаров за границу. Рост рынка - сумасшедший: за последний год весь онлайн-экспорт вырос на 42%, а сам eBay вырос более чем на 50%. – сообщил Илья Кретов. - Категорией номер один на рынке e-commerce (продажи онлайн), была и остается fashion-индустрия, внутри которой есть подкатегории, которые растут по 200-300 процентов в год. И пандемия дала развитию онлайн-продаж очень хороший толчок.

Увы, российская fashion-индустрия практически не использует инструментарий, который дает e-commerce для выхода на глобальные рынки. Причем, когда я говорю даже с крупнейшими производителями одежды, вижу, что они не очень понимают, как выглядят глобальные маркетплейсы, как туда выходить, как быть там успешными. Случаев достойного выхода российских fashion-дизайнеров на eBay просто не было. Сначала я очень расстраивался, а сейчас прекрасно понимаю, почему: разрыв в подходах между торговлей с подиума и e-commerce - громадный. Да, у нас много операционки, да, здесь нужны классная визуализация, красивое описание, понятный продающий каталог, надо выстроить систему отправки и так далее.

Приведу и обратный пример. На eBay один из крупных экспортеров из России - парни, которые формально относятся к категории “автозапчасти”. Они делают пластиковые обвесы для автомобилей, превращая их, как в программе «Тачка на прокачку», в нечто неузнаваемое. Так вот у них основной бизнес, на самом деле, - дизайн и 3D-визуализация того, что они делают. Поэтому, когда смотришь на их предложение даже на листинге на площадке, думаешь: «Oh, my God! Я хочу себе такую!» Они продают картинку, по сути дела. И когда это уезжает в США, в Дубай или в Катар, где людям очень нравятся такие вещи, блоги разрываются от комментариев: «О, я тоже хочу такой русский обвес для своей тачки!»

Михаил Кожевников

О том, как деятельность компании меняется под влиянием роста креативных индустрий, и что она может предложить их представителям в сфере образования уже сейчас, ведущий спросил президента группы компаний «Просвещение» Михаила Кожевникова.

- Работая со школьниками, мы думаем о том, чему, как и зачем их учить с прицелом на то, что с ними будет через 10-20 лет, - рассказал Михаил Кожевников. - У нас сейчас в возрасте 21-28 лет не так много людей в силу того, что был демографический спад, но через 10 лет у нас будет в этом возрасте людей на 6,5-7 млн больше, а рабочих мест, которых съест искусственный интеллект, будет на 1,5-2 млн меньше. И эти миллионы людей должны будут чем-то заниматься. Значит, детям в школе нужно рассказывать, что такое креативные индустрии, показывать имеющиеся в них возможности, что подчас нужны лишь мозги, руки и гаджет - и можно войти в индустрию, можно себя там попробовать.

Сейчас мы с ВЭБ.рф и Сбером участвуем в большой государственной программе по строительству новых школ, в которых будем делать большое количество площадок для развития креативных индустрий - пока в рамках дополнительного образования. И сейчас на фоне изменения содержания образовательных стандартов будем работать с учителями и потихонечку менять основную программу с упором на формирование тех навыков, которые необходимы для развития творческого потенциала и мотивации детей двигаться в креативные индустрии. Тогда через 10-15 лет у нас появится поколение ребят, для которых естественным будет не искать рабочее место, а создать его своими мозгами, своим трудом.

Комментируя выступление Михаила Кожевникова, Александр Аузан призвал учитывать опыт коллег и поторопиться с «пробиванием» новых образовательных стандартов. Не далее как вчера, сказал он, был подписан стандарт по финансовой грамотности – а договоренность об этом с министром была достигнута 6 лет назад. “Темп изменения стандарта - это три министра” (столько их сменилось за эти годы – прим. IM), поэтому начинать надо срочно.

Дмитрий Михайлов

О том, что Россия может представить на выставке Expo 2020 Dubai с точки зрения креативных индустрий, Игорь Намаконов спросил генерального директора АНО «Национальный выставочный оператор» Дмитрия Михайлова.

- Тематика павильона - это творческий разум. Россия стремится немного сместить акцент с технологий на человека: его интеллектуальный потенциал является источником всего того, чем мы пользуемся, без творческого разума человека никакие технологии существовать не могут, - пояснил Дмитрий Михайлов. - Россию мы представим как мировой интеллектуальный креативный центр, который экспортирует идеи. Конечно, от России ждут качественную культурную программу, и наша задача - показать не только традиционную культуру, искусство, но и современный пласт творческих индустрий. Отдельно большое внимание будет уделено креативной экономике.

Кстати, талисман павильона - Фиксик, тоже продукт нашей креативной индустрии. Премьера мультфильма прошла в Дубае в этом году с большим успехом, так что продвигать российский креатив мы будем всеми возможными способами.

Андрей Кричевский попросил выступающего уточнить, будет ли представлена на Expo такая российская креативная индустрия как прикладная наука.

- Мы сейчас ведем обсуждение с представителями научного сообщества, как представить достижения России в области изучения человеческого мозга, - ответил Дмитрий Михайлов. - Возможности мозга, форма человеческого разума будет основной темой экспозиции нашего павильона на третьем этаже. Так что на достижения России в области нейрофизиологии акцент тоже будет сделан.

Об опыте и особенностях развития креативных индустрий в Казахстане рассказал главный экономист международного финансового центра «Астана» Бауржан Бектемиров. Развитию креативной экономики в стране, по его мнению, способствует создание независимых юрисдикций, работающих по принципам общего и прецедентного английского права. Создан институт интеллектуальной собственности, экспертами в котором являются британские специалисты по авторским правам.

Подвести итоги дискуссии и рассказать о том, какие положения, касающиеся развития креативных индустрий, нужно документально закрепить и транслировать государству и обществу, Игорь Намаконов попросил Александра Аузана.

- То, что сейчас все вокруг говорят про креативные индустрии - это хайп, мода. Да, ими нужно заниматься. Но если мы хотим заниматься не шумом, а делом, надо договориться, что мы понимаем под креативными индустриями, - заявил Александр Аузан. - Я не хочу сказать, что мы должны точно установить, что есть креативные индустрии. Это невозможно, у нас всё равно будут позиции, по которым наши мнения разойдутся. Но нам надо решить, что под креативной индустрией мы понимаем это и это, желательно с простыми способами коррекции. Из предложенных вариантов определения мне нравится такой: если нематериальный актив составляет больше половины - значит, это креативная индустрия. После чего надо сесть с Центробанком (а это очень непросто), с Минкультуры, Минобрнауки (а это еще труднее), с Налоговой службой и договориться о статусе креативных индустрий. И как только мы договоримся, что повар или анимационщик – такие же представители креативной индустрии, как и айтишник, давайте распространять на них те же налоговые нормы, тот же учёт, какие применяются для IT-индустрии.

Нам надо поспешить пойти по этому пути, поскольку острота конкуренции за человеческий капитал сейчас будет возрастать по экспоненте из-за того, что значительная часть границ заблокирована, а мозги мобильны. Если мы не дадим нашим людям возможность легализоваться и реализоваться здесь, то мы как страна и дальше будем платить за то, что мы как люди сделали для какой-то другой страны. Владимир Зворыкин придумал телевидение. Вы знаете, сколько телевизор дал как экономический результат по миру? 20 годовых ВВП нынешней Российской Федерации. Жорес Алфёров придумал гетероструктуру, без которой телекоммуникационная революция была бы невозможна. Что-то мне кажется, не мы стрижем эту ренту, а кто-то другой. Поэтому надо поторопиться, гонка креативных решений уже началась.

«Ундервуд» сыграет спектакль «Письма и песни мужчин» вместе с «Квартетом И»

Лиза Беляева/

Показ спектакля «Письма и песни мужчин среднего возраста» театра «Квартет И» состоится 20 февраля 2025 года в ДК имени Зуева. На этот раз музыкальными гостями постановки станет группа «Ундервуд», которая дополнит своими песнями монологи актеров.

«ИнтерМедиа» напоминает, что изначально соавторами спектакля была группа «Несчастный случай», но впоследствии сложилась традиция приглашать в него самых разных музыкантов. В разные годы гостями становились группа «Би-2», «ЧайФ», Александр Градский, Леонид Агутин и многие другие.

Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Владимир Панков пообещал сохранить спектакли Марка Захарова и поставить в «Ленкоме» «Золотого телёнка»

Илья Золкин

Сбор труппы театра «Ленком Марка Захарова» состоялся 28 января 2025 года. На нем руководитель Департамента культуры города Москвы Алексей Фурсин представил нового художественного руководителя Владимира Панкова и нового директора Дмитрия Берестова, а также не мероприятии присутствовал Марк Варшавер в новом качестве президента театра.

- Долгое время в театре не было творческого лидера. И сегодня им стал Владимир Панков, - заявил Фурсин. - Я надеюсь, что он ознаменует новый этап театра «Ленком» и привнесёт новые нотки в его работу. Все думают, что сейчас стоит ждать кадровых перемен и увольнений. Но коллектив должен продолжать стабильно работать. Поэтому хочу пожелать Дмитрию Берестову и Владимиру Панкову творческих успехов и новых проектов совместно с коллективом.

Новый худрук заявил, что не планирует никого увольнять и намерен сохранить в репертуаре «Ленкома» легендарные спектакли Марка Захарова, в том числе «Юнону и Авось». Владимир Панков также объявил о двух готовящихся премьерах — «Репетиция оркестра» по мотивам фильма Федерико Феллини и «Золотой телёнок» по роману Ильфа и Петрова.

- То, чем славился всегда Марк Анатольевич, какое направление он брал, — это очень созвучно с Феллини. Мы сделаем авторскую историю, куда войдут автобиографические вещи Захарова, это будет спектакль-акция. Он нам нужен для того, чтобы мы ещё больше объединились, чтобы вся труппа, и возрастные, и молодые артисты, были максимально задействованы. Театр прекрасен тем, что в нём есть разные поколения, это очень редкое качество. Важно воспитать целое поколение ленкомовцев, потому что у театра есть задача не только делать спектакли, но и воспитывать. Это целый институт.

«ИнтерМедиа» напоминает, что о кадровых перестановках в руководстве «Ленкома» стало известно 22 января.

Фото: Илья Золкин
Теги: планы, Ленком, сбор труппы, Владимир Панков

Мифы и легенды уральского драматурга Владимира Зуева

предоставлено пресс-службой проекта

Уже совсем скоро зрители увидят новый спектакль «Мифы и легенды Древней Руси». Постановку готовят Благотворительный фонд актёров и Региональная молодёжная Лаборатория театра и фольклора при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Создатели обещают мультижанровый спектакль, в котором объединятся славянские мифы, площадный театр времён скоморохов, народная музыка в исполнении Уральского государственного русского оркестра, обрядовая культура в инсценировке фолк-группы «Солнцеворот» и современный видеоарт, посвящённый 100-летию палехского искусства.

Звучит многообещающе, оригинально и увлекательно. О некоторых подробностях музыкально-драматической постановки, премьера которой пройдёт на сцене Уральского центра народного искусства имени Е.П.Родыгина, рассказал сценарист Владимир Зуев — яркий представитель уральской школы драматургии. Автор более 40 пьес, которые поставлены во многих театрах России и за её пределами, переведены на иностранные языки, опубликованы в журналах и сборниках. Стихи публиковались в журнале «Арион», в поэтических сборниках, в «Антологии современной уральской поэзии». Лауреат всероссийских и международных конкурсов современной драматургии. Награждён Премией губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства за 2020 и 2022 годы.

— Родился в городе Кушва Свердловской области, в детстве мечтал стать космонавтом, чтобы открывать новые звёзды и планеты, но позже передумал и решил на спор поступить на актёрский, переехал в Екатеринбург, в итоге окончил курс знаменитого Николая Коляды по специальности «драматургия» Екатеринбургского государственного театрального института. Написал пьесу «Восемь» к 100-летию Октябрьской революции 1917 года и стал победителем конкурса «Возрождение. Накануне. 1916—2016», который проводил Московский Губернский театр под руководством Сергея Безрукова. По заказу самого северного театра в мире — Норильского Заполярного театра драмы имени Вл. Маяковского — написал пьесу «Жди меня... и я вернусь», посвящённую истории строительства Норильска. Не так давно создал спектакль-променад по Новоуральску, где раньше не бывал… Владимир Петрович, скажите, пожалуйста, что из этого мифы, а что легенды?

— Всё правда. В моём детстве все мальчики хотели стать космонавтами, а девочки — фигуристками. Первую книжку я написал в первом классе. Мы с бабушкой разрезали тетрадные листки, получилась книжка-малышка под названием «Мой космос». Бабушка прошила листки нитками, и я отнёс книжку классной руководительнице. Она спрятала её в ящик учительского стола и забыла. А я не забыл, и в результате окончил курс Николая Владимировича Коляды. Как Вы считаете, это миф или правда?

— Судя по всему, это уже легенда… К слову, Урал называют краем легенд и сказов. Были ли у вас в детстве любимые сказки?

— Не могу сейчас вспомнить сказки. Помню, что в детстве я любил слушать радио, там была передача «Театр у микрофона». Вот это было что-то волшебное, это были не аудиокниги, а настоящие радиоспектакли.

— А что, на ваш взгляд, представляют собой мифы и легенды Древней Руси? И почему мы всё-таки так мало знаем о славянской мифологии?

— Всё, во что верили или во что хотели верить наши предки. По поводу славянской мифологии вопрос скорее к специалистам. Моё непрофессиональное мнение такое: когда князь Владимир крестил Русь, какие-то источники были уничтожены, что логично и понятно, иначе Русь невозможно было бы объединить. У него же не получилось создать единый пантеон славянских богов, все хотели поклоняться своим. И славянская мифология не исчезла вместе с письменными источниками, она осталась в верованиях и дошла до нас через сказки.

— Детям всегда рассказывали страшные истории. Среди молодёжи на деревенских вечёрках тоже были популярны рассказы о встречах с нечистой силой, пугали колдунами, ведьмами, русалками, лешими. Как вы думаете, почему?

— Мы тоже в пионерском лагере пересказывали друг другу «городские легенды», были страшилки: «В чёрном-чёрном городе, в чёрной-чёрной пятиэтажке…». Думаю, что это процесс прощания с детством. Ребёнок открыт миру, во всё верит, дальше мир становится жёстче — взрослые всё чаще говорят «не сочиняй, этого не может быть» и так далее. Для того чтобы выжить в этом мире, нужно быть реалистом. И страшилки про нечисть, мистику и прочее — это переход к жёсткой реальности.

— О чём музыкально-драматическая постановка «Мифы и легенды Древней Руси»? О каком периоде истории России идёт речь?

— Эта постановка о любви. Любовь победит всё. Сквозная история происходит сразу после отмены крепостного права.

— На каких источниках основана ваша пьеса?

— В пьесе есть сквозная история любви молодого барина и крестьянки. Также используются оригинальные сказки, записанные русским учёным и собирателем фольклора Александром Николаевичем Афанасьевым, первое издание которых вышло в 1855—1863 годах в восьми выпусках.

— Проект получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив. В чём уникальность постановки?

— Постановка ещё не состоялась, но замысел и текст — про что-то исконное и про любовь.

— Востребован ли сегодня фольклорный театр? Какие задачи он выполняет? Какие передаёт ценности наших предков?

—Мне такой театр интересен, в этом проекте я работал с большим удовольствием. Задача у театра — рассмешить, заставить задуматься, заплакать. Маяковский утверждал: «Театр — не отображающее зеркало, а увеличительное стекло». В сказках, мифах, легендах, балаганных или раешных представлениях всё увеличено, гиперболизировано.

— Вы использовали речевые обороты времён площадных театров?

— Я читал про «карусельных дедов», а такой персонаж есть в пьесе, и, скорее, использовал стилистику, ритмику.

— Чему могут научить народные легенды, сказки и бывальщины? Помогают ли они понять русскую душу? Что бы вы хотели сказать зрителям?

— Только у русских, как мне кажется, есть такое слово и понятие — «правда», у других «истина», «факт» и так далее. Правда — это что-то большее, чем просто факт. Русские сказки, легенды, мифы учат правде и любви.В своей пьесе я хотел сказать, что нужно любить и искать правду.

— Как драматурга, какие сюжеты вас больше привлекают — исторические или современные?

— Меня привлекает то, что откликается во мне в данный момент. Что-то должно совпасть со мной, иначе не будет интересно ни мне, ни зрителям.

— Ваши пьесы ставят во многих театрах в разных регионах России. Вы присутствуете на премьерах?

— Да, когда приглашают, стараюсь посмотреть.

— О чём вы хотели бы написать следующую пьесу?

— Есть несколько задумок, но пока не буду распространяться, чтобы не спугнуть.

Фото: предоставлено пресс-службой проекта
Теги: интервью, новости партнеров, Лаборатория театра и фольклора, Владимир Зуев
β 16+