Владимир Шевельков рассказал об актёрстве как стиле жизни в Лаборатории театра и фольклора

Заслуженный деятель искусств России Владимир Шевельков провел лекцию из цикла «Мастера театра и кино» 28 февраля 2022 года. Этот проект реализуется Региональной молодёжной Лабораторией театра и фольклора, созданной Национальным фондом поддержки правообладателей (НФПП). Из лекции об актёрской профессии зрители почерпнули немало полезного и интересного.
Студенты, начинающие артисты и режиссёры заранее зарегистрировались на сайте folk-lab.ru, чтобы получить возможность расспросить Шевелькова обо всём, что их интересует. Гость студии дал молодым людям ценные практические советы, которые помогут многому научиться. Лекция транслировалась на портале «Культура.РФ» и на сайте Лаборатории театра и фольклора. Ведущим беседы по традиции выступил художественный руководитель Лаборатории, актёр театра и кино Максим Линников.
- Актёр – не профессия, а скорее вера или стиль жизни, – это высказывание Шевелькова стало определяющей темой разговора.
Базовой вещью в актёрстве он назвал веру и степень погружения в фантазию – это умение, по его словам, говорит об уровне таланта. Главное же качество успешного артиста, которое нужно развивать, считает Владимир Алексеевич, – внимание, умение концентрироваться на деталях.
- Если западных актёров учат памяти расположения рук, ног, поворота головы в кадре и так далее, то у нас в России – нет. И, когда снимают дубли, то очень мешает, например, если герой сцены поменял руки или смотрит не туда, – поясняет Шевельков.
В то же время он отмечает, что нашего артиста можно попросить поменять градус эмоционального отношения к партнёру на съёмочной площадке, а иностранца – нет.
- Видимо, он думает о руках и ногах и поэтому «заваливает» сцену, – иронизирует Владимир Алексеевич.
Гость поделился, что за период актёрской деятельности успел сыграть в более чем 40 кинокартинах. В 1992 году он на целых 12 лет расстался с кинематографом. Занялся рекламой, созданием клипов, а затем сериалов, и таким образом вернулся в кино.
- Сняв вторую свою картину, я понял, что режиссура мне интереснее, – признаётся Шевельков. – Когда я набрал большое количество ролей, то понял, что не хочу больше говорить чужими словами. Сейчас я чувствую себя комфортно в кинорежиссуре. Может, возраст пришёл, мне 60 лет. У меня есть два принципа: первый – если я что-то решил, то это ничего не значит. И второй: если я снял какую-то сцену, которая мне очень нравится, я без проблем от неё откажусь, если она не вписывается в картину, не является опорной. Важен конечный результат.
Когда мастера спросили, как он подходит к кастингу актёров, он ответил, что как режиссёр прежде всего обращает внимание на внешность – соответствует ли она роли. Затем разговаривает, провоцируя человека на реакцию, чтобы посмотреть, как он смеётся, дышит, жестикулирует. После этого проверяет, умеет ли артист сохранить те же эмоции при вхождении в образ.
- Рекомендую приходить на кастинг не просто поучаствовать, а для того, чтобы его выиграть, – сказал Шевельков. – Не нужно волноваться, попадать в зависимость от химических реакций организма, лучше перевести волнение в адреналин, обернуть на пользу. Если тебя пригласили – значит, ты им нужен.
Мэтр дал также советы на тему того, как правильно записать видео-визитку. Во-первых, стоит делать это в том настроении, в каком находишься сейчас, показать, что чувствуешь на данный момент. Быть самим собой.
- Визитка – скоропортящийся продукт, их надо записать не одну и не две, а тысячу в жизни и выбрать нужную при необходимости, – говорит Владимир Шевельков. – Плюс надо следить за светом: он должен быть мягким, ровным, контровым – как в «Джоконде».
Рассказывая о своём опыте, мастер вспоминал, что в актёрстве у него было два больших учителя: Александр Романцов, игравший Яго в фильме-опере «Отелло», и Ада Роговцева, исполнявшая роль матери в картине «Было у отца три сына». А из режиссёров выделил Владимира Мотыля («Белое солнце пустыни»), к которому однажды попал на пробы.
- Я ходил за ним две недели потом, – признался Шевельков. – Впервые в жизни хотелось просто находиться в его атмосфере, не помню даже, о чём мы тогда говорили.
У Владимира Алексеевича своеобразный взгляд на личную жизнь артиста: он считает, что творческие люди не имеют права на семью – во-первых, она отвлекает от работы, а во-вторых, актёр вынужден содержать её и нередко соглашаться на любые роли ради заработка.
- Но веселиться, делать ошибки, гореть – надо. И нести ответственность за своих детей, – отмечает мэтр. – В профессии актёра нет поблажек: ты должен быть всегда ответственным, голодным, в тонусе. Не пить, не курить, не встречаться с девушками перед съёмками. Иначе это рано или поздно скажется на работе. Нужно настраивать себя как инструмент, чтобы ты мог, как на клавише в пианино, вызывать у себя определенную эмоцию.
Шевельков дал ценный практический совет начинающим актёрам.
- Надо заходить не только со стороны Станиславского, но и Павлова, - сказал он. - Недавно один студент спрашивал меня, как научиться плакать по заказу. Я сказал: вы не можете вызывать всё время слезы, представляя какие-то мраки, иначе рано или поздно сойдёте с ума. Слёзы могут быть и из другой области тоже – соринка в глазу, смех, икота, щекотка. Найдите в себе способ появления чувств не из эмоций, а из тела, чисто технически.
Кроме того, он рассказал, что делать, если партнёр по фильму старше или маститый актёр, и сложно разговаривать с ним на равных: нужно просто представить, что ему 5 или 10 лет. Кроме того, посоветовал учиться молчать в кадре – по мнению Шевелькова, сейчас актёры разучились это делать, и не знают, куда себя деть, если в сцене или роли нет текста. На лекции прозвучало ещё несколько важных советов.
- Первое: следует помнить, что раз ты пошёл в актёры, то ты наглец от природы. И соответствуй этому. Второе: успех может прийти в 15 лет, а может в 60. И третье: надо сто раз подумать – идти в актёры или нет, – сказал Владимир Шевельков. – Если нет работы, то практикуйтесь: идите на площадь, читайте стихи. Надо быть постоянно готовым к пробам. Всё очень жёстко: пригласили – не упусти шанс.
Николай Цискаридзе сыграет Короля-Солнце в МХТ

Николай Цискаридзе и Константин Хабенский начали репетиции спектакля по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош» в Московском художественном театре. Режиссер постановки – Юрий Квятковский, Мольера сыграет Константин Хабенский, а Цискаридзе досталась роль Людовика XIV.
- Конечно, для меня это очень большая ответственность и смелость, - написал Николай в соцсетях. – И вот почему я решил попробовать: Булгаков, Мольер, Король-Солнце, МХТ и Хабенский. Как Вы знаете, Булгаков один из моих самых любимых авторов, «Жизнь господина де Мольера» и «Театральный роман» я цитирую постоянно! С МХТ меня связывают отношения аж с ХХ века, Алла Юрьевна Шполянская и Олег Павлович Табаков сыграли в моей жизни колоссальную роль.
По словам Цискаридзе, он не хотел объявлять об этом проекте, но, «понимая реалии сегодняшнего дня, что всё тайное становится явным, хочу, чтобы вы узнали это от меня».
- Пока никого никуда не приглашаю, а только рискнул и сделал первый шаг…
«Главное— не врать»: интервью с главным дирижером Уральского государственного русского оркестра Павлом Васильевым

Благотворительный фонд актеров и Региональная молодежная Лаборатория театра и фольклора представят на сцене Уральского центра народного искусства им. Е.П.Родыгина премьеру спектакля «Мифы и легенды Древней Руси». Проект, поддержанный Президентским фондом культурных инициатив, объединит Уральский государственный русский оркестр, екатеринбургскую фолк-группу «Солнцеворот», заслуженного артиста России Сергея Чонишвили, актеров Максима Линникова и Илью Порошина, актрису Василину Маковцеву и студентов Екатеринбургского государственного театрального института. Мы поговорили с художественным руководителем и главным дирижером Уральского государственного русского оркестра, лауреатом премии губернатора Свердловской области Павлом Васильевым о музыкальных особенностях новой постановки.
— Павел Николаевич, вы родились в маленькой деревне в Удмуртии, а сейчас возглавляете государственный оркестр народных инструментов. Как музыка появилась в вашей жизни?
— Если смотреть на это с точки зрения профессионального подхода, то это началось с момента, когда я прошел отбор в Республиканскую детскую школу искусств - интернат в городе Ижевске. Принцип отбора детей в эту школу был – брать одаренных детей из глубинки, которые не имеют возможности получать художественное или музыкальное образование. Сейчас я понимаю, что это был подарок судьбы. Ну а любовь, интерес к музыке, наверное, прививается еще тогда, когда мы находимся под сердцем матери. Именно она научила меня в семь лет играть на гармони, и это был мой первый инструмент, с которого все и началось.
— Чем вас привлекла балалайка? Почему вы выбрали именно ее из всех других народных инструментов?
— Как и ожидаемо для такого юного возраста, мне она показалась простой в освоении. Когда проходил прослушивание, комиссия мне предложила выбрать баян или балалайку. Сказать честно, количество кнопок на баяне было больше, чем на гармони, и на тот момент это меня смутило. Знаете, ведь в десять лет хочется все же играть в футбол больше, чем заниматься на инструменте. Так и начал осваивать балалайку, впоследствии «простая снаружи» она оказалась очень богатой «изнутри».
— Что самое трудное для вас в дирижерской профессии?
— На самом деле дирижеры немного ограничены, например, инструменталист может в любой момент взять инструмент и «выплеснуть в звуках» свои эмоции, мысли. Дирижер же днями, неделями, месяцами может работать с партитурой один на один, не выходя за пульт, и это закономерно. Наверное, вот эта первая стадия работы над концертной программой или новым спектаклем для меня на сегодня самое тяжелое в профессии.
— У Уральского государственного русского оркестра потрясающе разнообразный репертуар. Есть программы о звездах советской эстрады и кино «Легенды СССР», произведения отечественных и зарубежных композиторов «Русские вечера», музыка из голливудских фильмов и мюзиклов и хиты русского рока в рамках абонемента «Не формат», а недавно появились «Сказки с оркестром». Почему, несмотря на такую загруженность, вы решили принять участие в проекте «Мифы и легенды Древней Руси»?
— Мне показалась эта идея очень интересной. Вообще, я люблю новое, к этому добавилось и то, что замысел музыкально-драматической постановки «Легенды и мифы Древней Руси» может прекрасно перекликаться с русским оркестром.
— Каких исполнителей на редких инструментах вы планируете дополнительно привлечь к работе над спектаклем?
— Мы давно знакомы и есть у нас большой совместный музыкальный проект «Расскажи мне, КолоколЪ» с самобытным мультиинструменталистом Евгением Бунтовым. Он будет играть на колесной лире, гуслях, кугиклах, калюке и других народных инструментах.
— Сколько нужно репетиций для создания новой постановки и как долго создаются аранжировки и партии для инструментов оркестра?
— Обычно мы ограничены в репетициях, у нас плотный график. На этот проект у нас всего четыре совместные репетиции. Что касается аранжировок, то всегда по-разному. Иногда на партитуру уходит несколько дней, иногда несколько месяцев. Сложно сказать. Все зависит от материала. Иногда материал пишется легко, даже, кажется, само-собой пишется, всего за пару дней, а бывает — замучаешься — пару месяцев.
— В Екатеринбурге проходит Всероссийский форум национальных оркестров, в котором артисты Уральского государственного русского оркестра принимают участие. Изменился ли, на ваш взгляд, сегодня слушатель академической музыки?
— Уральский государственный русский оркестр — коллектив, для которого этот форум создавался, и оркестр является главным модератором этого события. Мы стараемся показать нашему слушателю лучших музыкантов, дирижеров и лучшие коллективы России. Это, безусловно, дает определенные импульсы для нашего слушателя.
— Как покорить сердца слушателей? В чем секрет?
— Я всегда говорю одно: «Не врать».
— Какое самое сложное произведение для исполнения с оркестром из тех, что вам доводилось исполнять?
— Бывают партитуры, которые мне не близки, но у меня нет права говорить это перед оркестром. Так что я должен в них влюбиться. Наверное, такие опусы для меня самые сложные. О них я и вам не скажу.
— Тогда расскажите, какие у вас любимые сказки.
— Как и у многих, сказки Александра Сергеевича Пушкина, практически все, мне они кажутся «сказками-хамелеонами». Поставь немного другие смысловые акценты — и это уже совсем другая сказка. Корнея Ивановича Чуковского своим детям читаю, обожаю. Это прям сказки-триллеры!
В Театре Армии признаются в любви к Алине Покровской

Юбилейный вечер народной артистки РСФСР Алины Покровской состоится 1 марта 2025 года на Большой сцене Центрального академического театра Российской Армии. В программе под названием «Признание в любви» в честь 85-летия актрисы прозвучат поздравления от друзей и партнеров по сцене – России Валерия Баринова, Сергея Колесникова, Анны Большовой и многих других.
В Театр Армии Алина Станиславовна пришла в 1962 году, сразу после окончания Щепкинского училища, исполнив на этой сцене более 50 главных ролей в спектаклях лучших мастеров эпохи: Андрея Попова, Бориса Львова-Анохина, Леонида Хейфеца, Александра Бурдонского, Иона Унгуряну, Юрия Ерёмина. Сегодня Алина Покровская занята в спектаклях «Дом под снос», «Баба голубиная» Андрея Бадулина, «Одноклассники» Бориса Морозова, «Ретро» Галины Дубовской. Её дарованию подвластны самые разные героини – лирические, характерные, трагические.
В кино она также запомнилась яркими ролями и точными попаданиями в образы своих героинь. Для нескольких поколений Любовь Трофимова, героиня Алины Покровской из легендарного кинофильма «Офицеры» режиссера Владимира Рогового, является примером жены офицера.