Бейонсе и Кендрик Ламар стали триумфаторами «Грэмми»Постмодернистский шансон: автор «Колымы» представил альбом про нейросети и Илона МаскаЛили Коллинз стала мамой«Воздух» и «Любовь Советского Союза» получили «Золотых орлов»Умерла икона 1960-х Марианна ФэйтфулВлади из «Касты» признан иноагентомЮра Борисов номинирован на «Оскар»У Евгения Кулика родился сын ЛотерейУмер режиссер «Вальсирующих» и «Холодных закусок» Бертран БлиеЭльвира Т рассталась с мужемУмер кинорежиссер Дэвид ЛинчУмерла Евгения ДобровольскаяВенсан Кассель стал отцом в четвертый разЭнтони Хопкинс, Пэрис Хилтон и Билли Кристал лишились своих домов из-за пожаров в КалифорнииУмер участник фолк-трио Peter, Paul and Mary Питер ЯрроуЗендая и Том Холланд помолвлены«Эмилия Перес», «Бруталист» и «Сёгун» стали триумфаторами «Золотого глобуса»Муж Обри Плазы покончил с собойЭдуарда Шарлота* приговорили к пяти с половиной годамЛигалайз признан иноагентом в РФ

На ПМЭФ обсудили новые правила игры российской кинопромышленности

Евгений Сафронов/InterMedia

Заседание секции «Киноиндустрия в новых экономических условиях: как сохранить устойчивость» состоялось на ПМЭФ 15 июня 2022 года.

В ходе дискуссии эксперты обсудили приостановку показов фильмов в России голливудскими киностудиями и снижение посещаемости торговых центров, где якорными арендаторами являются кинотеатры, что привело к сокращению числа зрителей более чем на 50%. В ходе встречи участники ответили на ряд вопросов. Как изменился институт кинобизнеса с учетом введенных санкций и ухода с рынка крупных международных игроков? Новые форматы и подходы в работе кинотеатров и онлайн-платформ: какие модели взаимодействия производителей контента, ОТТ-платформ и кинотеатров сейчас используются? Как отечественные производители подходят к новому контенту? Какой контент пользуется наибольшим спросом со стороны потребителей? Какие существуют на сегодня инструменты поддержки кинопроизводства и возможности международного сотрудничества?

Модератор:

Иван Кудрявцев, Ведущий, Телеканал «Россия 24»; руководитель редакции программы «Индустрия кино»

Выступающие:

  • Александр Акопов, Директор, Институт кино НИУ ВШЭ (на фото)
  • Алексей Бырдин, Генеральный директор, Ассоциация «Интернет-видео» (АИВ)
  • Алексей Воронков, Управляющий партнер, Киносеть «Синема 5»
  • Ольга Зинякова, Генеральный директор, Сеть кинотеатров «КАРО»
  • Федор Соснов, Исполнительный директор, Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино)
  • Алексей Фурсин, Руководитель департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы
  • Инна Шалыто, Генеральный директор, Роскино

Алексей Воронков порадовался тому обстоятельству, что киноидустрия за последний месяц потеряла всего 60% оборотов, хотя прогнозировалось 70-90%. Некоторые кинотеатры (в Самаре и других городах) закрылись окончательно, но остальные держатся и надеются на лучшее. В январе этого года в наших кинотеатрах было 48% россйиского контента, в феврале– 21%, в марте – 39%, в апреле – 57%,, в мае – 67%. Доля российского кино увеличилась в три раза, что, по мнению эксперта, является поводом для оптимизма. В данной ситуации отлично работает программа «Пушкинская карта», к которой кинотеатры адаптировались полтора месяца. В большинстве кинотеатров по «Пушкинской карте» покупалось 30% билетов. Чтобы кинотеатры могли продержаться на плаву, многим из них удалось договориться по аренде, что они смогут платить с оборота определенный процент. Выживать кинотеатрам помогают повторные показы старых советских и российских фильмов, возвращение на экраны индийского кино, трансляции концертов и спектаклей. В результате за три месяца повторный прокат отечественных и зарубежных фильмов собрал 2,98% от оборотов этого года, доля российских повторных показов составила менее 1%, ретроспектива российских и зарубежных лент – 2,6% (из них «Брат» и «Брат 2» Алексея Балабанова собрали 2,34%). Самую большую долю в 4,8% составил показ контента, который изначально не планировался к выходу в кинотеатрах. В основном это полный метр, который готовился к прокату на интернет-площадках. Общая доля всех этих показов составила 10%. Алексей Воронков напомнил, что Ассоциация владельцев кинотеатров, рассчитав до конца года возможные убытки, запрашивала у правительства помощь в 6,5 миллиардов рублей, но Министерство финансов отклонило это предложение, потребовав его дополнительного обоснования.

Активная поддержка киноиндустрии оказывается в московском регионе, о чем рассказал Алексей Фурсин. В основном – это гранты, связанные со съемками кино на городских объектах, позволяющие снизить затраты на процесс до 25%. Сейчас, например, в Новой Москве идет проектирование площадки для съемок натурного исторического кино. Кроме того, московское правительство компенсирует кинотеатрам отчисления прокатчикам фильмов, разделив платежи на два периода. До 31 мая компенсируется 100% отчислений, а в остальной период до конца года – 50%. В остальном департаменту приходится, по выражению Алексея Фурсина латать прорехи, частично компенсируя затраты на рекламу и другие расходы.

- Основные требования к выдаче грантов – сохранение инфраструктуры. То есть кинотеатр на должен закрыться, и рабочие места в нем должны быть сохранены,- подытожил Алексей Фурсин.

Александр Акопов объяснил, по каким правилам российская кинопромышленность будет обязан играть с иностранными мейджорами в случае, если они вернутся на наш рынок. Он объяснил, что на случай их невозвращения у нас имеется «план Б». Эксперт рассказал, что от кинопроката в России иностранные компании зарабатывали порядка 300 миллионов долларов в год. Примерно столько же они получали на правах, проданных онлайн-кинотеатрам. По прогнозу Александра Акопова, они вернутся, но если они будут отсутствовать, то «план Б» необходимо запускать. Закупать права на закупку многих зарубежных фильмов можно через независимых дистрибьюторов, которые нам смогут обеспечить через год 30-40% голливудских премьер. Что касается российского кино, то их производство продолжает инвестироваться российскими компаниями. Изменения коснутся и отечественных сериалов, прокат которых планируется начать с кинотеатров. Для этого определенная часть должна быть перемонтирована для кинозалов. Выпускать же в прокат можно как первые, так и последние серии таких кинопроектов. Подобные релизы должны поддерживаться серьезной рекламной кампанией. Исходя из этого, необходимо установить и стандарт первой серии любого сериала в 90 минут. По оценке эксперта, на данные изменения необходимо отвести год. Кроме того, Александр Акопов выступил против раздачи денег под артхаусные проекты и подчеркнул, что представляемом им Институте кино НИУ ВШЭ студентов ориентируют именно на производство зрительского кино, приучая ориентироваться не на Андрея Тарковского и Федерико Феллини, а на Квернтина Тарантино и Джей Джей Абрамса.

Ольга Зинякова обратила внимание на то, что спад посещаемости кинотеатров в последние годы наблюдался по всему миру. Россия была в этом плане не в худшем положении, лидируя до 2022 года в этом плане по Европе. Даже в коронавирусный 2021 год кинотеатры у нас посетили 114 миллионов раз против 212 миллионов в 2019 году. Эксперт напомнила, что наши взоры обратились к кино Индии, Турции, Кореи и Китая, но национальная специфика закрывает части этих лент доступ на наши экраны. Ольга Зинякова сослалась на опыт Южной Кореи, где доля национального кино в кинотеатрах составляет 55%, и эта цифра растет. Если говорить о России, то европейское кино из ее кинозалов до сих пор не ушло. У нас демонстрируют кино из 12 стран, однако большинству зрителей все равно нужны голливудские блокбастеры. На экраны в этом году должны выйти еще порядка 50 фильмов. В кинотеатрах сейчас происходит огромное количество разных активностей, но важно доносить информацию о них до зрителей. Среди них – показ «Игры престолов».

Федор Соснов рассказал, что уровень кинофикации в России хоть и растет, но все же кинотеатры есть не во всех городах. В среднем в кино каждый человек ходит у нас в стране дважды в год. Аудитория расширяется и взрослеет, ее ядро составляют люди от 18 до 35 лет. В данный момент зритель скучает по кино, а его предпочтения смещаются в пользу легкого, остросюжетного и комедийного кино, которое способно его отвлечь. Усилия государства помогают сейчас зрителю ходить в кино. В период коронавируса была неопределенность, когда кинотеатры стояли закрытыми по 9 месяцев, но все же выжили. В условиях неопределенности бизнесу приходится очень тяжело. К тому же на фоне пандемии объем поддержки Фонда кино впервые снизился. С текущего года Фонд кино распределяет 8 миллиардов рублей на поддержку производства фильмов, что является довольно существенной суммой. За последние годы отрасль научилась быстро адаптироваться к изменениям, вырабатывая ответ на новые вызовы буквально за две недели. По оценке Федора Соснова, новых крупных релизов должно быть 50-60 в год, из которых должно быть 15 кассовых лент уровня «Холопа» Клима Шипенко. С учетом увеличенного объема финансирования выйти на эти цифры, по мнению эксперта, вполне реально.

Инна Шалыто рассказала о прогнозах по поводу возможных точек роста. Она подчеркнула, что некоторые зарубежные компании продолжают закупать наши фильмы, но тут наблюдается смена ориентации почти на 100%. Основными направлениями теперь являются Ближний Восток, Азия, а также Латинская Америка. В этом году планируется провести 7 кинорынков. Прямо сейчас происходит один из них во Вьетнаме. Больше всего зарубежных прокатчиков интересуют сериалы, историческое кино, мелодрамы и анимация. В качестве ориентиров Инна Шалыто назвала турецкие сериалы, которые раньше продавались по 500 долларов за серию, а теперь этот ценник порою вырастает до 250 000. На этот год также запланировано более 20 недель кино по всему миру. Ближайшие из них – Киргизия, Азербайджан и Бразилия. Важным инструментов продвижения нашего кино является и Key Buyers Event, который раньше проходил онлайн, но теперь его хотят вывести офлайн – ориентировочно, в Дубай.

Алексей Бырдин затронул работу онлайн-платформ в современных условиях. Он подчеркнул, что в доле экспорта наших сериалов мы показываем очень хорошие результаты. Вопрос цифрового окна в нынешней ситуации должен отпасть, потому что все должно происходить в рамках консенсусного процесса. Концепция «смотри кино, а потом в цифре» должна стать в ближайшее время нормой. Алексей Бырдин подчеркнул, что ранее господдержка российских проектов шла довольно неравномерно, поэтому в этих нормативах что-то придется менять.

«Злой город» возглавил российский бокс-офис

постер к фильму

Исторический фильм «Злой город» стали лидером российского проката по итогам уикенда 30 января – 2 февраля 2025 года. Он дебютировал в кинотеатрах с впечатляющей кассой в 138,5 миллиона рублей. На вторую строчку вновь поднялся «пиратский» анимационный релиз – «Муфаса. Король Лев», собравший 64,7 миллиона на шестой неделе в России.

Лидер прошлого уикенда «Холоп. Великолепный век» занял третье место со сборами в 57,3 миллиона (что на 43.6% меньше, чем на его дебютной неделе). Еще один лидер предыдущей недели – фильм «Василий» - оказался на пятой строке с кассой в 47,1 миллиона (что на 53, 5% меньше его стартовых показателей). Четвертое место заняла киносказка «Финист. Первый богатырь» (50 миллионов), а ее новогодний конкурент «Волшебник Изумрудного города. Дорога из желтого кирпича» - шестое (46,6 миллионов).

Тем временем в американском прокате первые две строчки по итогам уикенда оккупировал новинки – мультфильм «Догмен: Пушистая справедливость» и комедийный хоррор «Компаньон», а «Муфаса» оказался на третьем месте.

Источник: Бюллетень кинопрокатчика Фото: постер к фильму
Теги: бокс-офис, сборы, Догмен, Злой город
Подписаться на новости InterMedia
Нажимая кнопку "Подписаться", я даю свое согласие на обработку персональных данных

Премия «Ника» представила лонг-лист

соцсети

Российская академия кинематографических искусств обнародовала 3 февраля 2025 года лонг-лист премии «Ника» и объявила о начале голосования за номинантов. Так в номинации «лучший игровой фильм» представлены 67 картин, вышедших в 2024 году. В их числе «Василиса и хранители времени», «Воздух», «Кончится лето», «Лед 3», «Летучий корабль», «Любовь Советского Союза», «Мастер и Маргарита», «Огниво» «Онегин», «Пришелец», «Руки вверх!», «Смотри на меня», «Снег в моем дворе», «Сто лет тому вперед», «Тополиный пух», «Тур с «Иванушками», «Холоп 2» и другие. В номинации «лучший сериал» фигурируют 18 названий, в том числе «Дайте шоу», «Золотое дно», «Игры», «Комбинация», «Лихие», «Первый номер», «Плевако», «Последний богатырь. Наследие», «Преступление и наказание», «Трасса» и др.

Опубликованы также списки претендентов на «Нику» в номинациях «лучший неигровой фильм», «лучший анимационный фильм», «лучшая режиссерская работа», «лучшая сценарная работа», «лучшая операторская работа», «лучшая музыка к фильму», «открытие года», за актерские работы первого и второго плана и т.д.

Как обычно, голосование будет проходить в два тура. В соответствии с регламентом членам академии предстоит в номинации «Лучший фильм» отметить не более пяти претендентов, а в номинациях по профессиям – не более трёх.

Дата объявления шорт-листа и проведения церемония вручения пока не объявлены.

Источник: Ника Фото: соцсети
Теги: Ника, кинопремии, номинанты, лонг-лист

Кирилл Разлогов рассказывает о своем детстве в трейлере документального фильма

постер к фильму

Первый тизер-трейлер документального фильма «Кирилл Разлогов» был обнародовал 3 февраля 2025 года. Картина об известном киноведе, культурологе и телеведущем, скончавшемся в 2021 году в возрасте 75 лет, будет включать его последнее, ранее не публиковавшееся интервью с режиссером-документалистом Еленой Демидовой, воспоминания коллег и друзей, фрагменты его любимых классических фильмов, редкие архивные материалы и эксклюзивные фото из личного архива семьи, а также авторскую анимацию, иллюстрирующую мемуары героя и озвученную его голосом: свои мемуары он записывал на диктофон, и именно эти аудиозаписи войдут в картину.

Режиссерами ленты выступают дочь киноведа Анастасия Разлогова и Анджей Петрас, который также является композитором картины, за анимацию отвечают Алексей и Мария Ермолаевы. Проект создается при поддержке Министерства культуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив. Премьера запланирована в 2025 году.

Кирилл Эмильевич Разлогов родился в 1946 году в семье дипломата, вырос во Франции и Болгарии, а начал карьеру в Советском союзе. Киновед, профессор, доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Кирилл Разлогов около 25 лет руководил Российским институтом культурологии, был ведущим научным сотрудником НИИ киноискусства, принимал участие в подготовке аналитических материалов по развитию культуры и искусства, в разработке законодательства о культуре, научных и общественных обсуждениях различных проблем в области культуры и искусства. Разлогов являлся Президентом Гильдии киноведов и кинокритиков России, программным директором Московского международного кинофестиваля, кинофестиваля «Евразийский мост», кинофестиваля стран БРИКС, Фестиваля американского кино AmFest; автором и ведущим программ о кино: «Киномарафон» (1993—1995), «Век кино» (1994—1995), «От киноавангарда к видеоарту» (2001—2002), «Культ кино» (2001—2021). За двадцатилетие существования программы «Культ кино» было создано более 300 выпусков, которые смотрела вся страна на телеканале «Культура». Он вел мастерскую во Всероссийском государственном университете кинематографии имени С.А.Герасимова (ВГИК), преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров имени Г.Н.Данелии, в Высшей школе европейских культур Российского государственного гуманитарного университета и Северо-восточном федеральном университете.

β 16+