Кто зарабатывает в музыкальной индустрии? - отвечают эксперты форума «Российская креативная неделя. Сибирь»
Как устроена музыкальная индустрия, как возможно ее развивать, а также кто, сколько и на чем в ней зарабатывает, обсудили на пленарном заседании «Где и как зарабатывает музыкальная индустрия: за кулисами отрасли». Событие стало частью деловой программы форума «Российская креативная неделя. Сибирь» 23 ноября 2023 года.
Модератором дискуссии стал президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев (на фото).
– Наверное, все признают, что музыкальная индустрия - самая развитая из креативных индустрий. Именно она использует потенциал интеллектуальных прав “на всю катушку”. Это одна из немногих индустрий, которая незначительно зависит от государственной поддержки, – начал он свое выступление.
По словам модератора, музыкальная индустрия успешно применяет IV часть ГК РФ и умеет как никакая другая зарабатывать на результатах творчества. В этой сфере выстроен разумный баланс между частным бизнесом и государственным участием. Так, по мнению Сергея Матвеева, на государстве – концертные залы, классическая музыка и все то, «куда частные инвестиции не стремятся», но то, без чего развитие вкуса, эстетических потребностей невозможно.
Немаловажно и то, что музыкальная индустрия крайне энергично защищает интеллектуальные права, как технологическими, так и судебными средствами. Только РАО подает в год более 6 тысяч исков о нарушении авторских и смежных прав.
Директор направления стратегических проектов НАФИ Ирина Гильдебрандт рассказала про результаты всероссийского исследования аудитории, проведенного в 2023 году. Так, музыку ежедневно слушает 61% взрослого населения. Меломанов больше всего на Кавказе и в Приволжском Федеральном округе. Основным инструментом для потребления музыки является смартфон, но аудитория старше 45 лет использует с этой целью телевизор.
Потенциал роста отрасли - в развитии платного доступа. Так, 61% опрошенных заявил, что в его плей-листе преобладают российские музыканты. При этом платить за музыку готовы не все – только 31% опрошенных. В рейтинге расходов на первом месте оказались легальные аудиосервисы – о наличии платной подписки заявили 22% опрошенных, а их средний чек составил 363 рубля в месяц. На втором месте оказалась покупка билетов на концерты – 20% респондентов заявили о том, что у них были такие траты. Средний чек на концерт при этом составил 2920 рублей.
В результате портрет пользователя легальных аудиосервисов оказался таким: это холостой мужчина 18–34 лет, проживающий в ЦФО, он живет в городе, имеет высшее образование и работу.
Генеральный директор московского концертного зала «Зарядье» Иван Рудин отметил, что вопрос монетизации музыкантов в сфере классической музыки никогда не стоит на первом месте. Свою деятельность он и вовсе сравнил с работой музея, в котором надо «беречь полотна». По мнению эксперта, для концертного зала, в который приходят слушать классическую музыку, вообще не может стоять вопрос работы только за счет окупаемости. Этого не случается даже при полных залах.
– Общество знает, зачем ему нужны нематериальные ценности, музыка является такой нематериальной ценностью. Есть те, кто зарабатывает, – рынок. Мы представляем другую функцию. Государство, само общество через нас (концертный зал «Зарядье», - прим. ред.) инвестируют в следующие поколения. Это инвестиция в наше будущее, – заявил спикер.
Главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов в своем выступлении отметил, что строго говоря, музыкальной индустрии не существует как таковой - есть зрелищная исполнительская индустрия и есть индустрия звукозаписи. В обеих музыка играет главную роль, но всё же далеко не единственную. Основным источником дохода музыкантов всегда являются именно зрелищные индустрии, особенно после того, как индустрия звукозаписи обрушилась в 2010-е годы.
– Российская индустрия звукозаписи входила в десятку сильнейших в мире - но, когда мировая индустрия за 10 лет обвалилась буквально втрое, российская индустрия обвалилась вдесятеро. С развитием стриминговых сервисов несколько лет назад началось ее восстановление, но оно снова замедлилось в связи с уходом зарубежных компаний, – заявил эксперт. – Так что сейчас артисты - за исключением десятка звезд - получают от звукозаписи немного.
Что же касается основного источника доходов исполнителей - индустрии зрелищных мероприятий - то она непрерывно росла до 2013 года, после чего резко обвалилась из-за известных событий, дальнейший рост прервали пандемийные запреты, а затем удар нанесли и зарубежные санкции. Сейчас индустрия пока не вернулась даже к результатам 2013 года, что Евгений Сафронов проиллюстрировал исчерпывающими графиками недавно вышедшего исследования «Музыка и зрелища: индустриальный отчет, 2018–2023 гг.».
По мнению Евгения Сафронова, для исправления ситуации нужно значительно больше прилагать сил государству и, если говорить предметно о Сибири, обратить внимание на отставание региона по количеству и вместимости концертных залов.
Генеральный директор Национальной федерации музыкальных индустрий Никита Данилов отметил, что сделки в музыкальной индустрии всегда имеют много участников и очень сложны, поэтому он видит необходимость в законодательном закреплении долевого участия в авторских и смежных правах (прим. - соответствующий законопроект внесен Павлом Крашенинниковым и Андреем Клишасом в Государственную думу РФ) . Кроме того, он обратил внимание на непроработанность сферы охраны прав в отношении контента, созданного с помощью искусственного интеллекта. Чтобы ценность авторского вклада не снижалась, необходимо серьёзное внимание к законодательному регулированию этой сферы.
Генеральный продюсер музыкального стримингового сервиса «Звук» Сергей Балдин рассказал, что у современных артистов есть около десятка источников дохода. Среди них он назвал продажи носителей, концерты, стриминг, рекламу, лицензирование своего образа, мерч, доходы от ОКУПов, участие в мастер-классах и т.д. По мнению спикера, вмешательство государства в сфере музыки не требуется но при этом он отметил потребность в оснащенных концертных залах в регионах. Что же касается доходов авторов от стриминга, то, по оценкам спикера, они будут и дальше расти. Его дополнил модератор, подчеркнув, что на базе общественно-государственной блокчейн-инфраструктуры РЦИС.РФ уже сейчас работает много сервисов, которые, несмотря на кажущуюся сложность, позволяют легко оформлять сделки с правами без специальных юридических познаний.
A&R-директор лейбла «Первое музыкальное» Адриан Мельников заявил, что развитие индустрии надо начинать с образования музыкантов.
– Ко мне приходят артисты, которые не понимают, как монетизировать свои треки, как очищать права. Мы много времени тратим, рассказывая, как лучше поступить, на какие платформы идти с тем или иным музыкальным направлением. При этом вся музыкальная инфраструктура у нас есть, – заявил он.
Сергей Матвеев подытожил дискуссию, отметив, что потенциал интеллектуальной собственности как одного из важных источников дохода артиста ещё далеко не раскрыт, а ведь он может стать действительно значимым коммерческим активом.
Павел Соломатин, InterMedia
МГАСО отметит Новый год с семейством Штраусов
Концерт «Новый год с МГАСО» состоится в БЗК 30 декабря 2024 года. В преддверии новогодней ночи оркестр перенесет слушателей в чарующий мир Вены под музыку семейства Штраусов и их современников. За дирижерский пульт встанет Фабио Мастранджело.
- Штраусы – это великая династия, сложно сказать, музыка кого из них лучше, - говорит дирижер. – Каждый из Штраусов внес свою лепту во славу династии. Мне посчастливилось учиться в Вене у великого дирижера и педагога Карла Эстеррайхера, продолжателя великих венских традиций. В течение месяца он проводил с нами серьезный мастер-класс, передавая традиции венского вальса. Маэстро раскрыл секрет как нужно играть вторую долю в вальсе так, чтобы это звучало по-венски. Этот стиль у венских музыкантов в ДНК. С точки зрения интерпретации венские вальсы являются более сложными, чем французские, итальянские, русские. Среди моих любимых произведений династии Штраусов – вальсы «Вино, женщины и песни» и «Жизнь артиста». Дирижировать польки Штраусов – это огромное удовольствие, в особенности я люблю быстрые польки - «Гром и молния, «Трик-трак», они очень весёлые. Лично у меня на первом месте – вальсы Штраусов, на втором – польки. Нельзя забывать и о том, что у Иоганна-Штрауса-сына великие увертюры к опереттам. «Летучая мышь» – сложнейшее произведение и для оркестра, и для музыкантов, и для дирижера. Ее не так просто исполнить стилистически верно.
Ведущий концерта - Артём Варгафтик.
Рецензия на сингл «Ёлки зелёные» группы «Мандрагора». Колёса диктуют вагонные: «Спасибо вам, ёлки зелёные»
2024, Первое музыкальное.
Оценка: 8 из 10.
«Мандрагора» - это музыкальный проект актрисы Юлии Пересильд, «арт-рок-группа», как она сама его определяет. Ансамбль время от времени даёт концерты, но записей у него до сих пор не было: «Ёлки зелёные» - дебютный сингл «Мандрагоры». Песня написана гитаристом и худруком группы Владимиром «Корнеем» Корниенко на стихотворение Риммы Казаковой, сочинённое в 60-е годы.
Сразу становится понятно, что такое «арт-рок-группа». Почти у любого артиста песня под названием «Ёлки зелёные» была бы новогодним треком с понятным и предсказуемым набором образов. Новогодних песен на русском языке – тысячи, но любимые исчисляются, может быть, парой-тройкой десятков, потому что улыбчивые стандартные композиции не запоминаются. Композиция Юлии Пересильд и «Мандрагоры» заметно выделяется на фоне «типовых» песенок – в первую очередь, конечно, благодаря поэзии, далеко выходящих за рамки песенных текстов: «Спасибо вам, ёлки зелёные, за вашу высокую вязь, за то, что свои, не заёмные, и песни, и сказки у вас…»
- Здорово, что выпадает случай иметь дело с поэзией, наполненной больше, чем одним смыслом, многомерной и при этом простой, легкодоступной, хлёсткой и благодаря этому запоминающейся, - говорит Владимир Корниенко.
Хлёсткости песне добавляет и звонкий голос и точное интонирование Юлии Пересильд. «Песня «Ёлки зелёные» для меня как для актрисы, – большое поле смыслов и подтекстов», – рассказывает солистка «Мандрагоры». Но не только – это ещё и хорошо решённая актёрская задача, благодаря которой слушатель может мысленно перенестись в 60-е и представить, что песню исполняет Майя Кристалинская или Аида Ведищева.
Правда, ещё чаще в композиции осуществляется транзит в 70-е, потому что в припевах, где строчки повторяются, вы незамедлительно начнёте подпевать – скорее всего, фразу «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз», ибо мелодии совпадают. Видимо, Корней, когда сочинял этот мотив, чувствовал себя Давидом Тухмановым. Но всё это не отменяет того факта, что песня «Ёлки зелёные» в целом способствует душевному подъёму больше, чем миллион произведений про снежинки и хлопушки.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Сегодня 40 лет Филиппу Чижевскому
18 декабря 2024 года, среда.
«Уральские пельмени» покажут «Новогоднее» в КЗ «Москва».
Евгений Писарев перенесет «Тартюфа» в наши дни в Театре Наций.
23 года певице Билли Айлиш.
27 лет актёру Денису Власенко.
35 лет актрисе Эшли Бенсон.
36 лет стендап-комику Зоя Яровицыной.
37 лет певцу Ивану Чебанову.
40 лет Филиппу Чижевскому.
Филипп Иванович Чижевский родился 18 декабря 1984 года в Москве. Российский дирижёр. Художественный руководитель и главный дирижёр Государственного академического симфонического оркестра России им. Е.Светланова (с 2024). Основатель и художественный руководитель ансамбля Questa Musica. Двукратный лауреат Российской национальной театральной премии «Золотая маска» (2019, 2022).
44 года певице Кристине Агилере.
46 лет актрисе Кэти Холмс.
49 лет певице и композитору Сии.
51 год фигуристу Илье Авербуху.
56 лет актрисе Рэйчел Гриффитс.
61 год актёру Брэду Питту.
67 лет актёру Игорю Скляру.
70 лет назад родился актёр Рэй Лиотта (1954-2022).
78 лет режиссёру Стивену Спилбергу.
81 год гитаристу группы Rolling Stones Киту Ричардсу.
19 декабря.
Евгений Писарев перенесет «Тартюфа» в наши дни в Театре Наций.
27 лет актрисе и режиссёру Стасе Венковой.
41 год телепродюсеру Константину Обухову.
43 года актёру Сергею Фролову.
44 года актёру Джейку Джилленхолу.
49 лет лидеру группы «Уматурман» Владимиру Кристовскому.
52 года Евгении Дмитриевой.
52 года актрисе Алиссе Милано.
54 года актрисе Мадлен Джабраиловой.
55 лет актрисе Кристин Свэнсон.
61 год актёру Тилю Швайгеру.
80 лет актрисе Анастасии Вертинской.
20 лет назад умерла оперная певица Рената Тибальди (1922-2004).
30 лет назад умер певец Вадим Козин (1903-1994).
70 лет назад родился вокалист группы «Круиз» Александр Монин (1954-2010).
20 декабря.
32 года актёру Дэрилу Маккормаку.
32 года поэтессе и певице Екатерине Яшниковой.
39 лет актрисе Елизавете Боярской.
41 год актёру Джоне Хиллу.
42 года солистке группы «Чи-Ли» Ирине Забияке.
43 года певице Карине Кокс.
53 года кинорежиссёру и сценаристу Алексею Красовскому.
58 лет актрисе Элен Ролле.
76 лет музыканту и саунд-продюсеру Алану Парсонсу.
15 лет назад умерла актриса Бриттани Мёрфи (1977-2009).
64 года назад родился кинорежиссёр Ким Ки Дук (1960-2020).