Обзор: «Как Юрий Лоза изобрел хайп 40 лет назад (и что сам сделал для музыки)»
2024, «Спасибо, послушаю».
Фигура Юрия Лозы долго ждала ироничного исследователя в лице ведущего канала «Спасибо, послушаю» Андрея - и наконец дождалась. В телеграме «Спасибо, послушаю» появился дисклеймер следующего содержания: «Лоза сидел в тюрьме, Лоза - сценический полупсевдоним, у Лозы есть песня про друга-гея. Один из этих фактов – правда, а два других тоже правда. Совы не то, чем кажутся, а Лоза тем более». Как после такого приглашения к просмотру не включить ролик?
Для начала Андрей в сдержанно саркастической манере описывает актуальные деяния Юрия Лозы – критику великих музыкантов, пропаганду теории плоской Земли, а также высказывание экспертных мнений по любым вопросам, в том числе и по тем, в которых его мнения никто не спрашивал. Это всё известно, очевидно, но по-прежнему смешно. На затем автор предлагает сильнее углубиться не в состояние мозга артиста, а в его творческую биографию.
В принципе, она ни для кого не секрет, хотя многие уже и не помнят, что у апологета плоской Земли были песни помимо «Плота». Между тем в музыкальной карьере Лозы хватало и скандалов, и резких стилистических виражей. В 18 лет он попал в группу «Интеграл», руководитель которой Бари Алибасов отверг почти сотню песен, которые предлагал для ансамбля начинающий автор Юрий Лоза (тогда его фамилия произносилась с ударением на первый слог). Во времена «Интеграла» произошла также глупейшая история с похищением собственных гитар, в результате которой Юрий оказался в СИЗО. Алибасов сумел разрулить ситуацию, но в конце концов они с Лозой разругались так, что потом не общались 30 лет.
Лоза переехал в Москву и «случайно» записал в сопровождении группы «Примус» (лидер которой Ярослав Ангелюк находился в отъезде) альбом «Путешествие в рок-н-ролл». Спустя 40 лет ведущий «Спасибо, послушаю» высоко оценивает пластинку, ведь танцевальный рок с сатирически-бытовыми текстами звучал весьма оригинально для тогдашней советской сцены (для нынешней российской тоже, если вдуматься). Одна из песен называлась «Мой приятель – […]», причём в тексте это рифмовалось с «я и сам такой».
С «Примусом» Юрий Лоза тоже быстро разругался и примкнул к «Зодчим», где продолжил трудиться на музыкально-сатирической ниве. Иногда на концертах он сольно исполнял свои лирические песни, в том числе «Плот», но они большим успехом тогда не пользовались. Алибасов, кстати, забраковал «Плот» ещё в 1982 году.
В 1987-м Лоза начал сольную карьеру. Ему по-прежнему неплохо удавались юмористические песни («Веселье новогоднее», «Исполнительный лист»), но тут «Плот» с очередной попытки наконец «зашёл» широкой аудитории. Кстати, в выпуске предлагается сравнить этот шедевр с песней группы Styx «Boat on the River». По небезынтересной версии «Спасибо, послушаю», примерно с этого момента из творчества Лозы ушли юмор и сарказм, и следующие десятки лет он пишет и поёт «скучные песни про любовную любовь». По мнению Андрея, «экспертиза» Лозы по всем вопросам – не что иное, как своеобразная сублимация артиста: раньше у него были смелые и неоднозначные песни, нынче – экстравагантные высказывания в блоге и СМИ.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Умер продюсер и композитор Куинси Джонс
Легендарный американский композитор и продюсер Куинси Джонс скончался 3 ноября 2024 года в возрасте 91 года в своём доме в Калифорнии. Об этом сообщает Sky News со ссылкой на его пресс-атташе Арнольда Робинсона.
- И хотя это невероятная утрата для нашей семьи, мы празднуем прекрасную жизнь, которую он прожил, и знаем, что больше никогда не будет такого, как он, - говорится в заявлении семьи Джонса. - Мы находим утешение и огромную гордость в осознании того, что любовь и радость, которые были сутью его существа, были разделены с миром через всё, что он создал. Благодаря его музыке и его безграничной любви сердце Куинси Джонса будет биться вечно.
Куинси Дилайт Джонс-младший родился 14 марта 1933 года в Чикаго, штат Иллинойс. Еще в начальной школе стал обучаться музыке (играл на трубе). Когда мальчику было 10 лет, семья переехала в Бремертон, штат Вашингтон, где через несколько лет 14-летний Куинси познакомился с 17-летним Рэем Чарльзом и продолжил обучаться музыке под руководством Роберта Блэквелла.
В 1951 году Джонс поступил в бостонский Дом музыки Шиллингера, штат Массачусетс, однако бросил учёбу после предложения поехать на гастроли в качестве трубача с оркестром Лайонела Хэмптона. Во время гастролей с Хэмптоном Куинси проявил композиторский дар, после чего переехал в Нью-Йорк, где получил ряд заказов на написание песен для таких артистов, как Дина Вашингтон, Дюк Эллингтон, Джин Крупа, Каунт Бейси, Сара Вон и Рэй Чарльз.
В 1956 году Куинси Джонс стал трубачом и музыкальным руководителем коллектива Диззи Гиллеспи в турне по Ближнему Востоку и Южной Америке. После возвращения в США Джонс подписал контракт со звукозаписывающей студией ABC Records и начал музыкальную карьеру в качестве лидера собственной группы. В 1957 году Куинси переехал в Париж, где изучал композицию и теорию музыки под руководством Оливье Мессиана и Нади Буланже. Помимо этого он также выступал в парижской Олимпии, а позже стал музыкальным руководителем Barclay Disques — французского дистрибьютора Mercury Records.
В 1950-х Джонс успешно гастролировал по всей Европе с рядом джазовых оркестров, в том числе Free and Easy Гарольда Арлена. Европейский тур закончился в Париже в феврале 1960 года, после чего с музыкантами из шоу Арлена Джонс сформировал свой собственный биг-бэнд под названием Jones Boys. Он совершил тур по Северной Америке и Европе, но, несмотря на восторженные отзывы зрителей и музыкальных критиков, прибыль от концертов не могла поддерживать группу такого размера. В результате оркестр Куинси Джонса распался, а сам Джонс оказался в условиях финансового кризиса. Ирвинг Грин, глава Mercury Records, оказал Куинси Джонсу финансовую поддержку и дал новую работу в качестве музыкального руководителя компании — подразделения в Нью-Йорке.
Куинси Джонс на протяжении своей многолетней карьеры работал со многими музыкантами, в том числе с Майклом Джексоном. Джонс был продюсером его альбомов «Bad», «Off The Wall» и «Thriller» (последний по сей день остается самой продаваемой пластинкой в мире). Он также курировал создание сингла «We Are The World» 1985 года, который был записан всеми звездами и который собирал средства для помощи голодающим в Эфиопии в 1985 году.
Как кинокомпозитор Джонс написал музыку к фильмам «Мираж», «Тонкая нить», «Полуночная жара», «Золото Макккенны», «Цветок кактуса», «Итальянская работа», «Побег» и «Цветы лиловые полей», за который удостоился трех номинаций на «Оскар».
Куинс получил 80 номинаций на «Грэмми», 28 раз выиграл премию, и входил в список людей EGOT, то есть был также обладателем кинопремии «Оскар», телевизионной премии «Эмми» и театральной награды «Тони».
Джонс был трижды женат: на Джери Колдуэлл, Улле Андерссон и Пегги Липтон. Среди его семи детей — музыкальный продюсер Куинси Джонс III и актриса Рашида Джонс.
Инстасамка и «Ленинград» выпустят альбом «Зумеры и бумеры»
Стало известно, как будет называться совместный альбом Инстасамки и «Ленинграда». Как сообщил телеграм-канал «Звездач», пластинка получила название «Зумеры и бумеры». В ней будет как минимум три трека: «Русские, вперед!», «Хорошо» и «За деньги нет». Релиз, как сообщалось ранее, состоится 8 ноября 2024 года.
Обзор: «Пост-панк по-русски. Как Цой и «Кино» создали народную музыку»
2024, «Афиша».
В 80-е годы практически не было особенных споров о том, к какому стилистическому направлению нужно относить Виктора Цоя и группу «Кино». В обзорных статьях походя употреблялись термины «пост-панк» и даже «новая волна», и поклонники с этим молчаливо соглашались. Что они знали точно – что «Кино» играет рок, а не попсу какую-нибудь. А после выхода альбома «Группа крови» вообще уже было всё равно: песни Цоя стали поистине народными, и столь всеобъемлющую популярность просто бессмысленно пытаться запихнуть в какие-то рамки.
И вот 32 года спустя после гибели Виктора Робертовича «Афиша» выпускает видеоэссе, в котором берётся доказать, что «Кино» играло пост-панк – как и все его последователи в русском роке. Актуальная тема, что и говорить. С другой стороны, ну не биографию же группы рассказывать в 20-минутном выпуске. Выбрав тему, авторы ролика сосредоточились на подборе аргументов в подтверждение своей правоты – и естественно, преуспели в этом. Пожалуй, выпуск мог получиться более лихим, если бы в нём решили, например, доказывать, что «Кино» - это никакой не русский рок, а по сути развлекательная и местами танцевальная попса. Надеюсь, кто-нибудь с хорошим чувством юмора сделает такое обозрение.
Ну а мы возвращаемся к тому, что есть. В начале повествования авторы приводят конкретные примеры влияния иностранного пост-панка на русский рок, а потом уделяют по паре минут группам Joy Division и Cure – как главным вдохновителям группы «Кино». Ненадолго ещё появляются Smiths и Моррисси с соло, ужасно похожим на проигрыш из песни «Перемен». Однако до поры до времени всё это выглядит, как натягивание совы на глобус: сходство есть, если правильно подобрать примеры, но разве пост-панк сделал Цоя главной рок-иконой страны?
Нет, отнюдь не пост-панк, что и подтверждается второй частью выпуска, когда авторы оставляют в покое британцев и начинают говорить только про «Кино». Оказывается (да мы и раньше это знали), что стоит зазвучать хитам Цоя, остальное становится неважно. Задача успешно подгоняется под ответ, гармония поверяется алгеброй, и вроде как всё сходится – да только зачем? Музыка «Кино» давно уже обретается в той Вселенной, где нет возраста, правил и деления на жанры.
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»