10 книг Московской книжной ярмарки
Завершилась Московская международная книжная ярмарка – главное событие года для издателей, авторов и читателей. На ней были представлены книги звезд экрана и сцены, произведения прославленных писателей, документальная литература. Ряд интересных книг – в обзоре Алекса Громова.
Павел Воля. Петтерсы. Дети гор
Новая книга знаменитого телеведущего Павла Воли о приключениях семьи Петтерсов в России адресована детям. Дело по-прежнему происходит в начале второй половины позапрошлого века. А сюжет продолжает историю, начавшуюся в романе «Петтерсы. Дети океанов», где эта семья с четырьмя детьми попала на загадочный остров. Они пережили множество невероятных и даже фантастических приключений, а потом были спасены русским кораблем «Святая Анна», которым командовал капитан Алексей Самарин.
Конечно, добропорядочные викторианцы понимают, что окружающие могут их не понять, если они будут рассказывать подробно о пережитом. «На семейном совете мы приняли решение не распространяться о том, что увидели и узнали вдали от дома, и даже проверенный друг семьи Стейтем не в курсе всех подробностей наших путешествий. Почтенному англичанину ирландского происхождения прогрессивной Викторианской эпохи совсем незачем знать о существовании подводного царства Атлантов, магических доспехов Посейдона и колдуна, способного жить в теле огромной белой акулы».
Но через год Петтерсы получают от Самарина письмо с приглашением в Россию – на свадьбу его дочери. Глава семьи Джордж совсем не горит желанием пускаться в путь, ему предыдущих испытаний хватило с лихвой. Но все остальные в восторге. И вот Петтерсы поднимаются на борт фрегата «Виктория», чтобы плыть в Санкт-Петербург. Из текста можно узнать о том, какие были тогда отношения между Англией и Россией, о торговых связях, о товарах, которые Российская империя поставляла британцам и что получала взамен.
Можно и представить себе российскую столицу той эпохи. Ведь Петерсы впервые увидят Невский проспект, Аничков мост с бронзовым конями работы скульптора Клодта, Михайловский замок, Летний сад… Но одновременно с лицезрением величественных архитектурных шедевров к героям начнет вплотную подступать предчувствие новых таинственных событий.
Любовь Казарновская. Русский романс. Неизвестное об известном
Прославленная певица, профессор, руководитель и инициатор многих музыкальных инициатив и мероприятий, лауреат премии Terra Incognita Awards, рассказывает в этой книге о самом романсе и создателях самых знаменитый произведений в этом жанре. Как отмечено в книге, романс является, любимым отечественным музыкальным жанром, отражающим всё страсти и чувства россиян и россиянок уже не первый век. В издании описаны судьбы создателей и исполнителей романса, связанные с ними увлекательные, а порой и трагические истории, малоизвестные сейчас исторические детали и события.
В тексте приводится история создания и анализ одного из самых популярных романсов – «Соловей», который, по словам Казарновской, «в абсолютном большинстве случаев является для примадонн разного уровня лишь чисто формальным поводом для демонстрации собственного колоратурно-вокального мастерства». А ведь написанное Антоном Дельвигом, другом Александра Пушкина, стихотворение называлось «Русская песня» и имело несколько разных - по числу строк - вариантов. В оригинале этот романс был предназначен для мужского голоса, а первым его исполнил тенор Пётр Булахов. А вот автором музыки, Александром Алябьевым, мелодия была написана, когда он попал в беду. Композитор находился в тюремных застенках, - дал затрещину карточному шулеру, а тот неудачно упал. Алябьева обвинил в предумышленном убийстве, и выжить ему помогла музыка.
Среди героев книги - Матвей Бернард («Певец и директор во стане Большого театра»), Алексей Верстовский («Дедушка русского романса»), Александр Варламов и многие другие.
Арина Шарапова. Конец эфира
Известная телеведущая выпустила фантастический роман о телевидении. Он начинается с подробного, со знанием дела рассказа о внутренней кухне ТВ, где жизнь идет совсем по другому графику нежели у обычных людей. Чтобы зритель получал привычные программы, машина телевидения работает круглые сутки. Новички всегда в шоке от этого, но те, кто принял такой образ жизни, остаются навсегда. «Всё твоё предыдущее образование, коли таковое вообще имеется, все наработанные связи, навыки и умения, даже твой внешний облик —коту под хвост. Вихрь, ионный поток, тебя засасывает, словно в пылесос. Жамкает, трёт, мнёт... Если повезёт, может выплюнуть. Но совершенно другим человеком. И только для передышки!».
Главная героиня Анна попадает на кастинг случайно. Но из шести сотен человек выбирают именно ее. Анна с головой погружается в информационный водоворот, не только по служебной обязанности. Ей это нравится. Но внезапно Анна получает приглашение отправиться… на Марс. Там уже построен целый город. Проект оплатили восемь олигархов из восьми стран – но зачем? Анне объясняют, что запланирован большой социальный эксперимент. И даже согласившись, телезвезда не может узнать всё. А после старта мониторы корабля начинают показывать картины катастрофы, разразившейся на Земле. Анна, привыкшая успешно рулить в подаче информационных потоков, сама оказывается в роли тех, на кого эти новости выплескиваются с экранов. Не успели еще отбушевать панические репортажи о чудовищном звуке, сметающем жизнь с улиц мегаполисов, как наваливается новая сенсация, еще страшнее. Уже неважно, кто включил тот звук. Потому что кто-то другой успел дотянуться до пресловутой красной кнопки.
Земля горит в атомном огне, конец всему… а, нет, есть весьма обширная территория, укрытая принципиально новой защитой, не пропускающей ни ракеты, ни излучение, ни радиоактивные осадки. Кажется, уже ничем нельзя шокировать героев, но тут приоткрывается завеса тайны над планами тех, кто имеет представление о сущности марсианского эксперимента. Речь идет о разработке системы управления людьми с помощью тех самых информационных потоков. Нет, не напрямую, никакой грубой пропаганды, а намного тоньше. Нечто вроде пресловутого 25-го кадра. К примеру, ребенок посмотрел правильный мультик и радостно побежал делать ненавистные уроки. Но до развязки будет еще много новостей…
Олег Дворянкин. По ту сторону Введенских ворот. Кибержизнь. «Мизер» или «Игра теней». Берегите себя
Книга объемом в 846 страниц и весом 2,3 кг - это настоящая энциклопедия информационной безопасности как внутри интернета, так и на его внешнем контуре. Издание охватывает все аспекты кибербезопасности - технические, юридические, медицинские, психологические, педагогические, физико-математические, экономические. Вводные статьи к главам книги написали 7 докторов наук различных дисциплин, а также 3 ведущих эксперта по военному делу, истории и философии.
Во внушительном фолианте содержится множество сведений о том, как устроена Всемирная паутина и кто в ней обитает, не считая честных пользователей. Это и тролли – любители нахамить незнакомому человеку с безопасного расстояния под прикрытием виртуального ника или развлечься ироническим общением в комментах, и пранкеры – мастера розыгрышей. В книге уделено особое внимание самым знаменитым в настоящее время отечественным пранкерам Вовану и Лексусу, а также методам их деятельности, позволяющим дозваниваться статусным персонам от имени других значимых людей.
Но одну из главных проблем, связанных с безопасностью в интернете, сейчас представляют всевозможные мошенники, которые давно объединены в крупные команды и целые организации. Наверное, каждый получал письма от некого хакера, утверждающего, что с помощью вируса сумел отследить, когда адресат посещал порносайты и какой именно контент там смотрел… Завершает такое письмо всегда требование выкупа в биткойнах за неразглашение «взрослых» пристрастий. Еще большую опасность заключена в звонках через мессенджеры, когда с помощью социальной инженерии преступники сначала вынуждают людей перевести свои (а часто еще и кредитные) деньги на «защищенный счет», а потом еще и требуют совершать противоправные действия, обещая за это вернуть средства.
При этом самая главная уязвимость в вопросах кибербезопасности – человеческий фактор. Люди поддаются желанию получить легкие деньги, пугаются угроз невидимого и неведомого собеседника, переходят по сомнительным ссылкам, верят ничем не подтвержденным новостям. И выкладывают личную информацию о себе в соцсетях, облегчая задачу тем, чье ремесло – эту информацию собирать и продавать заинтересованным лицам и организациям. Некоторым людям кажется, что они надежно защищены своим скепсисом и поэтому могут позволить себе пообщаться с мошенниками подольше ради развлечения. Но эмоциональное давление и приемы из области НЛП способны сработать в самый неожиданный момент. Так что лучше отключаться сразу, услышав очередного сотрудника «службы безопасности банка», «главного следователя» или представителя сотового оператора «у вас сегодня заканчивается контракт». Информационная гигиена и осторожность сейчас становятся главными способами защиты от манипуляторов информационных войн и кибер-преступников.
Александр Дим. Успех и внутреннее спокойствие
Книга посвященная современным аспектам психологии успеха. Автора сразу указывает, что уже ставший традиционным подход к этому вопросу, метко прозванный «достигаторством», не учитывает особенностей каждого человека и того, как могут непредсказуемо меняться внешние обстоятельства. Стремление вперед становится непрерывным. В итоге даже те, у кого успешно складывается карьера, живут в постоянном напряжении без выходных и праздников. Им уже не хватает сил даже на то, чтобы приостановиться, взглянуть на свои достижения и порадоваться им.
А если дела идут не так хорошо, как хотелось бы, то ситуация становится намного сложнее. Коучи по процветанию очень редко указывают, что в построении нашей жизни важную, а порой и решающую, роль могут играть обстоятельства, которые находятся вне нашего контроля. И если после большого количества сил, ресурсов и средств, вложенных в свой замысел, результатом стал не прорыв к успеху, целая черед неудач, трудно избежать глубокого разочарования.
В этой книге разъясняется, какими путями можно прийти к ощущению внутреннего баланса между честолюбивыми замыслами. Особое внимание автор предлагает обратить на то, что нас сильно раздражает. «Что нас так злит? Это самонадеянность или высокомерие? Намеки или непунктуальность? Это беспечность или невежество? Нетерпимость или сами приезжие? Чрезмерное занудство коллег? Или всё вместе?.. Например, если мы встречаем высокомерного человека, который ставит себя выше или игнорирует нас (хотя и не имеет на это права), на самом деле речь идет о нашей самооценке. При этом наше раненое эго вполне может занять грамотную оборонительную позицию». Постоянная осознанность, хотя и стоит усилий, но дается легче, чем искусственный оптимизм и демонстрация позитивного мышления. Более того, такой подход способен принести выигрыш при игре, как говорится, в долгую.
Алексей Хисматулин. Три текста из салджукидских провинций
Эта книга – глубоко научное и одновременно увлекательное исследование средневековых поддельных рукописей, относящихся к временам, когда на землях современного Ирана правили султаны из династии Салджукидов. В книге представлены персидские оригиналы нескольких характерных текстов («Кабус-нама», «Чахар макала», «Шатёр справедливости в правилах султаната») и их переводы с комментариями. Автор подробно рассказывает о подделках и анализирует связанные с ними проблемы. «Манускриптологи и кодикологи. С них всё начинается. Они исследуют рукописи как артефакты материальной культуры и лишь отчасти соприкасаются с текстом… Если для простоты прибегнуть к бытовому сравнению, то работа этих специалистов сводится к описанию стола (рукописи) как материального носителя обеда (текста): из чего сделан стол, когда, в каком виде и т. п. Анализ входящих в такой обед блюд даётся в сжатом виде: первое блюдо, второе и компот; приготовлены тогда-то таким-то поваром (автором); доставлены таким-то официантом (переписчиком)». При этом ложная атрибуция текста или тем более средневековая подделка может остаться не выявленной, поскольку у специалистов часто не бывает иного выхода, кроме повтора атрибуции, которая уже есть в доступном им экземпляре текста. Оцифровка текстов и публикация их в интернете, по мнению автора, тоже редко способствует исправлению ситуации. Текстологический же анализ может помочь только в тех случаях, когда доступ к рассматриваемым рукописям есть у многих, не зависимых друг от друг специалистов.
Михаил Шахназаров. История в стиле fine
Сборник разнообразных рассказов от известного теле- и радиоведущего о недавних временах и людях, многие из которых – родом из СССР. Некоторые из них покинули родные просторы и отправились в далекую Америку, откуда пишут трогательные письма. В том числе – как им неплохо живется. Хотя на самом деле всё совсем не так замечательно. «В американском языке есть слово looser. Им обозначают неудачников… В Штатах нельзя говорить, что ты «лузер». По тебе начнут ходить. Даже не так: через тебя начнут переступать. Переступают через лужи, небольшие препятствия и мертвецов. Если по тебе ходят – не все потеряно: тебя замечают, есть шанс озлобиться, подняться и дать сдачи. Те, кто пишут такие письма, хорошо усвоили одно: всегда надо говорить «fine». Врать даже в письмах друзьям. Я просил Сашу не писать мне таких писем…».
Да, сказки часто не воплощаются в жизнь, а скорее – наоборот. И поэтому те уехавшие «писать по-другому не имеют права». Вот об этом и многом другом – самый первый рассказ сборника, давший ему название.
Один из самых забавных рассказов посвящен знакомству с девицей Анжелой, совершенному через профессиональную сваху. «Эта девушка видела на моем лбу ценник. Она на всем видела ценники. Даже на любви». От такой не просто избавиться.
А вот в «Мертвых дворниках» описана деятельность персонажа Вадика, сочинявшего байки для газеты, в том числе – по заказу главного – про дедка с полтергейстом. В «Хризантемах» обыгрывается деятельность и подноготная радиоведущих, эдакая подлинная изнанка эфира.
Гарри Каролинский. Любовь, хранимая вечностью
Автор этого романа – легендарный радиожурналист еще советских времен. Он брал интервью у гастролировавших в Москве Мориса Шевалье и Дюка Эллингтона, беседовал с маршалом Георгием Жуковым и писателем Ильей Эренбургом, общался с космонавтами – Юрием Гагариным, Германом Титовым, Валентиной Терешковой. Потом Гарри Каролинский уехал в Америку. Он был знаком с Сергеем Довлатовым и другими знаменитостями. Собирал воспоминания эмигрантов первой волны, писал книги о Российской империи. Недавно указом президента Владимира Путина Гарри Каролинскому и его супруге Зинаиде было возвращено российское гражданство. Эту книгу писатель представлял своим почитателям около Кремля.
Роман посвящен последним годам Российской империи, Первой мировой войне и драматической истории любви адмирала Колчака и Анны Тимиревой. Всё начинается с того, как молодой американец по имени Пол осуществляет свою заветную мечту – побывать в России. Он много слышал от отца и его знакомых об этой загадочной стране, которая в тот момент стремительно развивалась. Американцы обсуждают «экономическое чудо Николая II». Вспоминают, что «…не пришли Александр Второй эскадру Лисовского в Нью-Йорк наша Гражданская война могла бы кончиться иначе».
Также в книгу включен ряд произведений - «Ожог», «Кольцо», «Далекий аромат», «Незнакомка с цветами», «Утро туманное», «Только пять шагов» - посвященных судьбам русских эмигрантов в разных частях света. И «Таврическая баллада», где рассказывается о деятельности князя Потемкина, создателя Новороссии.
Кибердеревня. Автор-составитель Никита Ворожищев
В красочном артбуке удачно совместились две актуальные сейчас отечественные тенденции - неугасающий интерес к советскому (и постсоветскому) в разнообразных формах и новые технологии на новых внеземных территориях. Казалось бы, простой фермер и противостоящая ему огромная корпорация, причем не на родной Земле. Издание - красочное, с тщательно подобранными тематическими иллюстрациями, делающими это недалёкое будущее живым и реальным. В тексте, помимо множества смешных моментов, есть и сентиментальные, заставляющие задуматься.
…В далеком 2050-м году был образован Межпланетный Союз, который в 2091 году был ликвидирован и на его обломках появились новые могучие корпорации. Глава одной из них – Барагозин, самовлюбленный деятель, окруженный множеством роботослуг. «Они следят за порядком в пентхаусе, готовят еду, отвечают за гардероб, всячески развлекают его и укладывают спать. Если к обычным роботам Барагозин относится как к вещам, то можно себе представить его отношение к роботоприслуге. Говорят, под их утилизацию выделен отдельный плавильный цех. Из-за чрезмерной текучести кадров».
Как и в самом сериале, в издании есть динамичный сюжет, укладывающиеся в реалии нового модернизированного мира, в котором главный герой и его антагонист по-прежнему проявляют свои человеческие чувства. Да и весь окружающий мир только на первый взгляд кажется экзотичным - ведь он вырос из прежнего, сохранив часть его фобий и разочарований, к которым добавились неявные техноиллюзии. Может ли ИИ сделать человека счастливым или всё же - наоборот?
Василий Стародумов. Хозяин Ольхона. Байкальские сказки
Народы, которые обитают в окрестностях Байкала, с давних пор считают сего священным морем и поэтому не произносят на его берегах грубые слова и не ссорятся. В предисловии к красочному изданию (художник Карина Соловьёва) рассказывается о том, что на байкальских берегах можно встретить бурятов (которые издавна занимались промыслом нерпы и охотой), эвенков (чья богато вышитая одежда считается самой изящной и красивой в Сибири), и тофларов, кочующих со своими стадами.
Автор книги, знаменитый сибирский сказочник, долгие годы записывал в Прибайкалье местные легенды и сказки. В них рассказывается, каков нрав хозяина Ольхона, как появились скалы Шаманка и Кобылья голова, о чем спорили носорог и мамонт. «В далекие незапамятные времена на берегах славного моря Байкала-батюшки водились носороги и мамонты – животные-великаны. Вот как-то вожак стада носорогов сказал вожаку стада мамонтов: - Не понимаю, зачем тебе нужны два таких длинных бивня? И одного, по-моему, достаточно, чтобы доставать пищу из-под снега…».
Среди множества легенд о происхождении Байкала, в одной из самых древних, описывается, что раньше на этом месте был огромный луг с дикими животными. Но злой дух устроил землетрясение и из глубокой трещины вырвался огонь и стал сжигать все вокруг. А добрые боги потушили огонь водой, которая заполнила земную трещину. Так и возникло великое озеро.
Риту Дакоту прооперировали в Турции
Рите Дакоте сделали в Турции операцию на желудке. Певица сообщила в соцсетях, что хирургическое вмешательство пришлось произвести прямо в день рождения мужа артистки Федора Белогая – 19 ноября 2024 года. Пара приехала в Стамбул, чтобы пройти полное медицинское обследование. Певица и ее супруг желали проверить состояние своего здоровья перед тем, как заводить детей.
- Это не шутка. Реально оперировали меня вместо праздника… — рассказала Рита Дакота (Маргарита Герасимович).
Федор Белогай уточнил, что у Дакоты с детства неправильно сформировался клапан на желудке. Из-за этого у артистки возникали серьезные проблемы со здоровьем и пищеварением.
- Все врачи во всем мире сказали, что это невозможно исправить, нужно терпеть. Из-за того, что клапан до конца не закрывается, желчная кислота или желудочный сок куда-то попадают, это раздражает. Получается небольшой постоянный химический ожог, — заявил он.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, премьера клипа Риты Дакоты «Куда глаза горят» состоялась 4 июня 2024 года. По сюжету и в соответствии с текстом песни, Рита, устав от рутины, садится в старый мини-автобус вместе с мужем Федором Белогаем и 6-летней дочкой Мией от Влада Соколовского и отправляется в незапланированное увлекательное путешествие.
Дизайн-образование: креативность и практика
С каждым годом креативная экономика набирает обороты, и это отражается на требованиях к образованию, особенно в сфере промышленного дизайна. Новым поколениям дизайнеров важно не только обладать творческими навыками, но и уметь решать реальные задачи бизнеса. Образовательные учреждения переосмысливают свои программы и стремятся наладить сотрудничество с предприятиями, чтобы подготовить студентов к работе в условиях современного рынка.
Проект «Фабрика дизайна 3.0» помогает молодым дизайнерам получить ценный опыт работы с реальными заказчиками. Ведь практика не всегда доступна во время обучения. Это пространство, где дизайн встречается с бизнесом, а у студентов появляется возможность развивать практические навыки. О том, какие вызовы сегодня стоят перед образованием в сфере промышленного дизайна, мы побеседовали с экспертами.
Разрушая стереотипы
В советское время вузов, где обучали дизайну, было крайне мало. Каждое из них имело многолетнюю историю, а такие, как московская Строгановка (ныне РГХПУ им. С.Г. Строганова) и ленинградская Мухинка (ныне СПГХПА им. А.Л.Штиглица), — и вовсе вековые традиции. Эти учебные учреждения были проверены временем и заслужили высокую репутацию.
- В новой истории нашей страны произошло обесценивание профессии дизайнера, — убежден президент Союза Дизайнеров России и руководитель проекта «Фабрика дизайна» Виталий Ставицкий. — В 90-е годы мы еще использовали ресурс советской дизайнерской школы. Но к началу 2000-х она стала распадаться на атомы всяческих бакалавриатов и магистратур. Из учебных программ большинства вузов стали постепенно исчезать фундаментальные для нашей профессии предметы. Например, инжиниринг, конструирование, технологии, экономика, управление процессами. При этом во многих странах, сделавших ставку на дизайн в своей экономике, наоборот, вводились дополнительные предметы и компетенции. Широко поощрялось самообразование студентов.
По словам эксперта, в начале 2000-х годов профессия дизайнера считалась чрезвычайно престижной. Кинематограф и реклама создавали образ дизайнера как небожителя, получающего сказочные гонорары за несколько карандашных штрихов на бумаге. Этот спрос стимулировал соответствующее предложение.
- Стереотип этот достаточно устойчив, — считает Виталий Ставицкий. — Часто молодой специалист умеет только нарисовать эффектную картинку. Он не способен мыслить проектно. Изобразив “коллажик”, считает свою задачу выполненной. По сути, он художник, а не дизайнер. Однако в любой сфере производства — от создания бытовой техники до авиастроения — есть проектная и инженерная составляющие. И дизайнер обязан в них разбираться. Я не устаю повторять, что дизайн — это не про удовлетворение своих творческих амбиций. Строго говоря, это не творческая профессия, если под этим понимать свободный полет вдохновения. Дизайнер должен решить задачу, поставленную заказчиком. Сделать так, чтобы продукт получился качественным, конкурентоспособным и содействовал развитию его бизнеса.
Понимание профессии через опыт
Абитуриенты часто не до конца понимают, чем им предстоит заниматься. Школьникам трудно самостоятельно принимать решение о выборе профессии. Хотя бы потому, что они часто не знают о существовании многих специальностей.
- Не так давно, — делится достижениями заместитель заведующего кафедрой промышленного дизайна СПГХПА им. А.Л. Штиглица Арсений Киселев, — наша кафедра участвовала в совместном эксперименте с Академией цифровых технологий. Мы набирали детей с 12 лет и знакомили их с идеями и принципами промышленного дизайна. Они учились мыслить нешаблонно. Чтобы решить школьную задачку, нужно было выбрать из некоторого количества известных тебе методов решения самый подходящий. В дизайне надо научиться самостоятельно ставить задачи и находить множество разных решений. У заказчика должен быть выбор. Но самое главное — в процессе реализации найденного решения могут возникать разные барьеры: технологические, бюджетные, временные. Задача дизайнера — сохранить зерно своей идеи, несмотря на все форс-мажоры. На вступительных экзаменах мы ввели для абитуриентов собеседование по портфолио. В нем должны быть эскизные проекты каких-либо конкретных продуктов. Работая над портфолио, человек начинает лучше понимать, чем ему предстоит заниматься в жизни. На втором этапе абитуриенты выполняют экзаменационную графическую работу. Таким образом мы проверяем уровень навыка работы в стрессе и в спокойной обстановке. В результате нам удается принимать на учебу не просто способных, но еще и мотивированных студентов.
Академия им. А.Л.Штиглица — один из флагманов отрасли. В настоящее время дизайн преподается примерно в 130 федеральных вузах по всей России. С учетом их региональных филиалов это число достигает порядка 200 учебных заведений. Ежегодно они выпускают в среднем 20 000 молодых специалистов. Однако в профессии остается лишь 15−20% выпускников. И только единицы из них добиваются известности. Такая высокая степень отсева отчасти объясняется разочарованием начинающих специалистов — мечты о профессии не соответствуют реальности. Но в большинстве случаев, как показывает практика, выпускникам не хватает опыта работы над реальными проектами, чтобы быть востребованными на рынке труда.
Подготовленные и готовые к работе
- Практика имеет для студентов первостепенное значение, — настаивает основатель и генеральный директор компании Smirnov Design, директор Центра исследований и инновационных разработок РГХПУ им. С.Г. Строганова, член жюри проекта «Фабрика дизайна» Сергей Смирнов. — На момент выпуска они должны быть максимально готовы к работе в компании. То есть разбираться во всех этапах, которые продукт проходит в процессе изготовления. Дизайн — междисциплинарная профессия. Конструирование, материаловедение, эргономика, маркетинг, информационные технологии — без этих знаний дизайнер не сможет стать профессионалом. В противном случае специалисты, занятые непосредственно производством продукта, будут видеть в нем досадную помеху, что отвлекает их от серьезного дела. Высшее образование достаточно консервативно и пока с трудом встраивается в живые экономические процессы. Учебные проекты в большинстве своем не имеют практического результата. Вот почему отличаются поверхностным подходом. Если же студент получает задачу от реального заказчика, он должен найти решение, отвечающее конкретным требованиям. Это позволяет ему лучше понять суть и смысл выбранной профессии.
Количество непрофильных вузов, обучающих профессии дизайнера, сокращается достаточно медленно. Модная специальность привлекает студентов и служит источником дополнительных доходов. Ведь обучение в основном платное. Однако в последнее время наблюдается устойчивая тенденция к усилению технической составляющей в подготовке дизайнеров. Необходимость приобретения дорогостоящего оборудования и привлечения преподавателей с соответствующими компетенциями значительно повышает стоимость обучения. Это делает невыгодным содержание «непрофильных активов» для вузов. Эксперты надеются, что со временем эти факторы изменят ситуацию и на рынке образования останутся только вузы с высокими стандартами обучения дизайну.
Будущее дизайн-образования
- За последние пять–семь лет в области дизайн-образования наметился позитивный сдвиг, — полагает Арсений Киселев. — Государство и бизнес-сообщество начинают уделять больше внимания этой сфере. Профильные вузы получают финансирование для закупки материалов и оборудования, чтобы студенты могли осваивать сложные современные технологии. Например, наша академия за минувшие три года переоснастила материально-техническую базу. Она не обновлялась с 80-х годов. Теперь ребята могут работать на 3D-принтерах, на ЧПУ, современных графических станциях. Но почивать на лаврах оснований нет. Уровень, на который мы вышли сейчас, многие западные страны прошли уже лет 10−15 назад. Чтобы решить задачи, стоящие перед дизайн-образованием, мы должны работать на опережение, включая материально-техническое оснащение учебного процесса.
Модернизация системы подготовки дизайнеров имеет еще один важный аспект — интеграцию выпускников в систему реальной экономики. В идеале это должно происходить еще на этапе обучения. Но на практике выстраивать коммуникацию вуза и бизнеса очень сложно. Крупным профильным вузам с долгой историей это подчас удается.
- В 2022 году, — рассказывает Арсений Киселев, — мы перешли на стратегию подготовки дизайн-команд. Сегодня в одной из солидных питерских компаний работает дизайн-отдел. Он полностью сформирован из членов команды, которая была создана еще на втором курсе. Фирма получила слаженный коллектив с опытом проектной деятельности и заточенный на эффективное распределение задач между работниками. Подготовка дизайн-команд имеет важное преимущество по сравнению с обучением отдельных специалистов. При существующем дефиците кадров в нашей сфере нередко возникают ситуации, когда на предприятии или в компании вообще отсутствует дизайн-отдел. В таком случае одним-двумя специалистами имеющуюся “дыру” не закроешь.
Не всегда взаимоотношения вуза и бизнеса складываются органично.
- Большинство работодателей хотят получить сразу готовых специалистов, — констатирует доцент кафедры дизайна среды РГХПУ им. С.Г.Строганова Екатерина Кузнецова. — На вопрос, а где они будут нарабатывать необходимый вам опыт, часто звучит ответ: это не наша забота. Таков печальный парадокс. Предприниматели заточены на максимальную прибыль и, как правило, не готовы альтруистично вкладываться в студентов. Пока немногие в деловых кругах (особенно в среде малого и среднего бизнеса) понимают, что специалиста нужно вырастить. В крупных компаниях наблюдается большая готовность предоставить студентам возможность получить необходимый опыт в реальных условиях. Но и тут не все просто. Даже если большое предприятие берет студентов на стажировку, она зачастую сводится к рутинной офисной работе. Будучи преподавателем, я прекрасно понимаю, что наладить контакт со студентами, которые пока мало что умеют, трудно. И специалисты на производстве подобными навыками вряд ли обладают. Поэтому проблема не только в том, чтобы предприятие взяло на себя риск допустить “несмышленышей” к серьезной работе. Нужно сделать так, чтобы сотрудничество было успешным для обеих сторон. Бизнес и образование часто плохо понимают друг друга. Действующие дизайнеры знают, на поиск взаимопонимания с заказчиком может уйти несколько месяцев. Начинающим специалистам нужно где-то получать этот опыт. Помочь им в этом могли бы специальные структуры при учебных заведениях. Они могли бы прицельно заниматься налаживанием контактов между преподавателями и представителями бизнеса для обмена компетенциями. Такое происходит при повышении квалификации. Пока эта непростая задача ложится на плечи отдельных неуемных энтузиастов.
Вуз — сложная и достаточно консервативная структура. Создание и отладка систем взаимодействия с представителями реального сектора экономики требуют времени. А настоятельная потребность в дизайнерах есть уже сейчас. Поэтому дизайн-сообщество считает разумным реализовывать отдельные проекты, позволяющие заказчику и исполнителю найти друг друга. Одним из наиболее успешных стал проект «Фабрика дизайна». Он осуществляется Агентством креативных индустрий (АКИ) при Департаменте культуры города Москвы и Союзом Дизайнеров России.
Куратор проекта Сергей Смирнов считает главным его преимуществом жесткую связку дизайнера и предпринимателя.
- Уникальность конкурса — в реальности заданий, которые предстоит выполнять участникам. Жюри строго следит за тем, чтобы результат действительно соответствовал требованиям заказчика. “Фабрика дизайна” не подменяет собой традиционную работу в учебных студиях. Она позволяет студентам осваивать разные уровни взаимодействия. Вот почему так важна популяризация конкурса в вузах. Для производителей это тоже отличная школа. Они учатся работать с дизайнером, лучше понимать его значение в продвижении своего бизнеса. Инвестиции и серьезные вложения в промышленный дизайн позволяют компании увеличить прибыли, занять достойное место на рынке. Статистика свидетельствует: успешность возрастает более чем в два раза. Далеко не все предприниматели знают об этом и по старинке полагают, что на дизайне можно сэкономить. Они видят в дизайнере кого-то вроде декоратора, украшающего интерьеры. Но на самом деле его следует воспринимать как архитектора, отвечающего за проект всего здания. Задача дизайн-сообщества — сделать все возможное, чтобы переломить ситуацию в кратчайшие сроки. Времени на раскачку у нас нет.
Ольга Бузова подтвердила свой роман с Олегом Майами
Ольга Бузова заявила о своих серьезных отношениях с Олегом Майами. Артисты вместе снялись в клипе, при этом певица утверждает, что все там было «по-настоящему». Олег Майами (настоящая фамилия Кривиков) подтвердил, что считает Ольгу Бузову очень близким человеком и признался, что между ними «просто любовь».
- Я влюблена в Олега как в артиста, кайфую. Была на его сольнике — это что-то невероятное. Думала, просто взорвусь от кайфа! За себя могу точно сказать, что точно не играла, - сказала Love Radio Ольга Бузова.
Кроме того, как сообщает «Стархит», Ольгу Бузову в одном из свадебных салонов журналисты застали за примеркой платья. От комментариев на эту тему он отказалась.
- Есть вещи, о которых на самом деле не хочется, чтобы вы знали. И чтобы спрашивали. К сожалению, не все удается скрыть, - заявила она.