КИРИЛЛ КОМАРОВ - 'РАНО ИЛИ ПОЗДНО'
Пару слов о том, кто такой Кирилл Комаров. Это петербургский музыкант. Когда-то он участвовал в ленинградской группе 'Присутствие', про которую помнят только то, что она была легендарной (о подробностях история умалчивает). Ныне он известен вряд ли многочисленным поклонникам акустическими альбомами, а остальной публике - главным образом дуэтом с Михаилом Борзыкиным 'Дым' и трио с Константином Арбениным и Михаилом Башаковым 'Мы никогда не умрем'. Подобную музыку можно называть песнями неудачников, можно - бесконечным питерским блюзом, можно - бард-роком. В общем, как ни назови, она останется продуктом на любителя, который отыщет в песнях Комарова (Башакова, Арбенина, далее продолжайте сами) и философию, и повод для размышлений. С одной стороны, их произведения отличаются очень внятным произнесением слов. С другой, это обстоятельство позволяет легко распознать пустоту в наполненных мнимым смыслом текстах.
Альбом 'Рано или поздно' - экспериментальный. В него вошло 12 песен, из них половина - новые, а другая половина входила в диск 1994 года 'День со среды на четверг'. В многословной и замороченной буклетной статье Кирилл Комаров объясняет идею пластинки так: 'За десять лет что-то должно было измениться. Я захотел узнать, что. <:> Настоящий экспериментатор идет до конца. Он устраивает краш-тест самому себе в надежде обнаружить в обломках свою сущность. Что-то, что не изменилось, и значит, не изменится никогда. <:> Результат оказался неожиданным'. Оставим автору заниматься увлекательными поисками своей сущности в обломках и скажем о том, что у Комарова не изменится никогда. Судя по тому, что на первый взгляд песни 2004 года практически не отличаются от произведений 10-летней давности, от творчества Кирилла вряд ли можно ожидать прорывов. Так и будет он пиликать негромкие, грузящие тех, кто хочет загруза, и оставляющие равнодушными всех остальных бесцветные песенки. Только в текстах будут появляться Интернет и прочие приметы изменяющегося времени, а в музыке станет еще меньше Юрия Наумова и Дмитрия Ревякина и больше электронных звуков.
Примечательно, что две лучшие песни альбома располагаются в трек-листе рядышком, и обе не философские, а скорее 'бытовые', только одна из них 2004 года, а другая - 1994-го. Свежачок 'В эту субботу' отличается довольно занятным текстом, несмотря на все попытки Кирилла Комарова испортить его заимствованными мелодическими проходами и банальными рифмами 'поехал к Ане - остался без money', 'я выбрал Катю - хотя знал, не покатит' и 'у Светы не светит'. А зарисовка 1994 года 'Буги для скрипки с оркестром' чем-то напоминает чижовскую 'Она не вышла замуж'. Судя по времени создания этой композиции, в середине 90-х Комаров имел шансы составить конкуренцию Чигракову, да что-то не сложилось. Может, и к лучшему, что не сложилось: Кириллу явно уютнее перед понимающей и ценящей его аудиторией, а массовый зритель найдет себе музыку поярче.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia