'КЛЮЧИ' - 'ПЯТЬ НЕПОРОЧНЫХ ЛЕТ'
Просто плакать хочется, когда понимаешь истинный смысл названия данного альбома. Означает оно, что за пять лет существования группы 'Ключи' коллектив так и не научился быть хоть кому-нибудь нужным. Как однажды сречитативил в рифмоплетском задоре кто-то из российских хип-хопперов, 'мы девственники в рэпе, нас никто не поимел'. Вот и непорочность 'Ключей' из той же оперы: никто их так и не захотел, а они никого не смогли уговорить - целомудренность группы сугубо вынужденная. Хочется плакать. И, если у вас чуткое сердце, не ходите на сайт 'Ключей', адрес которого написан на диске. Я вот пошла и до сих пор едва сдерживаю рыдания. Под мерцающей надписью 'Экстренная информация' наличествует объявление следующего содержания: 'Дорогие друзья! Спасибо Вам за проявленное внимание к нашему скромному творчеству. На сегодняшний день группа находится в начале пути (это через пять лет-то! - Прим. Р.С.). За любую поддержку мы будем искренне признательны!'
Сейчас 'Ключи' должны быть особенно признательны фирме 'Никитин', выпустившей пластинку, которая оказалась компиляцией из песен, входивших в два имеющихся номерных диска команды. Композиции 'Нашла', 'Камни', 'Ночь, дождь', 'Не нужен' и 'Между нами' знакомы по пластинке 'Между нами' (2001), а произведения 'Не надо', 'Хочешь - верь', 'Одна', 'Романс', 'Достала' и 'Стала огнем' и того старше - они с альбома 1999 года 'Ты еще не знаешь'. То есть 'Пять непорочных лет' - еще одна попытка продать песни, не получившие особого отклика в прошлый раз. Издатели, похоже, не особенно рассчитывали на то, что попытка будет успешной - диск издан каким-то самотеком, без рекламной и информационной поддержки: выпустили и выпустили. Их скепсис абсолютно оправдан: материал 'Ключей' за эти три и пять лет так и не стал менее безнадежным, а простовато-подростковая 'Нашла' ('Ты уже кого-то нашла') осталась лучшей вещью в репертуаре группы Тимура Валеева.
Только три трека из 14 вошедших в альбом не издавались на предыдущих дисках 'Ключей'. Это ремикс 'Нашла' (без комментариев), песня 'Ожидание весны', довольно невыразительная и теряющаяся в общем потоке сероватых произведений, и римейк 'Облаков' Владимира Шаинского - тех самых, которые 'белогривые лошадки'. Это детская песенка, как показывает практика, вообще плохо поддается перепевкам: у 'Сливок' не очень-то получилось, а теперь ряды неудачников пополнили 'Ключи'. По их версии хорошо видно, как теряется Тимур Валеев, когда ему доводится поработать с хорошим песенным материалом. В куплетах вокалист старается петь аккуратно и чисто, но получается так, будто он учился вокалу непосредственно у Шаинского. Припев же 'Ключи' сделали жестким, рефреном 'А-а-аблака-а-а' можно деток пугать. В общем, главное впечатление от этого римейка заключается в том, что группа явно взялась не за свое дело.
Рита Скитер, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia