ЮРИЙ ШАТУНОВ - 'ЕСЛИ ХОЧЕШЬ: НЕ БОЙСЯ'
От добра добра не ищут, решил Юрий Шатунов и призвал в соратники композитора и поэта Сергея Кузнецова - того самого, который написал 'Белые розы', 'Розовый вечер', 'Седую ночь' и остальные песни с десятка альбомов 'Ласкового мая', вышедших в конце 80-х годов. Добро, понятно, в данном случае весьма сомнительное, но что же делать, если для Шатунова органичны именно сиротские песнопения - примитивная косноязычная лирика под дешевый синтезаторный аккомпанемент. Попытки как-то осовременить свою музыку так ни к чему и не привели: публика, если и готова воспринимать Юрия Шатунова, то только в качестве исполнителя 'Белых роз'. Думается, что сборник 'классических' (извините за выражение) песен 'Ласкового мая' получил бы больший спрос, чем половинчатый вариант, который мы видим на диске 'Если хочешь: не бойся'. Здесь, наряду с 'Белыми розами', 'Ну что же ты' и 'Летом', имеются совершенно новые композиции.
Самое смешное, что новые песни от старых ничем не отличаются. Кузнецов и Шатунов старательно воссоздают музыкальную атмосферу 1989 года. Обложечный и клиповый Юра совершенно не напоминает 30-летнего мужчину, которым он вроде бы должен являться, если судить по паспортным данным. Голос его тоже не претерпел ни малейших возрастных изменений - это все тот же вокал 15-летнего обиженного мальчика. Тексты Кузнецова по традиции доступны даже самому ограниченному слушателю: 'Не бойся, не бойся, не бойся - я не отдам тебя никому. И пусть не надеется осень - в мокрую ночь мне не быть одному!' Аранжировки: С ними еще интереснее. Сайт компании, выпустившей диск, опубликовал поистине сенсационную информацию: 'В прошлом году артист купил в Англии студийное оборудование, аналогов которому у наших артистов, пожалуй, и нет вовсе. Суперзвук, суперкачество, только наивысший уровень технологий, аппаратуры'. То ли эта аппаратура так и стоит нераспакованной, то ли она хороша исключительно тем, что способна дословно воспроизводить звучание группы 'Ласковый май' образца расцвета оной. Впрочем, циничные коллеги подсказали еще одну возможную функцию супероборудования: наверное, только благодаря ему повзрослевшему певцу удается петь так же, как в ранней юности. Звуковое оформление новых песенок Юрия Шатунова даже не пытается быть сколько-нибудь современным: кондовый синтезаторный саунд 'синти-попа по-советски' выглядит так, будто Кузнецов посмотрел на английское оборудование, плюнул, да и пошел стирать пыль со своей старой 'расчески'. Послушаешь - и прямо тянет рвануть на барахолку в Малаховку за вареными джинсами. Да вот только нет больше ни барахолки, ни Рижского рынка, ни кооперативов, ни пиратских кассет с написанными фломастером от руки названиями групп. Ехать некуда. Слушать новый закос под возвращающуюся в моду антимузыку и вовсе нет причин.
Леопольд Покровский, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia