ОЛЕГ СКРИПКА - "ВIДРАДА"
У меня есть такой несколько устаревший критерий определения качества альбома: альбом бывает настолько хорош, что его хочется переписать с компакт-диска на кассету. В век mp3-формата и 'Напстера' с его преемниками подобное желание может показаться атавизмом. А пусть. В попытках найти штекер, способный объединить 'Электронику-302' с 'Романтикой', было много, извините за каламбур, романтики, как и в напряженных раздумьях, что же все-таки звучит со свежезаписанной кассеты - Tankard 1987 года или Running Wild 1988-го? Ныне смысла в подобном переписывании нет, и все рациональные объяснения типа 'чтобы слушать в машине' - по сути, самообман, да и времени слушать кассеты совершенно нет. Но рациональные объяснения здесь и не нужны - ибо описанный критерий не имеет отношения к прагматизму, а на сто процентов определяется эмоциями.
Я к тому, что группа 'Вопли Видоплясова' относится к той не очень представительной прослойке исполнителей, ради которых несколько блоков чистых кассет занимает место у меня в шкафу. Сознаюсь: альбом 'Музiка' (1997) я на кассету переписал - и даже несколько раз переслушал. Это тот, где 'Весна', 'Юра' 'Ехали казаки' и еще пяток убойнейших хитов. После той пластинки каждая новая работа 'ВВ' встречается с надеждой, что количество чистых кассет поредеет. Но ни один из последующих дисков не вызвал иррационального желания сохранить его в формате МС. Пластинки были сильны, узнаваемы, талантливы - однако не могли сравниться с дикой и бесшабашной 'Музыкой'.
То же произошло с сольной пластинкой Олега Скрипки 'Вiдрада'. Видимо, идея данной записи была столь заманчивой, что спровоцировала включение режима завышенных ожиданий. Скрипка затеял альбом римейков, ведь не Киркоровым единым жив этот жанр. Лидер 'Воплей Видоплясова' взялся перепеть французские шансоны, итальянские песни, американские рок-н-роллы, русские и украинские романсы, а также 'Отель Калифорния', который в итоге в пластинку не вошла. Все номера в трек-листе снабжены жанроопределяющими ремарками, как-то: 'итальяно-американская песня', 'суфийская импровизация', 'карпатская танцевальная' и т.д. 'Ромашки спрятались' обозваны 'советским блюзом', 'Tombe La Neige' - французско-цыганским романсом, а 'Rien De Rien' - французским регги. Это не эпатаж и не стеб: Скрипка действительно авторизовал хорошо знакомые произведения, иногда превращая их в нечто малоузнаваемое. В русский романс 'Не пробуждай воспоминания' он добавил английского текста, 'Ромашки' честно попытался сделать блюзом, 'O Sole Mio' спел на нарочито ужасном английском, и абсолютно все песни обработал так, чтобы никто не смог его заподозрить в подражании оригиналам. И вот это вызывает двойственные чувства: харизма Олега Скрипки позволяет ему ни под кого не подстраиваться и авторитетов не признавать. Но что он хотел сказать этими своими интонационными паузами и подчеркнутой голосовой самобытностью? Слушателей повеселить? Да не настолько смешными получились его версии. Тогда что? А неизвестно. Вроде все достойно, а на кассету переписывать не тянет.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia