"КОРНИ" - "ДНЕВНИКИ"
'Корни' пошли на нетривиальный ход, выпустив вместо второго номерного альбома четыре сольные пластинки своих участников. То есть поступили строго вопреки тому, чем обычно занимаются бойз-бэнды и уж тем более выпускники 'Фабрик звезд'. Последние в большинстве своем занимаются тем, что ездят скопом на грошовые гастроли и терпеливо ждут, когда же на них обратят внимание продюсер и композитор. Покуда этого не происходит, 'фабриканты' поют те две-три песни, что успели заполучить во время заключения в 'звездном доме'. Бойз-бэнды же, даже не имея формально 'фабричного' происхождения, все равно являются искусственными проектами и исполняют ту музыку, которую считает актуальной и правильной продюсер или рекорд-лейбл. 'Корни' все эти обычаи и правила презрели. Вместо безликой четверки, чьи имена помнят только девочки-фанатки, группа явила миру квартет самостоятельных личностей, каждая из которых способна не только петь предложенное, но и лично создавать репертуар. Страшно представить, но участников 'Корней' теперь можно бросать в мутный омут шоу-бизнеса без спасательных кругов - и они не потонут. Какие 'фабриканты' еще могут похвастать этим? Не говоря уже о том, что сочинение и запись четырех альбомов вместо одного потребовало немало времени, которое можно было с большей материальной пользой потратить на коммерческий гастрольный чес.
Отдавая должное продюсеру Игорю Матвиенко, пошедшему на этот смелый эксперимент, нельзя обойтись и без ложечки дегтя. Музыкальные вкусы у 'Корней' оказались разными, но только в нюансах: в целом же их сольные экзерсисы вьются вокруг генеральной линии бойз-бэнда. Каждый альбом заканчивается одинаково - двумя версиями песни '25 этаж': сольной каждого участника и групповой. В этом видится определенная символика: мол, сколько вы там ни напоете сами по себе, не надо забывать, в чьей кассе вы получаете деньги. Кроме того, при всем уважении к титаническому труду экс-фабрикантов четверной диск - удовольствие на любителя (читай - на поклонниц). Все остальные могут просто осатанеть, четыре часа подряд слушая 'корневое' самовыражение. Кабановы начинают путаться в голове с асташенками, а удачные треки растворяются в общей массе: все-таки написать четыре альбома сплошь хороших песен не под силу и маститым авторам, а тут начинающие. Проект 'Дневники' хорош как поступок, как некая заявка на будущее, но музыкальной сенсацией не является.
А теперь рассмотрим нюансы каждого из 'Дневников'.
Леша Кабанов. Юноша не пишет текстов, зато неравнодушен к электронной музыке. Его версия '25 этажа' наименее похожа на оригинал. Остальные треки выдержаны в том же духе: обычные поп-песенки в странных компьютерных аранжировках не всегда выглядят естественно. Ближе к финалу Кабанов расщедрился на два юмористических номера: 'Про несчастную любовь', в котором лирический запев сменяется речитативом с отборными ругательствами, и 'От фанов', где Леша засэмплировал фрагменты фанатских писем. Среди потоков любовных признаний обращает на себя внимание чье-то искреннее пожелание Кабанову сдохнуть.
Александр Бердников. Жгучий цыганский парень в душе вообще черный. Его 'Дневники' написаны в стиле ар-эн-би со всеми вытекающими последствиями - вздохами, подвываниями, протяжными руладами, закатыванием глаз и заламыванием рук. Два последних пункта рецензент дофантазировал - с другой стороны, что еще делать под такую тоскливую музыку? Альбом на любителя - и не факт, что на любителя 'Корней'.
Саша Асташенок. Может, это покажется странным, но Асташенок ближе остальных 'Корней' к сольной работе. Опрос девочек показал, что он из четверки самый симпатичный. Не поражающие воображение вокальные данные и немного корявые тексты компенсируются музыкальным материалом: Асташенок не злоупотребляет фирменной 'корневой' нудятинкой. Его песни - очень простой и откровенный поп-рок, мелодичный и немного старомодный, как проект Юрия Антонова с группой 'Аракс'. 'Вспоминай меня', 'Прощай, моя душа', 'Я кричу' и 'Я обязательно вернусь' - практически готовые хиты, способные в каком-нибудь чарте MTV дойти до самых высоких ступенек. Кстати, 'Дневник' у Асташенка самый короткий - благодаря этому количество проходных треков сведено к минимуму.
Паша Артемьев. Паша - это почти что 'Корни'. Если бы вместо сольников коллектив выпустил бы обычный номерной альбом, он был бы очень похож на 'Дневник Паши Артемьева'. 'До золы', 'Крылья', 'Что-то еще' и другие песни продолжают славные традиции 'Ты узнаешь ее' и 'С днем рождения, Вика'. Артемьев обладает интересным тембром голоса и в принципе способен заменить Матвиенко в качестве основного автора группы. И, видимо, начнет еще получать заказы от исполнителей со стороны. По крайней мере, композицию 'Не слепи' легко представить в репертуаре мажорных эстрадных попрыгунов.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia