"БРАВО" - "20 ЛЕТ. ЮБИЛЕЙНЫЙ КОНЦЕРТ"
Несмотря на то, что музыкальные DVD получили в последнее время весьма широкое распространение, оперативный выпуск записей концертов в этом формате пока не налажен. Так, юбилейное шоу группы "Браво" издано на DVD только через год, когда празднование 20-летия самой беззаботной группы отечественного рок-н-ролла, мягко говоря, потеряло актуальность. С другой стороны, пока нового альбома нет на подходе, а автотрибьют "Звездный каталог" поклонниками заслушан до дыр, почему бы не побаловать их еще одним релизом? Концертное шоу все-таки отличалось от студийного сборника хитов "Браво" в исполнении друзей, к тому же основой DVD стал петербургский юбилей группы, прошедший в Ледовом дворце. Даже те, кто на этом концерте был, думается, посмотрят диск с большим удовольствием. 87 минут официального хронометража DVD пролетают на одном дыхании, оставляя зрителя в приятном недоумении: а почему так мало? что-то вырезали? На самом деле редкий музыкальный DVD вызывает похожие чувства.
Нужно отдать должное съемочной группе и режиссеру: они расщедрились и на архивные кадры, и на короткие интервью участников концерта, не забыли снять и эффектный приезд Жанны Агузаровой. Монтажные приемы вполне стандартны, но некоторые live-записи умудряются обходиться без них, показывая телезрителям ровно то же самое, что он мог бы увидеть на концерте, - и ни кадром больше. Здесь же преимущества телевидения используются в полной мере. Не будем забывать и про то, что эти возможности легли на очень благодатную почву, каковой является музыка "Браво". Сложно остаться равнодушным к почти двум десяткам позитивных песен, каждую из которых почти все знают наизусть. И не просто знают, а еще и любят. В этом были солидарны и зрители, и звезды, приглашенные на юбилейном концерте петь под аккомпанемент "Браво". Спели по-разному, кто-то попытался привнести что-то свое, однако ни один участник концерта не оставил впечатления, что он на сцене, потому что у него такая работа — все искренне радовались и кайфовали, исполняя светлые песенки Евгения Хавтана. Юбилейное шоу имело сразу несколько кульминационных моментов. Сначала первый исполнитель композиции "Добрый вечер, Москва" Евгений Осин демонстрирует свою не лучшую форму, после чего неканонические версии "Чудесной страны" и "Любите, девушки" представляют соответственно Светлана Сурганова и Максим Покровский. Потом — резкий взлет: на сцене Земфира. Ее голос раньше часто сравнивали с агузаровским, и поделом: две песни "Браво" на юбилейном выступлении она спела очень близко к оригиналу и, на мой вкус, лучше Жанны Агузаровой. После г-жи Рамазановой "брависты" собственными силами исполняют относительно свежий хит "Любовь не горит": зрители получают возможность наглядно убедиться в том, что современное творчество Хавтана ничуть не уступает старенькому, и дальше концерт превращается в сплошную радость. И Билли Новик с салунной версией "Васи", и отчаянно шоуменивший Валерий Сюткин, и Роберт Ленц, охотно уступивший Хавтану место у микрофонной стойки, и Максим Леонидов с "Ленинградским рок-н-роллом" - все это даже через экран телевизора действует крайне позитивно. Даже Жанна Агузарова, начав свою часть концерта в старательном образе инопланетянки, ко второй песне будто бы забылась и представила настоящих "Кошек" - словно только что из 80-х. Умножают зрительскую радость и бонусы — чудом сохранившиеся архивные записи 1991 года: Сюткин поет в Пензе "Звездный шейк" и "Девчонку шестнадцати лет". Качество жуткое, но историческая ценность несомненна.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia