ИГОРЬ МАТВИЕНКО: "РУССКИЙ ЯЗЫК НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕН ДЛЯ РОКА"
"У нас понятие "продюсер" толкуется не так, как за рубежом: на Западе это — студийный человек, работающий над звуком, музыкой. А то, чем занимаются в России люди, которых так называют, там именуется "менеджер". Я — больше продюсер именно в западном понимании, хотя, скорее всего, меня можно назвать композитором и художественным руководителем. Чтобы перечислить успешных и всем известных продюсеров в России, хватит пальцев двух рук. А потому отношения складываются нормально. Хотя, естественно, здоровая конкуренция существует".
(О ПУБЛИЧНОСТИ РОССИЙСКИХ ПРОДЮСЕРОВ)
"Бывают продюсеры, в которых живет нереализованный артист, поэтому им не хватает определенного личностного пиара. А мне не нравится быть на первом плане. В свое время я отработал в разных группах, поездил по гастролям, вкусил весь этот артистический хлеб. Причем тогда артисты и зарабатывали меньше, чем сейчас, и поездки были сложнее — мы уезжали на два месяца из Москвы и давали по два-три концерта в день. У нас была группа "Здравствуй, песня", где работали, кстати, и Николай Расторгуев, и Сергей Мазаев, и Сергей Попов, который сейчас в группе "Ария" играет на гитаре. Больше меня не тянет под софиты. Стараюсь по мере возможности избегать всякой публичности. Я занимаюсь созданием музыкально-идеологической концепции для групп и исполнителей. В основном для групп, потому что с группами мне работать проще. Может, потому что, с одной стороны, группа — это некое коллективное творчество, несколько участников. Если артист может в один прекрасный момент взять и уйти, то группа — уже наше совместное предприятие. Я считаю себя одним из участников групп "Любэ" или "Иванушки". Полноправным членом коллектива, который разве что не пиарится и не выходит на сцену. У меня есть теория, согласно которой я живу: чем больше хочешь, тем меньше получается. К тому, чего я достиг, я никогда и не стремился. Но я знаю и другую теорию: если долбить в стену головой, то как минимум рано или поздно дырочку пробьешь. Или в стене, или в голове".
(ПОЧЕМУ НАШИ АРТИСТЫ НЕ МОГУТ ПРОБИТЬСЯ НА ЗАПАДЕ)
"У нас комплекс — мы между Азией и Европой. Мы вечно думаем, что Запад — это круто. Постоянно ориентируемся на них, а в отечественном шоу-бизнесе это не срабатывает. Наша культура отличается от западной. По принципиально противоположным позициям. Если в основе "их" музыки всегда драйв, ритм, то для нас определяющим вектором всегда была распевная мелодия и смысловая нагрузка текста. Хотя я тут ходил на хор кубанских казаков, так там есть и танцевальный драйв, неторопливый, 90—100 ударов в минуту. Как ни странно, очень удачное сочетание русских частушек и ритмов зарубежной эстрады у Сереги с его "Бумером", да и вообще. И потому это тут же стало популярным без всякой рекламы".
(О РУССКОМ РОКЕ)
"Русский язык, безусловно, не предназначен для таких стилей, как рок или рок-энд-блюз. Это направление на русском даже хуже, чем рок на русском. Это вообще завал. Этого категорически нельзя делать. У нас совершенно другая мелодическая культура".
(О ХИТАХ И ШЛЯГЕРАХ)
"Шлягер, в переводе с немецкого — модная эстрадная песенка, популярная мелодия. А хит — это вершина, совпадение случайных величин. Здесь и текст, и аранжировка, и настроение, и исполнитель. Все имеет значение, малейший нюанс. Профессионал сразу увидит, что создано, а что "высчитано". Если творчества нет, а есть одна "химия" — такие песни долго не живут, потому что народ не примет их на подсознательном уровне. Хитом песня становится благодаря народной любви".
(О ТЕКСТАХ ПЕСЕН)
"Все знают, что есть два пути — писать музыку на готовые стихи или стихи "под музыку". В последнем случае поэты не всегда чувствуют музыку, не всегда разгадывают "кроссворд", который в музыке заложен. Я не пишу стихов как таковых — только тексты песен и только на уже готовую музыку. Пробой пера была песня "Люберцы мои" — после чего я "втянулся". Самым удачным своим опусом я считаю "Давай за". Причем сначала я предложил написать текст нескольким авторам, но результат меня не устроил, я плюнул на все и засел сам. А написание стихов мне дается чрезвычайно тяжело. Я погружаюсь в тему и вымучиваю строчку за строчкой".
(О "ФАБРИКАХ ЗВЕЗД")
"Шоу-бизнес — очень непростое предприятие. Артист может "пойти", а может и "не пойти". Не всегда остаются талантливые, как было, например, с Леной Кауфман на "Фабрике звезд-5" или Юлей Бужиловой на "Фабрике звезд-1". А с другой стороны, ни Лена, ни Юля вообще могли на "Фабрику" не пойти. Юлю я уговаривал. Это исключительно талантливые люди, но они не "фабричного" формата. Они — для узкого круга продвинутых слушателей. Они более индивидуальны. Я поощряю их собственное творчество. Кстати, на первой "Фабрике" было гораздо больше собственно творчества самих ребят, чем на пятой. Ребята были более пишущие. Конечно, не без исключений: на пятой была та же Лена Кауфман, которая пришла практически с готовым альбомом, и альбом этот мы выпустили. Сейчас вообще очень тяжелое время для сольных проектов. И не только для наших артистов. Если в 70—80-х выходили ребята побренчать на гитарах и их принимали на "ура", то сейчас нужно что-то уметь. Теперь артистов много и информации тоже. И человек с микрофоном — обычное явление. Поэтому нарастает волна диджеев и диджейских проектов, когда никого нет на сцене, а играет хорошая музыка. Сейчас нужно быть суперталантливым и очень сильным человеком, чтобы стать серьезным артистом, что и показало движение "фабрик звезд". Группы, которые были созданы, получили большее инерционное движение, чем сольные артисты. Есть одна очень интересная мысль (не моя) о том, что музыка с ярко выраженной вокальной линией — это уже прошлый век. С этим отчасти можно согласиться".
(О ГРУППЕ "ЛЮБЭ")
"Любэ" — первый проект продюсерского коллектива в стране. Когда эта группа зарождалась, вообще никакого шоу-бизнеса у нас в стране не было. Да и денег на раскрутку не хватало. Это происходило следующим образом: знаешь кого-нибудь на телевидении, значит, клип неизвестной группы поставят. Даже не клип, а просто съемку. Клипов ведь тоже тогда не снимали. Впервые на телевидении "Любэ" появились 14 апреля 1989 года во время телемоста с Америкой, и я помню, как руководитель музыкальной редакции не хотел нас пускать. Это очень выбивалось из общей канвы, и поэтому "Любэ" были сразу замечены. Можно петь или кричать, но никто тебя не услышит. А можно что-то прошептать — и миллионам людей это будет нравиться. Пример — Марк Бернес. Если вас интересует, можно ли сделать артиста из не очень одаренного человека, не богатого вокальными данными, то я отвечу — да".
(О МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ)
"Я меньше всего думаю о массовых вкусах и социальных проблемах. Стараюсь сделать так, чтобы каждый мой новый проект отличался от массовой моды. Когда мы начали заниматься "Любэ", все слушали группы типа "Миража" и "Ласкового мая". Моды на патриотизм не было и в помине. Мы сами задали ее. А когда я делал "Иванушек", мне все говорили: "Запиши пару блатных песен, нарисуй на пластинке решетку, и все — альбом, считай, продался". Тем не менее я поступил по-другому. Проект "Иванушки" готовился практически два года. И был такой час Х, когда я был уверен: "Иванушки" не пойдут. Я еще отмерил группе полгода — потому что коллектив нужно было содержать, платить зарплату, квартиры снимать, а движения не было, — а потом его закрывать. И вдруг все заработало. Это для меня до сих пор неожиданность".
("Вечерняя Москва", 10.10.06)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)