АЛЕКСАНДР МОРОЗОВ — "ОТ ПЕТЕРБУРГА ДО МОСКВЫ" **
Все юбилейные концерты или творческие вечера эстрадных композиторов в принципе одинаковы, а успех их зависит от двух главных факторов — наличия в багаже героя дня хитовых песен и от гостей, приглашенных петь эти композиции. Первый фактор важнее, потому что сильнее связан с вечностью, тогда как набор имен на афише — с сиюминутной конъюнктурой. Если же песни так хороши, что уже вошли в историю, то набор исполнителей по большому счету не важен: вот на юбилейном концерте Раймонда Паулса артисты поменялись репертуаром — и ничуть этот репертуар хуже не стал. Вспоминается еще юбилей Александра Зацепина, который сочинил столько великих эстрадных песен, что от них можно получить удовольствие в любом мало-мальски профессиональном исполнении.
В арсенале Александра Морозова достаточно шлягеров — вспомним хотя бы те, что он написал для группы "Форум". Но его концерт в Государственном Кремлевском дворце, который представлен на данном DVD, явно принесен в жертву красочной и пестрящей именами афише. Логика проста: когда из тридцати песен зритель способен подпеть только десятку, нужно привлекать публику "звездами". Впрочем, кто у нас нынче звезда, вопрос дискуссионный: Александр Морозов поставил на Филиппа Киркорова, Наташу Королеву, Надежд Бабкину и Кадышеву, Льва Лещенко и Витаса — то есть артистов, остроактуальные хиты которых остались в прошлом. Судя по тому, что им в основном достались песни сомнительной шлягерности, Морозов был уверен, что восторг публики обеспечит уже само появление "звезды" на сцене. Тут он, как показывает запись концерта, просчитался: получилось скучно, к тому же пафосные выходы этих перечисленных гостей диссонируют с домашней атмосферой, которую композитор пытался поддерживать, тепло объявляя исполнителей и соавторов каждого номера. Там же, где песня была вполне хитовой, подвели "звезды": так, Витас спел "В краю магнолий" столь безжизненно, что по сравнению с его сценической пластикой даже "буратинистый" Влад Сташевский показался бы Хоакином Кортесом — композитор Морозов за роялем вел себя не в пример живее. Еще более провальными оказались песни, на которые "звезд" не хватило. Обычно в таких случаях на юбилейные концерты с невысоким бюджетом зовут "фабрикантов" или "народных артистов". Здесь же применен еще более экономный вариант — Евгений Гор, Александра Морозова, какая-то Даша Май и так далее… Дело пошло повеселее, когда зазвучали "форумовские" песни, но об этом узнает только тот, кто доживет до середины концерта. Перед этим придется прослушать еще эталонно пошлый "Синий понедельник", который раньше исполняла Маша Распутина, а в этот раз — Клара Новикова, что придало номеру юмористический (то есть единственный, при котором его хоть как-то можно выдержать) оттенок. С хитами "Форума", однако, тоже справились не все: хороши Hi-Fi с "Бедой", аутентичный Салтыков с "Островком", "Чай вдвоем" с "Белой ночью" и даже "Отпетые мошенники" с "Отпустите, мамы", а вот Лолита Милявская из "Улетели листья" попыталась сделать какую-то страдальческую драматическую постановку — неужели автор замышлял эту песню именно такой?
На диске нет ни бонусов, ни даже даты, когда записанный концерт имел место быть. Но это ладно. Параллельно с DVD Морозов выпустил еще и CD "Grand Collection", где те же песни представлены в авторском исполнении. Поет Александр вполне "композиторски", то есть тихо и душевно: так что если выбирать из двух зол меньшее, это будет DVD — там по крайней мере лица меняются.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia