"ГРУЗ 200": ГРАНЬ, ЗА КОТОРОЙ ЖЕЛЕЗО УЖЕ НЕ РАНИТ****
"Как умер Андропов, все пошло под откос", - жалуются друг другу братья-собеседники, усатый полковник и очкастый преподаватель научного атеизма, обозначая год действия фильма - тот самый оруэлловский 1984. Вроде бы время мирное, но даже в захолустный Ленинск порой привозят ящики с телами погибших "воинов-интернационалистов"- тот самый "груз 200". "Хотел сына от Афгана отмазать, устроил в институт, а он все по подпольным концертам бегает, рок этот самый..." - ноет интеллигент. Сын же по пьяной лавочке отплясывает на дискотеке, флиртует с девицей Анжеликой (Кузнецова), своего рода "маленькой Верой", местной тинейджеровской Клеопатрой. Отправившись за бухлом, чтобы "догнаться", они попадают в бревенчатую избу на отшибе цивилизации; место это сродни знаменитому "там внизу" из романов Дэвида Гудиса. Дом населен странными обитателями, то ли мутантами, то ли морлоками: брутальный тип, бывший зек Алексей (Серебряков), его бессловесный раб вьетнамец Сунька ну и, наконец, работник милиции капитан Журов (Полуян). Даже расхожее "оборотень в погонах" не вполне отражает сущность натуры этого мента, импотента, садиста и убийцы. С первого взгляда полюбив Анжелику своей извращенной любовью, ментовский капитан, убив Суньку и подведя друга-зека под "исключительную меру", похищает девицу и привозит к себе. И начинается ад, решенный в приемах рискованного и больного гиньоля на грани фола.
В птичьем языке, на котором переговаривается молодежь, существует расхожее понятие "жесть" - нечто жесткое, кровь, "мокруха" и внутренности. Оно как нельзя лучше подходит к фильму Балабанова, ибо словечко "чернуха", которое мы относим прежде всего к фильмам перестройки - несколько ублюдочным отпрыскам русского кино, - не отражает всей сути. Впечатление от творящегося на экране ужаса усугубляется контрастным душем саундтрека - здесь и зверский кавер "Нового поворота" в исполнении ранних "ДК", и разухабистый хит Юрия Лозы "Плот": "Мир, новых красок полный, я, быть может, обрету". Песни звучат в самых кошмарных и неподходящих моментах, так и было задумано. Здесь можно разглядеть иронию, но лишь очень недобрую. Жуткий и гнетущий "Груз 200" долго "не отпускает", безумные образы его еще долго будут качаться в мозгу склоненными перьями страуса. Как принято говорить, от фильма остается "послевкусие", такое же ощущение будет и от удара доской по голове. Но проходят часы и дни, и зритель, поначалу оглоушенный сценами изнасилования водочной бутылкой, подкладыванием в постель "возлюбленной" мертвого жениха-афганца и прочими (не станем раскрывать всех сюрпризов!) красотами, приходит в себя с вопросом: "Зачем это снято?" Никакой морали из фильма вынести невозможно, ибо ради констатации того, что при "совке" людям жилось плохо и сами они были плохие, не стоило городить огород. Слова автора о том, что картина его о большой любви, также не стоит принимать всерьез. В противном случае следует думать, что Балабанов и его почитатели - такие же маньяки, как и бешеный капитан Журов, и лучше бы их пристрелить для их же блага. Но это маловероятно. Скорее мы имеем дело с результатом тончайшего расчета. Хорошо это или плохо, но это - творческий метод "жестяного Балабана". Имя методу — провокация на всех уровнях.
Провокациями Балабанов занимался и прежде, чем и снискал всенародную популярность. "Жил-был Балабанов, снял кино про брата, а потом кино про брата-два. После снял он "Жмурки", мертвые фигурки, там была показана братва", - такую песню, под незатейливые блатные аккорды ненароком фиксируя целый этап его творчества, поют подростки в подворотнях спальных районов. На пресс-конференции после показа "Жмурок" Балабанов уверенно и хитро заявил, что закрыл криминальную тему в нашем кино. Чтобы отвлечь от себя внимание, он снял скучную проходную мелодраму "Мне не больно", а когда все успокоились, пустил в ход артиллерию, самую тяжелую из всех возможных. Понятное дело, что при этом ему хотелось соответствовать лучшим мировым образцам "жести".
По-настоящему цунами "жестоких" фильмов обрушилось на нас на рубеже 70-х. Сэм Пекинпа, Роберт Олдрич, Джон Бурмен воспроизводили в своих опытах край бессмысленного насилия, впавший в ничтожество, дегенерировавший. Так, схожее изображение пустоглазых одичавших людей, ведомых лишь похотью и инстинктами, мы можем увидеть в бурменовском "Избавлении" (1972). Сама же фабула "Груза 200" являет собой крайне патологический вариант "Банды Гриссомов" Олдрича (1971), экранизации романа Дж.Х.Чейза о мисс Блэндиш, для которой уже никогда не будет никаких орхидей (впрочем и Чейз, говорят, украл сюжет у Фолкнера, так что цепочка бесконечна). Если Балабанов желал превзойти всех этих мастеров в показе зверства и безысходности, то ему это удалось. Таких страшных сцен в русском кино, пожалуй, что и не было; да и в плане иноземного "отдыхает" сам Ким Ки-Дук. Но фильм сильный и фильм натуралистичный - полярно разные вещи. Допускаем, что в кино можно показывать все, что угодно (многие считают иначе), однако это "что угодно" должно получить оправдание этикой. Оно было у Олдрича, говорящего о том, из какого сора вырастают цветы любви - они будут растоптаны. Оно было у Пекинпа, взахлеб рыдающего над утраченными иллюзиями героев фронтира. Ни Олдрича, ни Пекинпа из циничного эпатажника Балабанова не вышло (не придется ли ему переквалифицироваться в управдомы?). Остался лишь протяжный гул финальных распевок: "А-а-а! У-у-у!" из песни Цоя "Время есть, а денег нет" (ибо финал "Груза 200" иллюстрирован именно ей, чем, между прочим, совершенно некстати напоминает пресловутую соловьевскую "Ассу"). А-а-а. У-у-у. Вот, собственно говоря, и все.
Борис Белокуров, InterMedia
«Хоббит: Нежданное путешествие»: Долгожданное путешествие туда и обратно ****
Премьера картины «Хоббит: Нежданное путешествие» (The Hobbit: An Unexpected Journey, США, Новая Зеландия, 2012, режиссер Питер Джексон, в ролях – Мартин Фриман, Иэн МакКеллен, Ричард Армитэдж, Джеймс Несбитт, Кен Стотт, Кейт Бланшетт, Элайджа Вуд, Энди Серкис, Кристофер Ли, Хьюго Уивинг) состоялась 18 декабря в кинотеатре «Октябрь».
Хоббит Бильбо Бэггинс (Мартин Фриман) – мещанин и обыватель, ведет самую скучную жизнь, пока не встречается с могущественным волшебником Гэндальфом Серым (Иэн МакКеллен). Бильбо находит себя и отправляется вместе с 13 отважными гномами в поход, полный опасных приключений. Цель похода – сразиться с драконом Смогом и вернуть гномам утраченное ими королевство Эребор. Зрителя также ожидают гоблины и орки, гигантские пауки и варги (лучше даже не знать, что это такое), а также волшебники – в ассортименте.
Формально «Хоббит» - приквел нашумевшей трилогии «Властелин колец», если вы помните задумку самого Дж. Р.Р.Толкина, то это адаптированный для детей пролог к волшебной эпопее, первая инъекция сильнодействующего наркотика, превращающего послушных школьников в «толкинутых». Было особенно интересно, как с этим – оригинальной книжкой объемом в 200-300 страниц – справится мегаломан Питер Джексон, если учесть его план по превращению «Хоббита» в трилогию.
Итак, перед зрителем старое доброе, теплое ламповое Средиземье, знакомое иным буквально до дыр в DVD, полюбившиеся герои (Гэндальф, «Моя прелес-с-с-сть» Горлум, Бильбо, Фродо, Галадриэль…), Говард Шор на саундтреке и привычный почти 3-часовой хронометраж. Несмотря на последнее обстоятельство, детально прорисованный, населенный разнообразными интересными персонажами мир Средиземья увлекает и затягивает даже скептически настроенных зрителей, и время пролетает незаметно.
В целом, конечно же, всегда можно высосать из пальца повод придраться к «Хоббиту», но не хочется: это – настоящее приключение для детей от шести лет, не успевших познакомится с книгой, и приятное, порой захватывающее дух погружение в мир Толкина для более старших зрителей. Питер Джексон – прирожденный рассказчик, дополняющий оригинал своими фантазиями, хоть это и может вывести из себя пуристов, бдящих дух и чистоту первоисточника. Это – идеальный вариант фильма для новогодних каникул, и прокатчики об этом прекрасно осведомлены.
Проблема «Хоббита» в том, что излишне информированные зрители считают, что Средиземью (как в свое время Готэму или Хоггвартсу) не помешали бы встряска и переосмысление. Некоторая часть аудитории считает, что «Хоббита» стоило отдать в руки того же Гилльермо Дель Торо, который мог бы стать своего рода Кристофером Ноланом («Темный рыцарь») или Альфонсо Куароном («Гарри Поттер и узник Азкабана). Однако у руля остался Питер Джексон, а зрители получили «Властелина колец 4», простите, «Хоббита».
Также следует немного остановиться на новой – революционной – технологии 48 кадров в секунду, при помощи которой был снят «Хоббит» (напомним, что стандартом по сей день является 24 кадра в секунду). В этом плане реакция зрителей и критиков, увидевших «Хоббита», как оно и было задумано режиссером, неоднозначная: многие считают, что картинка похожа на дешевую телевизионную мыльную оперу, некоторым изображение показалось слишком реалистичным и детальным, некоторым не понравилось «отсутствие обычной преграды» между зрителем и экраном (что бы это ни значило), иных и вовсе стошнило на 10-й минуте. Впрочем, на данный момент неизвестно, будет ли «Хоббит» вообще демонстрироваться в России с запланированной Джексоном скоростью. На всякий случай, мы вас предупреждали и… Добро пожаловать в Средиземье!
PS: Надеемся, что фильм войдет в историю не только как первый фильм, снятый со скоростью 48 кадров в секунду, но и как картина, не просто поместившая Новую Зеландию на мировую кинокарту (с этим Джексон справился еще раньше), но и практически в одиночку, благодаря притоку туристов, вытянувшая экономику страны из глубокой, эээ, ямы. Слава Новой Зеландии!
Денис Шлянцев, InterMedia
«Мастер»: Театр двух актеров ***
Пресс-показ картины «Мастер» (The Master, режиссер Пол Томас Андерсон, в ролях – Хоакин Феникс, Филип Сеймур Хоффман, Эми Адамс, Лора Дерн, Патриция МакКормак, Джесси Племонс) состоялся в кинотеатре «Октябрь» 07 декабря.
США, 50-е. Фредди Куэлл (Хоакин Феникс), бывший моряк, а ныне – жалкий пропойца без определенного места жительства и рода занятий, зато с психическими проблемами и непреодолимой тягой к слабому полу (даже в кляксах Роршаха Фредди мерещится «манда») случайно – по пьяни - знакомится с Ланкастером Доддом (Филип Сеймур Хоффман).
Додд – весьма занимательный персонаж, он – писатель, мистик и харизматичный гуру, проповедующий новое религиозное учение. К тому же, именно Додд не только открывает во Фредди его истинный талант – смешивать ядерные алко-коктейли из сомнительных ингредиентов, но и пытается принять его в лоно Семьи и направить его на путь истинный. Фредди показывает себя пренеприятнейшим (хотя и по-собачьи преданным) типом, а и его наставник – Мастер! – до самого финала остается темной лошадкой, интригующей зрителя.
Послевоенная Америка – плодородная почав для появления различного рода культов и квазирелигиозных течений. Долгое время вокруг «Мастера» ходили слухи о том, что Андерсон снимает фильм о создателе дианетики и сайентологии Л. Роне Хаббарде. Но то ли Церковь сайентологии оказалась слишком сильна в Голливуде, то ли, что более вероятно, Андерсон не захотел делать чересчур прямолинейную картину, и Ланкастер Додд в безукоризненном исполнении Филипа Сеймура Хоффмана оказался собирательным персонажем. Поэтому зритель после просмотра не сможет внятно сформулировать свое и режиссерское отношение к этому герою – и эта двусмысленность и неопределенность не может не раздражать.
Главная проблема «Мастера» - в том, что, спрятавшись за столь удобный формат (притча) и сняв картину не для широкого зрителя, а для синефилов, Пол Томас Андерсон не смог внятно сформулировать, что, как и почему в этом фильме. Нет, мы не требуем, чтобы зрителю разжевывали и клали в рот все имеющиеся смыслы и подтексты. Но мусолить в течение двух с половиной часов мысль о том, что Куэлл и Додд – стороны одной и той же монеты, недостойно как для режиссера, так и зрителя. Возможно, поклонникам Хаббарда и сайентологии, прошедшим все эти «психологические» обряды, картина покажется более интересной и понятной, но на обычного зрителя она понятным образом наведет скуку.
Сильные (традиционно для работ Андерсона) стороны «Мастера»: актеры (заячья губа, гопнический прононс, сохранившийся при дубляже, болезненная худоба и сутулость Феникса, витальность и жовиальность на грани истерики Хоффмана), саундтрек (авторства Джонни Гринвуда из Radiohead), операторская работа (Михай Малаймер-младший, работавший над последними тремя картинами Фрэнсиса Форда Копполы) и художники по костюмам.
На кинофестивале в Венеции «Мастер», шестой полнометражный фильм Пола Томаса Андерсона, автора «Магнолии» и «Нефти», был удостоен «Серебряного льва» за лучшую режиссерскую работу, Кубка Вольпи за лучшую мужскую роль и призом ФИПРЕССИ за лучший фильм. Можно смело делать ставки на то, что Феникс и/или Хоффман получат за свои роли по «Оскару».
Денис Шлянцев, InterMedia
«Самый пьяный округ в мире»: Самогонщики. Made in USA ****
Историческая драма «Самый пьяный округ в мире» (Lawless, США, 2012, режиссер Джон Хиллкоут, в ролях – Шайа ЛаБаф, Том Харди, Гари Олдман, Джессика Честейн, Гай Пирс, Джейсон Кларк, Миа Васиковска, Дэйн ДеХаан) выходит в прокат 6 декабря 2012 года.
30-е. США. Великая Депрессия. Сухой закон. Но только не в округе Франклин Каунти, штат Вирджиния – это самый пьяный/«мокрый» округ в мире. Здесь гонят самогон (романтический «moonshine») практически все, шериф и полиция закрывают глаза на поголовное нарушение закона, ведь им не чужд ничего человеческое, а кто откажется от бутылочки, простите, пол-литровой банки с чистейшим кукурузным вискарем?
Однако бутлегерский рай в округе длится до тех пор, пока из Чикаго не приезжает весьма неприятный тип - специальный агент Чарли Рэйкс (Гай Пирс), напомаженный и с выщипанными бровями столичный щеголь, который собирается положить конец торговле алкоголем в округе самыми радикальными методами.
Ему противостоят лишь братья Бондуранты: Форрест (Том Харди), Говард (Джейсон Кларк) и младшенький, Джек (Шайа ЛаБаф) не только успешно ведут семейный бизнес, но и расширяются по мере возможностей. В общем, все как в песне, простите за упоминание, ВИА «Сектор Газа»: «Мы с детства спекулянты, торгаши и алкаши, борьба за трезвость нам приносит только барыши».
Австралийский режиссер (и иногда клипмейкер) Джон Хиллкоут снимает редко, но каждый его фильм, без преувеличения, обращает на себя внимание: будь то вестерн «Предложение» (также по сценарию Ника Кейва) или пост-апокалиптическая философская драма «Дорога» (музыка авторства Ника Кейва и его соратника по The Bad Seeds Уоррена Эллиса).
«Самый пьяный округ в мире» - не исключение. В Каннах фильм получил номинацию на
Золотую пальмовую ветвь, и вполне способен достойно проявить себя в гонке за «Оскарами». Сценарий опять написан Ником Кейвом, но не с нуля, а по документальной книге Мэтта Бондуранта (внука знаменитых братьев-бутлегеров). За саундтрек – деликатные и аутентичные кантри и фолк-песни – ответственность разделили все те же Кейв и Эллис. Оператор Бенуа Дельхомм («Мальчик в полосатой пижаме», «Маркиз де Сад») бережно перенес на экран меланхоличную осеннюю прозрачность американского Юга.
Ну и, конечно же, блестящие актеры: безжалостный гангстер Флойд Баннер (Гари Олдман), молчаливый и наделенный недюжинной силой и волей к жизни Форрест (Том Харди), его преданная помощница Мэгги (Джессика Честейн), вызывающий страх и отвращение Гай Пирс, свежая и утонченная дочь мормонского священника (Миа Васиковска). Даже Шайа ЛаБаф в кои-то веки не портит картину: видимо, пришла пора чистить карму, безнадежно подпорченную Майклом Бэем и «Трансформерами».
Двухчасовой хронометраж не дает зрителям заскучать, а шокирующие сцены насилия (в кадре спокойно сворачивают кастетом челюсти, перерезают горло и отрезают тестикулы) приятно бодрят и насыщают кровь адреналином. Грязь ощущается физически, а дух первача шибает в нос.
Помимо, собственно, кинематографического кайфа от того, как круто и профессионально все сделано, поневоле задумываешься, почему автор представляет нарушителей закона в романтическом свете, чуть ли не героями, в то время как шериф и полицейские выглядят коррумпированными и трусливыми сволочами, а спецагент Чарли Рэйкс – и вовсе исчадием ада.
Возможно, проблема в своеобразном понимании пресловутой «американской мечты»: предприимчивые люди всегда найдут способ пробиться на вершину. Закон, как известно, что дышло, к тому же, «сухой закон» – глупость же несусветная! И в этом плане российские зрители поймут и одобрят действия героев.