АЛЕКСАНДР ГОЛУТВА: "В КИНО ПРИНЦИП "ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ" НЕ РАБОТАЕТ"

"Рынок сложился так, что половина денег остается в кинотеатрах, примерно 15% идет прокатчику, остальное — продюсеру. И каждая сторона хочет увеличить свою долю. Часть продюсеров считает, что кинотеатрам достаточно трети сборов. С другой стороны, предложение превышает спрос: фильмов много, а залов мало. Среднее время проката картины сократилось до недели, и за продление проката показчики просят более высокий процент сборов. Но большинство склоняется к тому, что пересматривать существующее распределение преждевременно. Чтобы перераспределять доходы, прежде нужно точно знать, кто сколько тратит и сколько зарабатывает"
(О ПЕРСПЕКТИВАХ ЕДИНОГО ЭЛЕКТРОННОГО БИЛЕТА В КИНОТЕАТРЫ)
"Правильные теоретические представления не сразу приводят к практическим результатам. Чтобы быть принятым, решение должно созреть, а у нас в России — перезреть, увы. Чтобы ввести единый билет, нужно сначала проявить политическую волю, а затем определить, из чьего кармана будет оплачено создание этой системы. Воля проявлена — у нас есть поручение президента к концу года разработать нормативную базу для введения единой платежной системы. Думаю, что единый билет — дело ближайшего времени".
(О СООТНОШЕНИИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КАРТИН В ПРОКАТЕ)
"Соотношение между отечественными и зарубежными картинами у нас среднеевропейское. Наших фильмов в прокате примерно четверть, причем собирают они 28% от общей суммы. А общее число фильмов, производимых в России, за последнее десятилетие увеличилось до уровня, который существовал в РСФСР в 70—80-е годы — немногим меньше сотни картин в год. Думаю, что эта цифра более или менее соответствует нынешнему числу кинозалов и рыночной системе показа, но по мере расширения киносети она может возрастать. Если рост производства будет опережать рост киносети, упадет средний сбор на одну картину, и производство станет менее выгодным".
(О ПРИНЦИПЕ "ЛУЧШЕ МЕНЬШЕ, ДА ЛУЧШЕ")
"В кино он не работает. От уменьшения количества не увеличивается ни художественное качество, как показал печальный опыт "малокартинья" в начале 50-х годов прошлого века, ни средний доход фильма".
(О СВЯЗИ МЕЖДУ БЮДЖЕТОМ ФИЛЬМА И СБОРАМИ)
"Прежде всего, надо сказать, что бытует ложное представление об окупаемости фильмов, сформированное успехами отдельных блокбастеров. Между тем самый высокобюджетный наш фильм прошлого года — "Волкодав" — оказался убыточным, а наибольший процент прибыли дали такие недорогие ленты, как "Жара" и "Любовь-морковь". Статистика свидетельствует, что сборы не растут вместе с бюджетами. Оптимальный для рынка производственный бюджет российского фильма — 50—60 миллионов рублей, или 2—2,5 миллиона долларов. Тогда на каждый рубль вложений можно ожидать наибольшей отдачи".
(О СИСТЕМЕ ГОСПОДДЕРЖКИ В КИНО)
"Как у нас все происходит? Студии направляют в Федеральное агентство уже приобретенные ими сценарии и договоры с режиссерами, указывают источники частного финансирования. Закон вынуждает нас придумывать условные темы — например, "картина о проблемах современной молодежи", "фильм против наркомании" и объявлять по ним конкурсы. А теперь представьте себе, что в одном конкурсе участвуют три плохих сценария, а во втором — три хороших. В результате господдержку получает один плохой сценарий и один хороший, хотя лучше было бы поддержать три хороших. И сколько мы ни бились, чтобы изменить этот порядок, который годен для других областей, но неприемлем в кино, ничего пока не получилось. Остается долбить в одну точку с тем, чтобы сделать систему отбора проектов и выбора исполнителей открытой, гласной и прозрачной. Госзаказ возможен, иногда целесообразен, но сводить господдержку к госзаказу было бы неправильно. Господдержка должна предоставляться и тем проектам, которые выдвигаются обществом, иначе связь между государством и обществом будет односторонней. И, разумеется, система госзаказа не должна быть такой, что ведомства сами проводят конкурсы и сами выбирают исполнителей. Во всяком деле нужны профессионалы. И если ведомство заинтересовано в фильме на определенную тему, пусть предоставит нам необходимую информацию, сформулирует проблемы, обозначит желаемый результат. После этого Роскультура объявит конкурс и при участии представителей ведомства выберет сценарий и его реализаторов".
(О ВВЕДЕНИИ КВОТ НА ПОКАЗ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНО)
"Квоты вызовут замедление инвестиций в развитие киносети и тем самым замедлят рост доходов от проката, а это ударит по кинопроизводству. Я уж не говорю о том, что фильмы тех наших режиссеров, которые ратуют за квоты, будут вытеснены из кинотеатров фильмами других наших же режиссеров, которые идут на поводу у публики. Иными словами, художественный уровень отечественного кино не повысится, а понизится".
(О СУЩЕСТВОВАНИИ ДВУХ НАЦИОНАЛЬНЫХ КИНОПРЕМИЙ — "ЗОЛОТОГО ОРЛА" И "НИКИ")
"Конечно, по идее, национальная премия в области кино в нашей стране должна быть одна, как во всех странах, где она вообще есть. Но что делать, если возникла вторая? Прикажете им подраться, кто кого? Или государство должно решить, какая премия роднее? Будем надеяться, что рано или поздно они найдут путь к объединению".
("Новые известия", 09.04.08)