Томас Андерс — "Strong" ***
Томас Андерс записал целый альбом песен композитора Сергея Ревтова, ранее работавшего с Сашей Проджект и другими достойными поп-артистами. Что ж, новость о том, что экс-вокалист группы Modern Talking ничем не хуже Саши Проджект, звучит эффектно. Только не вполне понятно, кто тут должен испытывать гордость — Андерс или Проджект? Видимо, никто, а альбом "Strong" лишь фиксирует ситуацию, когда зарубежная поп-легенда не просто становится ближе нашему рынку — но фактически превращается в одну из российских поп-звезд. Налет легендарности с нее при этом слетает, зато появляется актуальный репертуар, мало чем отличающийся от среднестатистических российских поп-песен.
Томас Андерс всегда был чуть ближе к российской музыке, чем могло показаться. Наш зритель узнал урожденного Бернда Вайдунга в 80-е в роли красавчика-брюнета, сладкоголосого солиста дуэта Modern Talking. Напомаженный имидж и почти женский тембр будоражили фантазию неискушенных "совков", а мелодические приемы напарника Андерса по МТ Дитера Болена оказались крайне востребованными российской публикой. Уцененный электропоп Болена и Андерса фактически стал основой нового жанра, который на долгие годы возобладал на русской эстраде. Сначала был вал прямых пародий и дурных подражаний, потом оказалось, что некоторые последователи Modern Talking (вроде группы "Мираж") зарабатывают больше учителей — как бы то ни было, почти вся попса, которая на стыке 80-х и 90-х сменила на стадионных сценах ВИА, вышла из гривы Томаса Андерса и синтезатора Дитера Болена. Занятное сочетание голосов и десяток суперхитов Modern Talking стали для русских учеников почти что эталоном мастерства в профессии. Но активно работая для обожающих его старые шлягеры наших зрителей (никто, как мы, его не понимает), Томас Андерс (успевший несколько раз расстаться с Дитером Боленом) постепенно обрусел настолько, что не стал дожидаться, пока его догонят апологеты — и попросту резко притормозил.
Для этого сделано многое. Из экзотичного манерного фронтмена Томас превратился в плотного дядьку средних лет. От него как-то уже не ждешь нежных рулад — и действительно не получаешь их. В Modern Talking его карамельный тенор удачно оттенялся хриплым бульканьем партнера; оставшись без Болена, Андерс вынужден петь за двоих, и получается как-то посередине — вместо комичной брутальности или сладкой неги в альбоме "Strong" он дает уверенный профессиональный вокал, в который былые фишки лишь изредка проникают в качестве остатков прежней роскоши. Композитор Ревтов тоже не Болен: он, конечно, сочинил для диска несколько очень крепких шлягеров ("Why Do You Cry?", "Stay With Me", "Make You", "Stop!", "My Angel", "I’ll Be Strong"), но не учел, что русский зритель готов до пенсии слушать про "Братца Луи", не задумываясь ни о каком новом репертуаре. Записанному на "Strong" можно подпевать, при этом не догадываясь о том, что это поет Томас Андерс. Большинство представленных песен мог бы спеть кто угодно (даже, прости господи, Саша Проджект), а когда слышишь необъяснимо часто используемое здесь слово "surrender", невозможно избавиться от ощущения, что это произведение группы "Плазма". Постарайтесь не слушать вложенный в издание диск ремиксов — по шесть версий "Why Do You Cry?" и "Stay With Me" способны навсегда отбить симпатию к этим, в общем-то, недурным песням. Менее усредненно звучат медляки "Stop!" и почти "модернтокинговская" "My Angel", но все темповые боевички вопиют о том, что различий между российской эстрадой и Томасом Андерсом больше нет никаких (а языковой барьер в случае с Modern Talking всегда выглядел достаточно условным). Какой все-таки потрясающий поворот почти 30-летней карьеры!
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia