Максим Леонидов – «Я оглянулся посмотреть…» ****
«Амфора». Книга вышла в свет в апреле.
Признаться, я как-то никогда не задумывался, откуда взялся бит-квартет «Секрет», какое воспитание и образование получили эти четыре наглых паренька, поставившие в конце 80-х на уши всю страну и спевшие с десяток почти гениальных песен. Четверка шутила так, как не умеет до сих пор и «Прожекторпэрисхилтон», раскованно вела кучу телепередач и упивалась молодостью и талантом. Идейные поклонники русского рока считали «Секрет» попсой, но тайно подпевали «Привету», «Алисе», «Моей любви на пятом этаже» и совсем уж возмутительно отвязной «Саре Бара-бу». И до сих пор эти песни поют.
Спустя двадцать лет после ухода из «Секрета» его основной автор, солист и, в общем-то, лицо Максим Леонидов написал книгу, в которой подробно рассказал о своем детстве, юности, учебе в театральном, службе в армии и всесоюзной славе, обрушившейся на бит-квартет. Написано так, что удивляешься сам себе: а почему, собственно, я знать ничего не знал о Леонидове и Ко, кроме того, что они парни из хороших семей? Книга еще и очень поучительна для тех, кто мечтает быстро стать звездой через «Минуту славы», «Фактор А» и прочий телевизионный фаст-фуд: выражаясь словами Ивана из фильма «Курьер», Леонидов рисует для них мрачную картину. В фундаменте успеха «Секрета» лежат, извините, очень серьезный труд, подготовка и образование. Максим родился в актерской семье: отец служил в Театре Комедии, мама очень рано умерла. Была мачеха, отношения с которой не сложились, и некоторое время Леонидову даже пришлось прожить в интернате. Потом отец встретил другую женщину, которую Максиму со временем захотелось назвать мамой. Мальчик рос артистичным и музыкальным, поступил в Хоровое училище, а потом учился в ЛГИТМиКе у Льва Додина и Аркадия Кацмана. На купание в Неве, «асканье» жвачки у иностранцев и прочее детское лоботрясничанье у Леонидова оставалось не так много времени: учили его крепко и серьезно. Актерские байки и истории из детства перемежаются в книге благодарными рассказами о педагогах и однокашниках; с одним из них Максим до сих пор играет в одной группе. Почти 30 страниц посвящено работе над студенческим спектаклем «Братья Карамазовы»: автор скрупулезно вспоминает о трудностях постановки, цитирует записи Додина (!), сильно углубляется в профессию – и читателю почти невозможно оторваться от этой вроде бы посторонней, но завораживающей внутренней кухни. Потом следует история недолгой работы в БДТ, уход от Товстоногова, телевизионные опыты и создание «Секрета»: тут уж некоторые моменты покажутся вам знакомыми, но в изложении Леонидова они невероятно увлекательны.
Книга Максима Леонидова очень похожа на его нынешние песни: это стиль опытного, умного, интеллигентного человека – довольно сдержанного, но ироничного. Автор не пытается хохмить и острить, но не сваливается и в какую-то болезненную исповедальность. Леонидов держит естественный тон; рассказывая об армии, он впервые в этой книжке матерится – что не вызовет у читателя шока, ибо любая другая лексика не была бы в этом эпизоде органичной. Так и в остальном: похоже, автор нигде не врет и не приукрашивает действительность, даже говоря о личной жизни. Не ставя задачи кого-то развеселить, Максим на 380 страницах делает это много раз – и не обязательно быть поклонником «Секрета», чтобы получить удовольствие от рассказов о взаимоотношениях в группе и ее успехах.
Леонидов также отвечает на важнейший вопрос: как можно было уйти из квартета на пике? как можно было, не достигнув даже 30-летия, самолично прекратить тот период жизни, который однозначно был самым прекрасным, ради каких-то неясных химер? А вот как: «Секрет» был прекрасным, редким цветком, но у каждого цветка есть свой срок жизни. Я присутствовал при рождении и расцвете этого организма, и мне совсем не хотелось видеть его медленное и неизбежное увядание. Я пытался поговорить с ребятами, но они не понимали, о чем речь. Я и сам до конца не понимал, чего хочу конкретно, я был в смятении, но всем существом чувствовал – надо начинать все сначала и, может быть, совсем иначе».
Книга заканчивается уходом Максима Леонидова из группы и отъездом в Израиль. О продолжении он обещает задуматься через несколько лет – когда придет пора «оглянуться посмотреть» на следующий этап жизни.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia