Александр Ф.Скляр – «Вася-Совесть» ****
«Союз мьюзик». Релиз диска состоится в октябре.
Лет 30 назад наши музыканты на веки вечные разделились на рок и попсу, и с тех пор от любой интеграции наотрез отказываются. Отдельные попытки, конечно, предпринимались, но в общественном сознании остались скорее курьезами. «Звери», несмотря на несколько премий в номинации «лучшая рок-группа», в рок-тусовку не входят, а некоторые нежнейшие песни «Мумий Тролля» не мешают коллективу участвовать в статусных рок-фестивалях. Есть еще инди-поп, который не показывают по телевизору, в связи с чем он тоже автоматически попадает в рок-разряд. Одной из жертв такого непримиримого разделения стал Александр Ф.Скляр, который с молодости прибился к рокерам, да так там и остался. Скляр честно старался играть панк и пост-панк, руководил альтернативным движением «Учитесь плавать», собрал в группу «Ва-банкъ» резких и техничных инструменталистов, чья манера иногда откровенно противоречила неспешной и задумчивой вокальной манере солиста. Дурацкое разделение по стилистическим норкам все эти годы не позволяло признаться, что Александр Ф. по сути является настоящим шансонье. «Настоящим» - это значит не как Михаил Круг или Стас Михайлов, а как Шарль Азнавур или Марк Бернес, например. Они тоже те еще вокалисты, но в их песнях публика ценила (а в случае с Азнавуром ценит до сих пор) тихий душевный разговор, в котором эмоций может быть не меньше, чем в отчаянных воплях у микрофона.
С этой точки зрения «Вася-Совесть» представляется едва ли не самым адекватным альбомом в дискографии Скляра – как сольной, так и групповой. Аранжировки тут наконец-то полностью соответствуют неброскому композиторскому таланту музыканта и его убедительным интонациям. Кроме того, в новом альбоме Александр Ф. не очень увлекается героико-романтической тематикой, характерной для его сольных пластинок. Резвые команданте Че и морячок Костя Шум-и-Гам, конечно, присутствуют в списке заглавных персонажей песен, однако не они здесь главные герои. Самый главный указан в заголовке пластинки. Вася-Совесть впервые появлялся у Скляра на альбоме «Нижняя тундра», записанном по мотивам рассказа Виктора Пелевина (кстати, на новой пластинке музыкант перепел трек с того диска «За гагарой с черным пером»). Затем Вася стал героем еще пары песен и теперь удостоился пронзительного жизнеописания «А зори здесь тихие». Эта фраза в великолепном припеве рифмуется со строчкой «а зоны здесь дикие», а композиция оказалась мастерским десантом Александра Ф.Скляра на территорию русской тюремной песни – причем не блатоватой стилизацией, а эпическим полотном вроде «Священного Байкала» или «Бежал бродяга с Сахалина».
На новом альбоме есть еще несколько треков, в которых фирменная скляровская манера мудрого и пожившего рассказчика заключена в очень точную музыкальную форму: это и печальный «Туман», и неторопливый романс «Помнишь», и «Черные лилии», напоминающие одновременно «Она любила летать по ночам», «Еду я на Родину» и «Падал теплый снег». В песне «Двадцать» автор вспоминает молодость, но этот прием в первую очередь дает ему возможность дать наставления современным 20-летним: вроде банальные и схематичные истины в его устах приобретают какие-то особенные смысл и ценность.
Алексей Мажаев, InterMedia
«Серебро» - «Перепутала» ****
2015, «Монолит»
Группа «Серебро» как-то активизировалась и бомбардирует слушателей синглами – видать, не за горами большой релиз. Хотя полнометражные альбомы выпускать ни к чему, если каждая новая песня, сопровождаемая провокационным клипом, будет вызывать большой резонанс – а ведь «Серебро» и их продюсер Максим Фадеев хорошо знают, как его устроить.
Вышло так, что сначала я послушал сингл «Перепутала» - и он показался мне не более чем милой среднетемповой песней с относительно запоминающимся припевом и типичной девичьей любовной лирикой, в создании которой неплохо поднаторела солистка и соавтор Фадеева Ольга Серябкина. Ну а уже потом я ознакомился с клипом на эту песню.
Что тут сказать: вне видеоряда песня работает процентов на 30 и кажется вполне проходной. Но клип нужно посмотреть как можно быстрее – мало ли что взбредёт в голову коллективному Человеку Запрещающему; там, где здравомыслящий зритель увидит красивых девок с необычной тягой к чёрному юмору, охранитель непременно узреет пропаганду суицида и агрессивную сексуальность. Гармоничным фоном к видеоклипу, от которого невозможно оторвать глаз ни «разрешителю», ни «запретителю», служит песня «Перепутала». С этой картинкой она неумолимо оккупирует мозг, и, услышав её где-нибудь, вы, может, и не сразу вспомните, кто поёт, но обрадуетесь песне, как родной. Но только в таком порядке: без видео – необязательный трек, с видео – хит сезона.
Алексей Мажаев,InterMedia
Витас доверил создание клипа на песню «Мне бы в небо» поклонникам
Витас запустил конкурс для поклонников на создание авторской версии видеоклипа «Мне бы в небо». Весной этого года артист снял клип на эту песню с певицей Ксеноной, с которой они ее исполняли дуэтом, и музыканты остались довольны результатом. Однако сейчас перед релизом нового альбома Витаса «Мне бы в небо» подготовлена соло-версия песни, и певец предложил всем творчески заинтересованным людям сделать свою версию клипа именно на ее сольный вариант.
Творения поклонников Витас будет отсматривать сам. В свой день рождения он выберет победителя из числа претендентов и возьмет его с собой на концерт в Пекине с новой программой «Скажи, что ты любишь», который состоится в будущем году.
«Иван Купала» - «Родина» ****
«Яндекс.Музыка». Релиз диска состоялся в июле.
«Получилось, что мы не появлялись с новыми песнями более семи лет, - объяснял «спикер» «Ивана Купалы» Алексей Румянцев, когда работа над «Родиной» вышла на финишную прямую. - Во многом это связано с тем, что в нашем случае работа над новыми песнями, работа над новыми альбомами, она достаточно трудна. Проводится очень тщательная реставрационная работа, которая позволяет нам получать фольклорные записи в том качестве, в котором они пригодны для использования в наших треках. Такой процесс, к сожалению, отнимает очень много времени и с каждым новым разом, с каждым новым альбомом количество затраченного времени, к сожалению, увеличивается в геометрической прогрессии. В таких трудах как-то очень быстро и незаметно пролетело семь лет, и наконец-то альбом готов». После этого оптимистичного разъяснения прошла еще пара лет, и «Родина» наконец-то вышла. В кропотливом творческом подходе «купальцев» со времен премьеры «Костромы» (1999) мало что изменилось – но как же поменялся ландшафт вокруг! Когда аутентичная этно-музыка в электронном обрамлении дебютировала в конце «лихих 90-х», это интересовало всех. «Наше радио» утянуло песни «Купалы» в свою норку, MTV с помощью группы облагораживало эфир на фоне киркоровых и рук вверх, новость о появлении концертного состава обошла едва ли не первые полосы газет, а уж о возрождении национальной культуры с помощью «Ивана Купалы» не кричал только ленивый… Музыканты, будь они чуть поразговорчивее, могли бы стать мега-звездами и не сходить с обложек, даже не слишком стараясь записывать новые альбомы. Но они предпочли на десяток лет уйти в себя и углубиться в творчество – чтобы выплыв с «Родиной», обнаружить, что теперь это искусство здесь мало кому интересно, а главной музыкальной новостью за полгода является 40-секундный танец на месте бывшего бассейна.
Не будем здесь вспоминать о «возрождении национальной культуры» - уж больно сильную зевоту вызывает это словосочетание. Не будем ругать 90-е: как минимум, по степени любопытства ко всему новому и необычному они дадут большую фору нынешнему и прошлому десятилетиям. «Иван Купала» стал жертвой двух крайностей: сначала их подняли даже на те щиты, на которые они и не думали взбираться. А сейчас на все их эксперименты взирают с пресыщенным равнодушием. И MTV давно не интересуется музыкой, и аутентичный фолк вернулся в культурные резервации. Туда же со своим новым альбомом отправился и «Иван Купала».
При нормальном состоянии умов, страны и шоу-бизнеса возвращение группы стало бы, может, и не триумфальным, но заметным, а кропотливость и перфекционизм только добавил бы к ним уважения. «Иван Купала» - крепкий проект, удачно нашедший свою нишу и с каждым альбомом звучащий все интереснее и профессиональнее. Великолепна обложка «Родины»: летящий в небе домик с клочком земли – прекрасная метафора здорового отношения к корням. Фольклорное пение бабок дополнено на пластинке фрагментами народных сказок в их же исполнении. Голоса вокалисток, кстати, весьма напоминают те, что произвели такой фурор во времена «Костромы»; даже если бабушки другие, это не отменяет гуманистического посыла: пусть старушки живут долго и записывают с «Иваном Купалой» еще десяток альбомов. Что касается аранжировочных приемов, то они стали гораздо разнообразнее: после радости узнавания быстро приходит понимание, на что, собственно, было «незаметно» потрачено десять лет. У «Купалы» появились и восточные мотивы (см. «Балабай» или «Гамелан»), и много музыки a la Enigma, и просто сами по себе сильные мелодии. А такие треки, как «Коток», «Жито», «Лося» и «Родина», были бы уместны и звучали бы свежо и красиво на волне практически любого формата.
Алексей Мажаев, InterMedia