Михаил Горшенев («Король и шут»): «Все настолько сложно, что я уже готов свалить, но нельзя»
(О СУИНИ ТОДДЕ)
«Есть много вариантов этой истории. Тодд не всегда маньяк. Легенда постепенно менялась. Она существует и в версии ужасов, и драмы, и мелодрамы. Вариантов очень много. Экранизация пятидесятых годов, к примеру, намного страшнее версии Тима Бертона, благодаря которой теперь все знают от Тодде. А самая страшная история, говорят, была в немом фильме. Там пальцы ели, каннибализм чистой воды. Там ведь как получается. Изначально история была не про маньяка и на историю про Джека Потрошителя мало походила, хоть сейчас и есть попытки эти истории связать. Это была романтическая история, у которой были разные ходы. Существовала версия, в которой Тодд был очень доверчивым человеком и его до конца судья водил вокруг пальца. Тим Бертон же выкупил права на мюзикл, и сделал именно его экранизацию, но сам Тодд у него получился очень похожим на Эдварда Руки-ножницы. Узнал я о Тодде из фильма Бертона, но мне понравилась именно идея, а не ее реализация. Музыка не очень понравилась, потому что это был стандартный мюзикл.
А мне к тому времени хотелось создать что-нибудь концептуальное, основанное на своей идее. Вот и решили музыку написать интересную, сюжет доработать. Пожалуй, на сегодняшний день из всех россиян я знаю больше всего вариантов легенды. Вот история и получилась другая. Мне хотелось показать дно Лондона в том виде, в каком его описывал Чарльз Диккенс. У нас и персонажи другие, каких у Бертона нет.
Основа сюжета: человек с тяжелым сердцем после каторги приезжает в Лондон. У него – трагедия. За то время, что он был в заточении, жена покончила с собой, а маленькая дочь – исчезла. Наш Тодд - полная противоположность тому, которого мы видим у Бертона. Он набожный, сам по натуре добрый человек, но зло в нем давно уже накапливается. Он пытается узнать, что случилось, как произошло его несчастье. К нему сбегаются люди, все дно Лондона. Появляется Ловетт, которая маленькой девочкой была в Суини влюблена. Зная, что он был хорошим цирюльником, она предлагает ему работать у себя в доме. Дядя у нее мясник, который хочет развить мясное производство. Кстати, изначально нашу постановку мы хотели назвать «Мясорубка». Это сейчас она в «TODD» переименовалась. Ловетт с дядей пирожки выпускали некачественные, как и у Бертона, но дяде было важно развить потоковое производство мяса, ускорить процесс, улучшить количество, и он завел мясорубку. А Тодда он заставляет брить себя бесплатно, поскольку тот у него в доме работает. Как-то в разговоре с Тоддом мясник завел разговор о местном главном судье. Но тут это уже не просто судья, а кто-то типа крестного отца. У человека власть как у губернатора, он крутит и вертит всем, чем захочет. И мясник рассказал Суини, что судье нравились молодые девушки, а много лет назад Тодд был женат на красавице Бетти. И дочка у них была. И вот, после рассказа мясника, Тодд понял, почему судья отправил его на каторгу. Также мясник ему поведал, что жена Тодда утопилась и хотела утопить ребенка. Не исключено, что даже сам судья к этому руку приложил. Обезумевший от такой правды Тодд без раздумий перерезает горло мяснику, а Ловетт отправляет его тело в мясорубку.
Далее тема развивается тем, что Тодд начинает страдать. А куда в то время набожные люди шли, когда им было тяжело? Правильно, он пошел в церковь на исповедь. И благодаря этой исповеди, а вернее священнику, он стал машиной для убийства. Кто же знал, что священник дочку Тодда спас, и она жила у него. Кроме того, священник знал все, что происходит в городе, знал - кем и как осуществляется контрабанда, другое беззаконие, и готов был всем за это горло перерезать. Но втихую, не как судья, который устраивал в городе показательные казни. Судья делал шоу, веселился, а он… Вот, представь себе старого нафталинового коммуниста, который считает, что порядок должен быть без шоу, без веселья.
Можно сказать, что священник дал Тодду индульгенцию на все последующие убийства. Убийства всех, кто живет не по закону. Даже тех, кто совершает мелкие нарушения. Убивать из-за любой ерунды. И в итоге Тодд как бы под эгидой церкви начал совершать свои убийства. А Ловетт понимает, что можно бизнес сделать на этом деле. Напомню, что ее дядя мясорубку притащил огромную, и в нее можно было людей скидывать. В общем, Ловетт стала не только сообщником Тодда, но и построила бизнес на такой «мясной продукции».
В песне о том, как бойко пошел бизнес у Ловетт у нас применяются парафразы, отсылающие к песне, в которой поется про пирожки от Ловетт. Парафразы – это когда в разных песнях одна и та же мелодия звучит. Одна и та же тема. Это добавляет целостности и концептуальности альбому.
Тодд убивал людей, но главной его целью было добраться до судьи, а Ловетт копила деньги. «Праздник крови» заканчивается тем, что Ловетт счастлива. И она предлагает Тодду заканчивать это дело. Но Тодд шел по-крупному. Тем более, священник его просто так не отпускал уже. Первая часть зонг-оперы заканчивается на том, что Тодд поет о своем несчастье, что ему нужно только одно убийство, а не все эти, что он начинает догадываться о том, что его месть кем-то управляется.
Вторая часть самая страшная, но при этом самая лиричная. Называться она будет «На краю». Но пока я о ней рассказывать не буду, чтобы слушателям было интересно ее дождаться. Скажу лишь, что начинается она с того, что судья устраивает маскарад и на него приходит Тодд в одеянии смерти, чтобы судью убить».
(ОБ АКТЕРАХ И МУЗЫКАНТАХ, ПРИНИМАВШИХ УЧАСТИЕ В ЗАПИСИ «ПРАЗДНИКА КРОВИ»)
«Роль Мясника исполнил Билли Новик из Billy’s Band. Он же вместе со мной поучаствовал в записи толпы и хора. За Ловетт спела Юлия Коган, бэк-вокалистка группы Ленинград, священника и судью сыграл Костя Кинчев, думаю, не нужно говорить, из какой он группы. А текст рассказчика прочитал известный актер Вениамин Смехов».
(КАК ЭТО БУДЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ НА СЦЕНЕ)
«Конечно, с декорациями. Это будет уникальная театральная постановка. Сейчас питерский музыкант Павел Завьялов («Чугунный скороход») делает переложение уже записанных нами треков для театральной версии зонг-оперы. Здесь же будет задействовано столько-столько-столько всего-всего-всего… поэтому, пока только в Москве. Москва – это серьезно. Все настолько сложно, что я уже готов свалить, но нельзя. Но, в принципе, с тем, что мы уже имеем, мы можем делать миниспектакли».
(ЕСТЬ ЛИ ПЛАНЫ ЗАСНЯТЬ СПЕКТАКЛЬ НА ВИДЕО)
«Ну, наверное, за полтора года снимем. Это же не единственный концерт будет, как тот мартовский в РАМТе, который мы сделали, чтобы проверить, не сломают ли наши поклонники дорогие театральные кресла. Ни одного кресла не пострадало. Публика совершенно другая пришла».
(О РУССКОМ РОКЕ)
«Мы всегда выступали в противовес русскому року. Мы не любим «Сектор Газа», не любим шансон, мы любим рок-н-ролл. Мы идейные».
(ПОЧЕМУ У НИХ БОЛЬШЕ НЕТ СКРИПКИ)
«Ну, куда? У нас столько инструментов! Мы с электроникой сработались. У нас гитарная группа обычная, на самом деле. Скрипка… Если ты не задумывался, Машка (Нефедова – первая скрипачка группы – Прим. ред.) - она как бы для имиджа была больше. Вы думаете, вы скрипку слушаете? Вы гитары слушаете, вы слушаете, как играют барабаны! Такие инструменты должны звучать с подпиткой».
(О ПЕСНЕ «КОРОЛЬ ВЕЧНОГО СНА»)
«Сложно объяснить. Человек должен понимать эту песню. Ты когда-нибудь замерзал так, чтобы заснуть, и тяжело было проснуться? А я замерзал по-настоящему. Меня били палками, а потом в горячей воде оттаивали. Когда я еще в Хабаровске жил, мы пошли с ребятами, как в снегу легли, так и заснули. Нас «деревянных» нашли солдаты пограничники и принесли домой. Папы нас палками и били, и били. А мы все во льду. А потом в горячую воду».
(О СВОЕЙ ВЕРСИИ МЮЗИКЛА О СУИНИ ТОДДЕ )
«Тодд» - это очень печальная история. Если американец Тим Бертон сделал ее более благородной, то мы в своей истории отразили более печальную, трагическую и совершенно безвыходную ситуацию. Можно сравнить с некоторыми рассказами Булгакова».
(Heavymusic.ru, 05.12.11)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)