Александр Чистяков: «Я вряд ли включу в машине диск своей жены»
(ЗАЧЕМ ОТКРЫВАЕТ КЛУБ STADIUM LIVE)
«Мы его клубом стараемся не называть. Это концертная площадка. Когда мы собираем восемь тысяч человек — это уже не клуб. Я с музыкой никогда связан не был, но я ее очень люблю. Шесть-семь лет назад мы придумали время от времени проводить мероприятия для друзей с живым звуком и рок-музыкой. Но аппетит, как известно, приходит во время еды. Все-таки хочется, чтобы была регулярная возможность слушать музыку, которая тебе нравится, в хорошем звуке и обстановке. Раньше был «Б-1», который для этого более-менее подходил, но тоже были вопросы — и по качеству звука, и по свету, и по самой организации пространства. Да и «Б-1» закрылся. У меня идея витала давно, я задавал время от времени вопросы московским чиновникам, нет ли подходящей площадки, но дел-то других много- руки не доходили. А Юра Коник этой задачей был озабочен долгое время, потому что понимал, что «Б-1» себя изживет рано или поздно. Первая причина и ключевая — размер. Альтруизмом же никто не занимается. Должна быть определенная экономика. Она образуется при определенном количестве зрителей — либо при определенных ценах на билеты. Москва готова платить за концерты много, даже если с Европой сравнивать. Но даже в Москве есть цена, которая является запретительной для зрителя даже на любимого артиста. И это задает планку. При этом у большого артиста присутствует не только гонорар, но и райдер, за который тоже надо платить организатору. И когда с Guns’n’Roses приезжают 48 человек и 10 грузовиков оборудования, экономика срастается с большим трудом. При этом очевидно, что между «Олимпийским» и «Ареной» в Москве нет площадки — Crocus City Hall все-таки другого формата. А средний уверенный западный артист собирает 5-6 тысяч человек. Keane, например, Arctic Monkeys те же самые. То есть это явно не «Олимпийский», а для «Арены» или «Б-1» уже дорого. Вот Юра и искал промежуточный формат. И нашлось, мне кажется, очень интересное решение. Наша площадка —это цеха, в которых раньше обирались ракеты стратегического назначения «СС-20» и «СС-300». То есть они лежали прямо там, где у нас танцпол. И отсюда — организация пространства: монументальные сцены, монументальный пол, высокие потолки, большие ворота. То есть любой продакшн там можно делать».
(МОЖНО ЛИ ПРИВОЗИТЬ ГРУППЫ УРОВНЯ KEANE И ARCTIC MONKEYS ДВА РАЗА В НЕДЕЛЮ)
«Два раза в неделю, конечно, трудно. Мы рассуждаем так. С той картиной, которая сейчас складывается на рынке, с тем спросом на билеты, который есть, мы в принципе себе можем позволить и Metallica. Или похожие большие имена с соответствующем уровнем гонораров. Просто они будут играть не один, а, допустим, два концерта. Проблема большинства мегазвезд в том, что у них есть теория, что если они приехали на площадку на 25 тысяч человек, то все их фанаты попадают туда по дешевым билетам. Но это очень западная теория. Мы знаем, что билеты на Depeche Mode или Muse в «Олимпийский» в танцпол стоили 5 тысяч рублей. Потому что «Олимпийский» — это безумно дорогой продакшн, очень высокая ставка аренды и так далее. И у нас с такими артистами, как Foo Fighters, Coldplay, Red Hot Chili Peppers возникают сложности в переговорах, потому что они говорят: «Мы хотим 20 тысяч человек и больше, так как мы хотим дешевые билеты». Но в Москве это несвязанные вещи. Мы им это объясняем. Если вернуться к вопросу, концепция у нас примерно такая: один-два мега-концерта в месяц. То есть имена уровня Стинга, уровня Принца, условно говоря. Мы стараемся, мы ведем переговоры, надеемся, что получится. Опять же, у нас свой продакшн, свой звук, свой свет. Барная зона порядка 120 метров с прямой видимостью на сцену. Это то, чего нет на других больших площадках».
(ЧТО БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ В КЛУБЕ В ДРУГИЕ ДНИ)
«Наши российские артисты за последний год вышли на очень хороший уровень. И в связи с тем, что есть спрос, многие очень подняли уровень живого продакшна. Это уже системная история. Не одна группа «ДДТ», а и многие другие сильно подняли планку. Мы считаем, что можем поддержать наших артистов. Расширить их аудиторию. Многие уже дают по два концерта подряд в той же «Арене» или в Milk — Земфира, «Ленинград», Нойз MC. У нас приличное количество артистов, которые могут собирать от трех тысяч и больше. 15-20 имен наберется точно. При этом важно, что у нас 150 киловатт звука, абсолютно международный (райдерный) уровень акустики, звук сбалансирован в любой точке зала. А главное, что мы можем предложить нашим артистам, — очень хорошую световую поддержку - более 700 кВт самого современного оборудования. Даже тот, у кого это в программе изначально не заложено, сможет у нас сделать свое шоу на несколько ином уровне. У меня, во всяком случае, есть ощущение, что у нас многие живые концерты страдают от отсутствия качественного света. Если смотреть канал «Россия» — то там круглый год новогодние елки. А весь мир живет в динамическом свете. И у нас такая возможность будет. Это если говорить о российских и украинских артистах. Существуют еще очень хорошие западные группы среднего уровня. И мы можем позволить себе расширить их список и поэкспериментировать. Dead Can Dance, 3 Doors Down, Баста Раймс. Вот такого плана. Их уровень гонорара таков, что когда они приезжают в клуб, клуб на грани. А мы при сборах в 3-4 тысячи человек укладываемся в экономику — да еще можем какие-то дополнительные услуги предоставлять. И мы хотим приглашать тех, кого приглашать боятся, потому что не уверены — пройдет, не пройдет. Тот же Баста Раймс на фестиваль приезжал — а сольно? Или My Chemical Romance. Когда-то их концерт не очень удачно прошел в Москве, а сейчас это эмо-группа номер один в мире. И я считаю, свои 5-6 тысяч они точно могут собрать. Кто еще... Ну, Cure, понятно, и «Олимпийский» соберут. Есть группы типа Ting Tings, Pierces, уже более сложные имена».
(МОЖЕТ ЛИ В STADIUM LIVE ВЫСТУПИТЬ СТАС МИХАЙЛОВ)
«Никогда. Вот это однозначно. Я сказал сразу: ни при каких обстоятельствах у нас никогда не будет шансона. Это просто позиция. Поп может быть, металл может быть, а шансон... Я все-таки считаю, что надо идти вперед. А шансон — это откат назад. И к тому же, наша площадка обязана иметь имидж. И мы хотим, чтобы этот имидж заключался в том, что у нас играет хорошая музыка. При этом мы планируем делать танцевальные акции, если классические музыканты захотят давать у нас концерты — мы можем сделать хорошую театральную рассадку до 3.700 человек. Это вообще удобный зал практически для чего угодно. У нас нет формата, но хотелось бы, чтобы был вкус. Это коммерческий проект, но есть некие житейские взгляды — по поводу шансона, например, — которые мы себе можем позволить».
(КАК ОН ОТНОСИТСЯ К БУДУЩИМ ЗАГОЛОВКАМ «МУЖ ГЛЮКОЗЫ ОТКРЫЛ КЛУБ»)
«Ну и что? Во-первых, я люблю свою жену. Во-вторых, я в целом и к жизни, и к себе отношусь с юмором. Я не хочу из себя делать бизнес-идола какого-то. Потому и занимаюсь, чем занимаюсь. Пусть пишут. Я, честно говоря, редко слушаю музыку своей жены — и она это знает. Мне нравится, как она выступает на концертах, но диск в машине я вряд ли включу. У меня несколько другие музыкальные вкусы. Но это совершенно не мешает нам с ней близко общаться. А если говорить применительно к нашему проекту... Когда была недавно презентация нового альбома Глюкозы, мне Юра как раз сказал — мол, надо, чтобы она у нас выступила, соберем несколько тысяч человек. Я ответил: «Юра, если ты уверен в том, что она может собрать больше 3.000 человек в Москве, то она наш артист». Теперь все от него зависит. Репертуар в итоге определяет он, как человек, который провел больше 800 живых концертов в Москве. Я же уже говорил, что альтруизмом мы заниматься не хотим».
(afisha.ru, 19.12.11)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)