Ёлка: «Чем чаще я пересекаю границы, тем больше понимаю, что это условность»
(О НОВОГОДНИХ ТРАДИЦИЯХ)
«В последнее время я в Новый год, как правило, работаю. По-моему, это прекрасная традиция для артиста – проводить праздник на сцене. Это показатель востребованности, так что надеюсь, что эта традиция продлится для меня как можно дольше. А отдохнуть можно и в январе».
(О ШУТКАХ НАД ЕЕ ПСЕВДОНИМОМ)
«Увы, да. Мне это не очень нравится, потому что все смешные шутки на эту тему кончились в первые три-четыре года. Меня шутками удивить сложно, потому что я капризная в плане юмора. Но аллергии на Новый год у меня нет – желание людей выделиться и смешно пошутить на самом деле круглогодично. Новый год я все равно люблю, мне хочется верить в чудеса, верить в Деда Мороза, получать подарки и хотя бы немножечко побыть ребенком».
(О ЗАПОМИНАЮЩИХСЯ НОВОГОДНИХ ПОДАРКАХ)
«То ли у меня с памятью плохо, то ли я обидеть никого не хочу… В общем, все подарки мне дороги, но я ни один из них не помню».
(О СЮРПРИЗАХ ДЛЯ РОДНЫХ)
«Сейчас для них самым приятным сюрпризом является мой приезд домой. В эти праздники много работы, и я смогу приехать в Ужгород и устроить родителям Новый год только 5 января».
(ЗАЧЕМ ВЫПУСКАТЬ АЛЬБОМЫ, ЕСЛИ ОНИ СРАЗУ УТЕКАЮТ В ИНТЕРНЕТ)
«Так и есть. Но пока существует CD-формат, мне бы не хотелось им пренебрегать. Естественно, на следующий день все будет в интернете, но ведь остаются люди, которым хочется подержать диск в руках, посмотреть фотографии. В конце концов мне приятно подарить этот альбом кому-то – живой и настоящий, а не в виде какого-то файла. Плюс это какой-то этап в творчестве: приятнее шагать от альбома к альбому, чем от сингла к синглу. Я во многом очень старомодна».
(О «ПРОВАНСЕ» И ПАРОДИЯХ НА НЕГО)
«Много чего развеселило (смеется). Хорошо, когда над твоей песней ржут. Причем первые переделки этой песни мы делали сами. К сожалению, самые удачные из них озвучить я не могу, потому что там нецензурная лексика. Я считаю, что эта песня – об ощущении внутренней свободы. Все мы от чего-то зависим – от работы, от места жительства, от родных. И очень важно в какой-то момент почувствовать себя абсолютно независимой, даже просто придумать себе, что в любой момент можно поднять задницу и свалить куда хочешь. Потом, возможно, придется вернуться к своим обстоятельствам, к своим условностям, но вот сейчас – могу! Но вообще я не понимаю, что такого в этой песне, зацепившей огромное количество разных людей. Я читала эти исследования, это очень приятно. Видимо, есть в «Провансе» что-то магическое. Вообще там, как и во многих моих песнях, много самоиронии. Когда человек слишком серьезно к себе относится, это попахивает клиникой».
(О ХИП-ХОПЕ)
«По своей натуре я никогда не буду ближе к тому гламуру, которым сейчас принято обзывать все, что блестит и шуршит. Хип-хоп-культура будет мне близка, пока она будет меня «качать». Да, я становлюсь популярным персонажем, и в этом нет ничего страшного для меня. Диссонанса у меня это не вызывает, но рэп по-прежнему всегда у меня в плеере. В моей жизни вообще нет ничего негармоничного. Мне кажется, я в том возрасте, когда уже нужно находить гармонию с собой. А когда не получается, надо стараться. Не может не получаться просто так – не получается, когда ничего не делаешь. Нужно любить себя, ладить с собой. Не получится дружить с миром, если нет мира внутри. Это не проповедь, это истина, которую мне папа объяснял, еще когда мне было четыре года. Надеюсь, мои поклонники разделяют эту философию – по крайней мере, я им частенько об этом напоминаю».
(ПОЧЕМУ ПОЕХАЛА ИЗ УЖГОРОДА В МОСКВУ, А НЕ В КИЕВ)
«Я долго размышляла на этим вопросом, но ответ прост: если бы мне тогда позвонили из Киева, я скорее всего отправилась бы туда. Но предложение поступило из Москвы. На самом деле странно, что я поехала: для меня тогдашней это совершенно нехарактерный поступок. Я всего боялась, во всем сомневалась, колебалась в правильности решений…»
(ОБ ИМИДЖЕ БЕЗБАШЕННОЙ ДЕВИЦЫ)
«Это то, кем я являлась и являюсь на сцене, где человек забывает о комплексах, о сомнениях. На сцене сомневаться нельзя, людей в зале не обманешь. Сцена очень лечит, и не только головные боли: сцена, как психолог, помогает разобраться в себе, избавляет от огромного количества комплексов, заставляет поверить в себя».
(СЧИТАЮТ ЛИ ЕЕ ПРЕДАТЕЛЬНИЦЕЙ НА ЗАПАДНОЙ УКРАИНЕ)
«Если кто-то так считает, я никогда не буду его переубеждать. Значит, они думают, что надо было остаться в Ужгороде и даже не попытаться воспользоваться шансом реализовать свою мечту. Шанс пришел на блюдечке и сказал: «Лиза, возьми меня!» Кто-то думает, что нужно было отказаться? Что ж, это его право. Я считаю иначе, но свою точку зрения навязывать не буду».
(ОТРАЖАЛИСЬ ЛИ НА НЕЙ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУ УКРАИНОЙ И РОССИЕЙ)
«Может быть, в первое время на таможне я себя очень неловко чувствовала, но не более того. Я против конфликтов, тем более что украинцы, русские и белорусы – три самых родных народа. Все из одного теста. Нет такого человека в Воронеже, у которого не было бы двоюродной бабушки под Житомиром (смеется). Простым людям конфликтовать из-за какой-то границы, которую кто-то когда-то прочертил, по меньшей мере глупо».
(СЧИТАЕТ ЛИ СЕБЯ МОСКВИЧКОЙ)
«Я житель земного шара. Чем чаще я пересекаю границы, тем больше понимаю, что это условность. Мне одинаково хорошо везде, потому что я люблю жизнь и мне нравится то, что со мной происходит. Я дома и в Москве, и в Ужгороде. Зачем лишать себя какой-то из Родин? Я каждый день восхищаюсь Ужгородом, где родилась. Каждый, кто там побывал хоть разочек, начинает понимать, почему я брежу этим городом. Москва – город, который дал мне возможность реализовать мою главную мечту. Поэтому я не буду ругать ее, несмотря на все недостатки. Я считаю, что это нечестно: если ненавидишь город, нужно уезжать из него».
(О МЕЖДУНАРОДНЫХ АМБИЦИЯХ)
«Мне хорошо в том месте, где люди думают на том же языке, что и я. Если поступит предложение съездить в гастрольный тур, я с радостью соглашусь, но перебираться и записывать англоязычный альбом… Во-первых, я не настолько сильна в английском, скажу вам по секрету. Во-вторых, одну песню, которая мне понравится, записать можно было бы, но предпринимать эти шажки специально, с расчетом на какую-то будущую выгоду (смеется) – мне не хочется. По отношению к мировому шоу-бизнесу наш находится на уровне песочницы, и тешить себя надеждами, что я сейчас поеду и всех там быстренько покорю… Там и без меня нормально. Надо понимать, что если мы туда едем, то выступаем для русской диаспоры, не более того. Я воспринимаю ситуацию адекватно. Так что если я вдруг соберусь затмить Бейонсе, мои друзья меня где-нибудь закроют и будут чайком горячим отпаивать».
(СОЧИНЯЕТ ЛИ ПЕСНИ САМА)
«Не-а. Вот до этого я еще действительно не доросла, но я думаю, что когда-нибудь дорасту. Я уже допрашиваю с пристрастием коллег, которые сами пишут себе песни: как они это делают, откуда это приходит? Думаю, что однажды я напишу свою песню. Понимаете, мне бы не хотелось сочинять какую-нибудь чепуху про дождик по лужам; это я и сейчас бы могла сесть и написать. Я надеюсь написать хорошую взрослую песню, которую было бы не стыдно показать людям».
(ЗАДУМЫВАЕТСЯ ЛИ О СЕМЬЕ И ДЕТЯХ)
«Я о многом задумываюсь, но не все свои мысли считаю нужным озвучивать. Какая-то часть жизни все-таки должна быть скрыта от посторонних глаз. Именно поэтому немногие знают о моей личной жизни, и я предпочитаю, чтобы так было всегда».
(О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ)
«Я считаю, что надо призывать людей делать добро, не забывать о том, что вокруг есть люди, которым гораздо хуже, чем нам. Но я против того, чтобы делать сюжеты о классной звезде, которая везет телевизор детям в приют. У меня был недавно очень неприятный случай: я договорилась приехать к деткам и очень просила организаторов, чтобы там не было прессы, но потом всё равно появились статьи, как Ёлка учила детей жизни. Поэтому я очень осторожно отношусь к благотворительности, прекрасно понимая, что многие люди просто прикрываются этим. Я стараюсь иметь дело только с проверенными фондами, которым лично доверяю, зная, что они отчитываются за каждую копейку. А пиар на благотворительности мне не нужен».
(КОГО ЕЙ ЖАЛЬЧЕ)
«Мне всех жальче. И кошечку, и собачку, и ребенка. Когда ты видишь, что человек прожил долгую жизнь и наверняка сделал много хорошего, а теперь стоит перед тобой с протянутой рукой, жальче, конечно, его. Когда ты приходишь к больницу к тяжелобольным детям, жизнь твоя делится на «до» и «после». Все твои проблемы, которые казались глобальными и неразрешимыми, просто превращаются в прах. Ничто не проблема, пока ты жив и здоров. Эти дети борются, они так любят жизнь… И они заслуживают гораздо большего, чем борзые, заплывшие жиром, пресыщенные взрослые, которых надо уговаривать съесть фуа-гра. Мне жалко всех. Я за то, чтобы мы почаще смотрели по сторонам – рядышком может оказаться кто-то, кому нужна наша помощь. Речь не обязательно идет о тысячах тысяч. Если они у тебя есть, поделись, а если нет, достаточно иногда просто поехать в детский дом, принести игрушку и пообщаться, поиграть с ребятами. Или завезти в кошачий приют десять мешков корма».
(«Новые известия», 28.12.11)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»
НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»
О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»
О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)