Илья Лагутенко: «Пока не вижу возможности как-то замедлиться»

(ПОЧЕМУ ЗАПЕЛ НА АНГЛИЙСКОМ В АЛЬБОМЕ «VLADIVOSTOK»)
«Что тут скрывать — я думаю, каждый, кто однажды решился на создание рок-группы, ставил себе целью не просто играть песни у костра, а завоевать весь мир. Здесь я не был исключением. Со временем оказалось, что это все не так просто, но, с другой стороны, не так уж и сложно. В этом году, кстати, 15-летний юбилей нашего первого официального тура, где-то в сентябре или в октябре. С одной стороны, довольно долгий срок, с другой — вроде все вот только начинается. Сейчас, наверное, пришло время. Видимо, это такой плод, который надо было дольше выращивать, чем наши альбомы на русском языке».
(КАК РАБОТАЛОСЬ В КАЛИФОРНИИ НАД АЛЬБОМОМ)
«Что касается тех американцев, которые нам помогали с записью... Мне всегда хотелось найти какого-то человека, который за меня принимал бы решения и делал всю черновую работу, но его не находилось. И теперь я понимаю, что задача музыкального продюсера быть скорее твоей второй головой, нежели чем-то совершенно противоположным. Я вряд ли открыл для себя что-то принципиально новое, просто еще раз подтвердил, что полагаться на собственную интуицию и пытаться вжиться в материал — самое главное. Вот, наверное, чем все хорошие продюсеры и отличаются: они могут добавить тебе понимания и уверенности в том, что ты делаешь. Дело не в кручении ручек и не в географическом расположении компьютера, который записывает музыку, будь он в Москве, или Нью-Йорке, или еще где-то. Дело в каких-то вот установках в человеческих головах, которые работают или не работают».
(ГДЕ СЕЙЧАС ПРОВОДИТ БОЛЬШЕ ВСЕГО ВРЕМЕНИ)
«В дороге. К сожалению для моей семьи, я действительно много времени провожу в дороге и, честно говоря, пока не вижу возможности как-то замедлиться».
(О ВЫСТУПЛЕНИИ В ГРЕНЛАНДИИ)
«Немногие группы выступали в Гренландии. Когда я там был, спросил: а вообще, тут выступал кто-нибудь когда-нибудь? Мне сказали: да, к нам приезжала группа Slade. В 1970-е. И еще одна группа не доехала — билетов не продали. Blur называется. Так что мы были второй группой, которая выступала в Гренландии. Мы продали билеты заранее, штук 50. Десять тысяч человек в столице живут, китобои. Я все это называю "музыкальный туризм", потому что самого бы не занесло, а так вроде есть оправдание, зачем туда ехать. Так что для меня это изучение мира через собственные песни. С одной стороны, это ничем не отличается от backpacking-туризма с рюкзаком за плечами, ты идешь, только, кроме этого, еще поешь песни».
(О ГАСТРОЛЯХ В КИТАЕ)
«Вот у меня есть теория, что Китай не может быть рок-н-ролльной страной по определению. Потому что в России в 1970-1980-х годах существовало рок-подполье, и люди были настолько влюблены в музыку, что они до сих пор некоторых из тех музыкантов холят и лелеют. Группы вроде Deep Purple или Nazareth могут приезжать в Россию пару раз в год, и люди будут до сих пор ностальгировать и поддерживать музыкантов. Между музыкантами и поклонниками существует поле любви друг к другу. А Китай в 1970-1980-х был настолько закрыт от пагубного влияния Запада, что рок-н-ролл туда не прошел. А когда стали страну приоткрывать, то больше ориентировались на Тайвань и Гонконг, на поп-индустрию этих стран, чем на рок-музыку. Поэтому на Rolling Stones в Китае ходят только иностранцы, которые там проживают. Это факт, о нем говорил даже Мик Джаггер, когда окончательно убедился, что рок-н-ролл в Китае отсутствует. Для меня как для человека, который изучал китайскую историю и экономику в университете, каждый такой приезд... Ну вот знаете, есть музыкальный туризм, а есть музыкальная дипломатия».
(О ВЛАДИВОСТОКЕ)
«Я там регулярно бываю. В основном, конечно, с культурными, концертными целями. То, что происходит в городе, меня очень вдохновляет. Мне претят все зубоскальства по поводу "проекта века" — моста на остров Русский, я считаю, наконец-то в этом городе хоть что-то начало происходить. Мост строят к саммиту АТЭС, но понятно, что саммит пройдет и закончится через несколько дней. Я ходил в музей Ленина в первом классе, всех школьников туда водили — смотреть на проект будущего Владивостока, которое должно было случиться в 1980-х, что ли, годах. И там уже были все эти мосты, футуристические постройки и так далее. Ничего этого тогда не случилось. И у дальневосточников всегда было такое чувство — нас все равно всех обдурят и ничего не произойдет, все планы и фантазии останутся только в разговорах. А сейчас наконец-то эти планы превращаются во что-то конкретное. Мне кажется, и смена политической власти на Дальнем Востоке, и приход нового губернатора — это долгожданные положительные изменения. Считаю, что Владивосток сейчас, может быть, самое удобное место во всей стране, чтобы что-то сделать заново, хорошо и правильно. И то, что там построили новый Дальневосточный федеральный университет и новый аэропорт, который собираются сделать безвизовым для иностранцев, я считаю, что это очень правильные решения, которые действительно смогут не только поставить город на мировую карту, но и дать людям надежду, работу».
(О ПРОЕКТЕ ЗАПИСИ КОЛЫБЕЛЬНЫХ ПЕСЕН)
«Я не могу пока найти способа правильно издать эти колыбельные. Они существуют, и я считаю, что это очень интересный проект. Но пока на все не хватает времени. У нас сейчас вышел один альбом, мы уже записываем другой, в финальной стадии издание так называемой "Тигрокниги" (Лагутенко — представитель России в Международной коалиции по защите тигров.— Прим.ред.). Это такая серия, которая написана мной и воплощена в жизнь группой энтузиастов, где я рассказываю о тиграх для детей, подростков и взрослых в доступной манере. Так что колыбельные подождут».
(О СТЕРЕОТИПАХ О РОССИИ)
«Ой, стереотипы есть везде. Все русские уверены, что все американцы очень толстые, едят только гамбургеры и ничего не знают. Приезжаешь — где в зале хоть один толстый? Я проехал Америку, мы дали около 80 концертов в разных точках США, это такая же разнообразная страна, как Россия. Но есть, наверное, все-таки какая-то карма, поэтому играть рок-н-ролл в России чуть-чуть сложнее, чем в Америке».
(МОЖНО ЛИ СТАТЬ ЗНАМЕНИТЫМ НА ВСЮ СТРАНУ, ЖИВЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ МОСКВЫ)
«Я много езжу по стране и, когда встречаюсь с местными радиослужбами, спрашиваю: почему, например, в Сибири вы не ставите местных музыкантов? Ну нам же Москва говорит, что делать, отвечают они. Какая вам разница? Москва там, а вы тут. Вы ушли с этой радиостанции, больше в этом городе работать некому, это специфический бизнес. Вы можете делать, что хотите. И они потихоньку начинают понимать, что это возможно. Я думаю, что дело в региональной нишевой поддержке, в коммуникации слушателей и артистов. Понятно, что у нас доминирует телевидение, но правда, которую признают все наши деятели медиа-холдингов, заключается в том, что, сколько ты ни показывай по телевизору и ни крути по радио какую-нибудь девушку, зрительный зал потом соберет другой артист. Телевизор перестает быть помощником музыканта».
(«Огонек», 15.05.12)
Дима Билан: «Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой»

НЕ ПОЖАЛЕЛ ЛИ, ЧТО СТАЛ УЧАСТВОВАТЬ В ПРОЕКТЕ «ГОЛОС»
- Нет! Но в эмоциональном плане здесь, конечно, очень тяжело. От привязанности к людям, от того, что нужно брать на себя ответственность и принимать решение, которое обсуждает потом вся страна. Это ад! Я думаю, что если участник мудрый и умный, то, уходя, он сделает для себя правильный вывод. И будет стараться сделать себя лучше, пытаться исправить ошибки, но не будет обвинять наставника. Признаюсь, у меня даже сон нарушился от переживаний. Порой мне снится, что кто-то из наставников придумал какую-то сумасшедшую вещь. Я просыпаюсь от страха, что ничего не придумал или что у меня что-то не получилось.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАЕТ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Стараюсь оценивать не только по голосу, но также по энергетике и по тому, что из себя представляет человек. Артист не сможет стать популярным, если он внутри пустой.
СПОРИТ ЛИ С УЧЕНИКАМИ?
- Бывает, что я уговариваю спеть их какую-то определенную песню. А так я им всегда говорю: меня имеют в Интернете, а я имею вас! Но все равно общение происходит на дружеской ноте...
РУГАЕТСЯ ЛИ С НАСТАВНИКАМИ?
- Многое остается за кадром, например, споры с Градским. Недавно он не очень хорошо высказался обо мне. Если бы это случилось лет шесть назад, я бы, наверное, сильно переживал. Но сейчас... Думаю, мы как-нибудь вырулим эту ситуацию.
ПОЧЕМУ ГРАДСКИЙ СКАЗАЛ, ЧТО ОН ПОЕТ СЛАБЕЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ?
- Александр Борисович старше, ему кажется, что он мог себе такое позволить. Я считаю это неправильным. Но я не стал вступать с ним в полемику, а оставил это все на его совести. Я его, безусловно, уважаю, но подобные вещи не должны происходить!
НЕ БОИТСЯ ЛИ ВЫРАСТИТЬ КОНКУРЕНТОВ?
- Любой мудрый артист понимает, что ничего в жизни не дается просто так. И со временем любая самая новая звезда все равно станет бывалой, так скажем...
ЧТО ЖДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ШОУ?
- В Британии благодаря подобному проекту два человека стали поп-идолами. Поэтому и у нас большую звезду ждать нужно.
(Life Showbiz, 19.12.12)
Валерий Леонтьев: «Шкафы меня буквально выживают из квартиры»

О КАРАОКЕ-КЛУБАХ
- Был у меня горький опыт. Как-то на гастролях хозяева караоке-клуба пригласили меня поужинать. Конечно, я не смог удержаться и попытался спеть одну из своих песен. Уже не помню, то ли это была «Ярмарка», то ли «Куда уехал цирк». В результате я забыл слова, и караоке поставило мне «тройку». Больше я таких попыток не повторял.
ОБ ИТОГАХ 2012 ГОДА
- Это был так называемый юбилейный год. При всей моей нелюбви к слову «юбилей» 40 лет на сцене такая цифра, от которой не отвертишься. Пришлось делать программу и ехать в юбилейный тур. Как раз сейчас со своим шоу я нахожусь в Киеве. К тому же выпустил диск — видео этого концерта под названием «Художник». В общем, год очень насыщенный, трудный, и я жду не дождусь, когда он наконец закончится. От будущего года жду, чтобы он был не хуже, чем уходящий.
ВЕРИТ ЛИ В КОНЕЦ СВЕТА?
- Я вам приведу простой пример. По телевизору 24 часа в сутки идет реклама: «Наступает конец света! Но вы еще успеете покататься на автомобиле своей мечты». Вот вам и ответ. Это не конец света, а хороший бизнес-проект. А еще говорят: «В Россию конец света не придет, он из нее выйдет».
ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?
- Мудрецы уже головы себе разбили, пытаясь расшифровать и дать объяснение этому феноменальному человеческому чувству. Но, по-моему, ответ, который бы устроил всех, так и не найден. Боюсь, и я принадлежу к числу людей, которые безуспешно искали ответ на этот вопрос. Думаю, объяснение этому чувству рождается внутри каждого человека. Надо просто прислушиваться к себе.
О СВОЕМ ПЕРВОМ КОНЦЕРТЕ
- Мой первый концерт в статусе профессионала был в деревне Лойма Коми АССР. Мороз стоял лютый, градусов 40. Клуб располагался в здании церкви. Помню, чтобы хоть как-то согреться, мы сначала раскопали дрова, сбили с них лед, потом затопили в церкви печки, которые в результате задымили все здание. Пришлось проветривать, вымораживать и снова топить. Я этот концерт никогда не забуду. Холод стоял жуткий, пришли, наверное, человек сорок. Но это была моя победа! Несмотря на страшный холод, я был одет во что-то экзотическое, уже тогда терпеть не мог строгих концертных костюмов.
О НОВЫХ ПЕСНЯХ
- У меня сейчас огромная проблема с репертуаром. Нет ничего достойного, во что бы можно было вложить силы и энергию. Несколько новых песен, которые появились буквально на днях, — единственное, что удалось накопать из огромного вороха материала практически за целый год.
О ВЕЩАХ
- Признаюсь, шкафы меня буквально выживают из квартиры. Я уже и на аукционах вещи продавал, раздаривал их, даже сжигал. Помню, как-то на даче устроил огромное кострище из старых фотографий, костюмов, обуви. За один раз спалил все 70-е годы. А любимые костюмы те, что появились недавно. На самом деле мне совершенно неважно, выгляжу я модно или нет. Одеваюсь по настроению, лишь какие-то элементы подсказывают модные дизайнеры. Например, сейчас у меня появилась тяга к комбинезонам. Началась такая эпоха комбинезонов.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО САМ ШИЛ СЕБЕ ОДЕЖДУ?
- Это было очень давно, в середине 70-х. Я не мог выходить на сцену в том, что мне предписывалось,- костюме и галстуке, поэтому начал придумывать наряды сам. Правда, никто не брался шить то, что я рисовал. Пришлось самому освоить элементы кроя. Довольно успешно этим занимался. Пять лет ковырялся с выкройками, нитками и лекалами. Лишь в 1980 году у меня появился художник, который стал все мне придумывать. С тех пор я не брал в руки иголку и нитку.
ПРАВДА ЛИ, ЧТО РАЗВОДИТСЯ С ЖЕНОЙ?
- Неправда! Придумал все это какой-то дурак, чтобы увеличить тираж «желтой» прессы. Остальные подхватили. У нас с Люсей все в порядке. Новый год, как обычно, отпразднуем вместе в нашем доме в Майами.
ЧТО ЕГО МОЖЕТ РАССТРОИТЬ ИЛИ РАЗОЗЛИТЬ?
- Ответ мой очень прост, причина может быть только одна — глупость! Это самое страшное для меня качество в человеке. К сожалению, с ним я сталкиваюсь довольно часто.
О ТАТУИРОВКАХ
- Просто однажды я почувствовал, что мне это нужно и сделал первое тату. Это было ровно двадцать лет назад. Охоту не отбил и поэтому позже сделал себе еще и еще. В конце концов их теперь восемь штук, причем на разных местах моего тела. Время шло, мода менялась. Вначале были изображения животных, потом орнаменты, иероглифы. Когда я понял, что превращаюсь в лоскутное одеяло, решил соединить все татуировки некой эстетикой рисунка, которая бы закрыла все мое разностилье. Теперь у меня одна большая татуировка, которая начинается от пяток и заканчивается у затылка.
ОБ ОТНОШЕНИЯХ С ЛАЙМОЙ ВАЙКУЛЕ
- Мы никогда не были с Лаймой дружны, поскольку дружба предполагает совместное времяпрепровождение. У артистов просто такой возможности нет. Мы с Лаймой в приятельских отношениях, не более того. Когда встречаемся где-нибудь на гастролях или на телевидении, здороваемся, смеемся, хихикаем и... разъезжаемся в разные стороны. Однажды у нас с Лаймой был действительно удачный дуэт. Мы с ней сходились тембрально, по фактуре и даже по движениям. Но дуэт — это уникальный живой организм, который найти и сохранить очень тяжело. А нынешнюю тенденцию, когда двух известных артистов «сливают в один стакан», делая дуэты, я не приветствую. Не знаю, с кем бы я сегодня мог вместе спеть. Наверное, такого исполнителя нет.
КТО СЛЕДИТ ЗА ЕГО ПИТАНИЕМ И ДИЕТОЙ?
- Никто за мной не следит, а диета у меня одна: закрыть рот! Я никогда не придерживался никаких норм. Уезжая на гастроли, питаюсь в гостинице, в которой живу. Бывая в Киеве, всегда останавливаюсь у своих старинных друзей Вали и Коли. Они невероятно хлебосольны.
КАК ВОССТАНАВЛИВАЕТСЯ ПОСЛЕ РАБОТЫ?
- Лежа. Укладываюсь на диван с книгой или смотрю кино и наливаю себе в бокал сухое вино. Не люблю слушать музыку, когда отдыхаю. Увы, по жизни мне приходится слушать столько бездарной музыки, которую мне присылают, что я от нее страшно устаю. Теперь для меня тишина — лучшая из композиций.
О ПОДДЕРЖАНИИ ФОРМЫ
- Единственная моя нагрузка — это сорок минут тренировки в любом месте, где бы я не находился. В свое время купил два ремня (американская система), которые крепятся за любую дверь. С их помощью можно работать с собственным весом. Это то же самое, что возить с собой 40 килограммов гантелей. У меня есть определенная система упражнений, которую выполняю каждый день. Без этого я уже давно оплыл бы. Все-таки возраст уничтожает упругость тела.
О ЛЮБИМЫХ МЕСТАХ ОТДЫХА
- Мне кажется, что в прежней жизни я был островным жителем. Всегда хочется на острова, даже летом, когда очень жарко. Я уже был на Гавайях, Виргинских островах, Майорке, Мальдивах, Канарах. Теперь прицеливаюсь на Сейшелы. С каждого острова привожу какую-нибудь безделушку. Кстати, вот вам и коллекция: я собираю острова...
(«Факты и комментарии», 17.12.12)
Хелависа («Мельница»): «У нас будет сказка!»

О ПРЕДСТОЯЩИХ РОЖДЕСТВЕНСКИХ КОНЦЕРТАХ
— Мы готовим к Рождеству именно акустический сет, он будет очень красивый, будет звучать акустическая арфа. Еще у нас будет сюрприз. Я сейчас на связи с замечательной женщиной — художественным руководителем детского ансамбля гусляров. У нас будет 6 маленьких детей с гуслями. Мне кажется, что это будет красиво, когда на сцене стоит одна большая кельтская арфа и вокруг 6 маленьких гуселек. Этот колокольчиковый звон инструментов — очень волшебный рождественский звук. У нас будет сказка!
А когда еще можно сделать что-то волшебное, как не на Рождество? Поэтому мы каждый год и стараемся. И еще одна завлекалочка — мы выпускаем рождественский мини-альбом. Он состоит из 5 песен, на этой неделе у нас заканчивается запись, все треки прописаны, наступает момент сведения, дизайнер уже рисует эскиз обложки. Мини-альбом называется «Радость моя».
О ПРАЗДНИКАХ
- Новый год для моих детей — всегда два, а то и три праздника. Мои дочки еще крошечки, старшей — 4 года, младшей — полтора. Поскольку мы всегда едем на католическое Рождество в Ирландию к родственникам мужа, так как дети — католики. Мы идем к мессе, причем старшенькая Нина почему-то чрезвычайно набожна, она мне рассказывает, как за ней следит Дева Мария, приходит к ней в снах и помогает. Потом к Новому году мы приезжаем в Россию, соответственно, традиционный Новый год с апельсинами под елочкой происходит здесь, и православное Рождество мы тоже празднуем.
ЧТО ПРИГОТОВИТ К СТОЛУ НА НОВЫЙ ГОД?
— Мы запекаем обычно свиной окорок с чесноком в духовке. Фаршируем икрой вареные яйца, делаем «селедку под шубой», печем пирожки, вернее, как любая семья с корнями в Краснодаре, жарим пирожки на сковородке. У родственников мужа это естественно рождественская индейка.
О ПОДАРКАХ
— У меня бывают совершенно прекрасные подарки. Муж дарил мне и кобыле седло на Новый год. У нас всегда с мужем такие подарки: на день рождения — горнолыжные ботинки, на Новый год — седло. Лучший подарок был от мужа на Новый год 5 лет назад — билет бизнес-класса, чтобы лететь вместе с ним в Новую Зеландию на две недели. Ему предстояло лететь по работе, и он решил взять меня с собой. Это было здорово.
КАК УДАЕТСЯ СОВМЕЩАТЬ НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ, МУЗЫКУ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ?
— Когда я защищала кандидатскую диссертацию, у меня еще не было мужа, и рожать детей было не от кого. Но мои родители поженились сразу после того, как закончили университет. Они оба писали и защищали кандидатские диссертации, когда уже была я, и ничего, справились. Мне кажется, что в данном случае не должно быть вообще никакой корреляции. Если хочется детей, пусть будут дети. Если хочется кандидатскую, ее всегда можно сделать, у нас прекрасное законодательство о декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. Это все можно сделать. У меня есть подруга, у нее двое маленьких сыновей, и она защитила кандидатскую вскоре после рождения младшего сына, писала ее всю беременность и защитила, когда ребенок был совсем маленьким.
Я всегда, когда приезжаю с гастролей, обязательно выделяю себе1-2 полностью свободных дня, чтобы побыть с детьми, погулять, съездить в парк им. Горького, сходить со старшенькой в Детский музыкальный театр. Я достаточно внимательная мама, которая следит за тем, что дети делают. Я помню интервью в журнале с Волочковой, которая родила дочку и поехала тут же по гастролям. Там была фраза, которая меня совершенно потрясла: «Я приезжаю с гастролей, а они мне говорят, что Ариша уже ходит». Это так грустно! Такая хорошая девочка. Там была фотография девочки с безумно грустными глазами. Я стараюсь делать все, чтобы у моих детей не было грустных глаз.
О СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
— Сейчас мне кажется, что единственный шанс избежать развала, это увеличение количества частных школ, которые занимаются либо по индивидуальным модулям, либо поднимают хорошо сделанные советские учебники, по которым учились и мы. Плюс Homeschooling, экстернат и гибкие программы, потому что то, что сейчас происходит в государственных школах, — новые системы, новые программы, новые придумки и подготовка к ЕГЭ, который я вообще считаю архизлом — это ужасно. Я не собираюсь своих детей отдавать в нынешние российские школы, если только это не вариант экстерната или не вариант частной школы со специфической программой.
О СВОЕМ УВЛЕЧЕНИИ ЛОШАДЬМИ
— Как только выдается свободное время и свободна моя тренер, мы тут же едем на конюшни, где стоит моя кобыла. Она мне очень много дает. Даже если бывает перерыв в месяц, она все равно невероятно много мне дает, потому что животное очень славное, она очень меня любит, и я ее люблю. Она очень ласковая, умная, талантливая лошадь. С ней приятно заниматься. И вообще лошадь — это волшебное животное, они невероятно красивые, невероятно теплые в буквальном смысле, поскольку температура тела у лошади 38°. Даже если ты приехал на конюшню больной, с насморком, ты обнимаешь лошадь, нюхаешь ее, греешься об нее, и лошадь тебя лечит.
(«Аргументы и факты», 13.12.12)