Алексей Козин, Navigator Records: «Многие лейблы у нас просто отвыкли работать»

О НОВОМ ПОКОЛЕНИИ МУЗЫКАНТОВ
— Новое поколение музыкантов не так глупо, как предыдущее. Они умнее, самостоятельнее и каким-то инструментарием, связанным с продакшеном и маркетингом, порой владеют даже лучше, чем представители индустрии. Скажем, сейчас если группа происходит из Москвы, Питера или культурного центра, где есть хоть какая-то инфраструктура, то они уже находятся в тусовке, уже имеют представление о том, как работают клубы, какую промо-кампанию можно сделать под концерт, уже имеют опыт самостоятельного издания альбомов или студийной работы.
15 лет назад основное заблуждение касательно рекорд-индустрии звучало так: берется группа с улицы, подписывается на контракт — и дальше с ней происходит все сразу и быстро, поэтому все мечтали о контракте. Сегодня о контракте никто не мечтает. Сейчас молодые музыканты считают: «Эти рекорд-компании мне на фиг не нужны». И тоже заблуждаются.
ДЛЯ ЧЕГО НЫНЕШНИМ МУЗЫКАНТАМ НУЖНА РЕКОРД-КОМПАНИЯ?
— Вот это ключевой вопрос: для чего? Например, для того чтобы играть по клубам, окучивать то сообщество поклонников, которое уже есть, вариться в собственном соку — для этого лейбл действительно не нужен. Сейчас про это уже мало кто вспомнит, но первым российским артистом, который начал все полностью делать сам, была Ольга Арефьева и ее группа «Регги-Ковчег». Они сами пластинки печатали еще 15 лет назад, продавали их только на концерте и отказались от контракта с «Райс Лис'С», тогдашним мейджором. Тогда это был действительно поступок, потому что в то время ролик невозможно было снять на фотокамеру, это стоило десятки тысяч долларов, а контракт с «Райсом» был гарантией того, что твой клип и песни будут эфириться как «Агата Кристи». Так что самостоятельность не молодые придумали.
Звездой можно и без рекорд-компании стать. Раньше лейбл был безусловными воротами в некий мир, в который никак по-другому не зайдешь. Ты не мог без рекорд-компании прийти на Западе в нормальную студию не только потому, что это стоило серьезных денег, но и потому, что хорошие студии всегда в качестве клиента выбирали скорее лейбл. Это было своего рода гарантией, что работа не будет сделана в стол, что она будет издана, «заэфирена». Если у тебя не было гарантии, контракта, то у тебя практически не было шанса звучать на радио и ТВ. Но у нас в России этого мира по-настоящему никогда не было. В эпоху физического носителя рекорд-компании были в первую очередь возможностью оказаться с альбомом на прилавке (музыкальная дистрибуция), а также возможностью получить эфиры и поддержку медиа. Сейчас все стало еще проще — дистрибуция еле дышит, телика почти не осталось, клипы живут в YouTube, которым никто не управляет: хочешь — пожалуйста, делай канал, размещай, делай страничку в социальной сети, выкладывай записи. Музыку мало кто покупает, все качают бесплатно, но традиционные медиа по-прежнему остаются консервативными. Самое главное для музыки сейчас — это радио. Если ты без лейбла, независим, то дорога в радиоэфир практически заказана.
Потому что редактора или программного директора, который отбирает песни для радиоэфира, в большей степени интересует помимо самой песни, что будет происходить с артистом дальше, будет ли он расти или не будет, если песня выстрелит. Редактор станции рискует эфиром, а лейбл дает ему гарантию того, что артист будет продолжать развиваться и будет продолжаться работа с другими медиа, в первую очередь с радиостанциями-конкурентами. Если, конечно, это не случай безусловного хита, но за год таких песен бывает не больше десятка (как русских, так и западных).
ЧТО ПОЛУЧИЛ «МУМИЙ ТРОЛЛЬ», ВЫПУСТИВ НА «НАВИГАТОРЕ» ПЛАСТИНКУ « SOS МАТРОСУ»?
— Во-первых, само издание и его дистрибуцию — это сложное, уникальное исполнение, там было достаточно работы с упаковкой. Это миф, что люди перестали покупать музыку на дисках. На нас также была часть работы, связанная с медиа.
Но ты ее можешь вовремя или не вовремя доставить в магазин. Ты можешь ее плохо или хорошо напечатать. Радиостанции ее могут не заметить и не включить песню в эфир. У тебя может быть удачная или неудачная промо-кампания. Например, могу сказать, что сингл с «SOS Матросу» звучал в эфире «Русского радио», да и вообще альбом поддерживало «Русское радио». А это радиостанция номер один в России. Все плюются в сторону «Русского радио», но я при этом не знаю ни одного артиста, который бы отказался от ротации на этой станции.
О КАБАЛЬНЫХ КОНТРАКТАХ
— Контракт — это живая материя. Самое главное в нем то, что рано или поздно он заканчивается. Люди не смогут работать вместе, если они не будут понимать друг друга и не будут хотеть работать друг с другом. Если артист и лейбл что-то делают совместно, у одного и другого есть представление, успешно ли это, дает ли это, в конце концов, ему экономическую выгоду.
На мой взгляд, проблема в том, что сегодня лейблы практически ничего не вкладывают в музыку — в студийную запись, в съемки видео. Им подчас не с чего вкладывать. Раньше лицензирование прав и продажи дисков давали серьезные заработки. Например, «Звери» отбили студийную запись и съемки нескольких видео с релиза первого альбома. Концерты еще не начались, а заработанных денег уже хватило на то, чтобы открыть инвестирование в запись второй пластинки. Сейчас другая ситуация: продажа музыки на физических носителях сократилась глобально, лицензирование прав тоже не дает особого дохода. То, что музыка в рекламе дает стабильный доход, — это тоже миф. «Навигатор» имеет не так много рекламных контрактов. Студийные расходы между тем не стали меньше, сегодня запись стоит столько же, сколько стоила несколько лет назад. Необходимо, чтобы рекорд-компании начали снова вкладываться в музыку хоть немного. Вот в кино — пожалуйста, есть вложения — есть движение, хотя 90 процентов продукта — шлак, который нельзя смотреть. На Украине гораздо больше музыки производят, потому что на вложенный рубль можно в три раза больше произвести, чем здесь. Там все гораздо дешевле, притом ты получаешь качество. Думаю, что в нашей поп-индустрии процентов пятьдесят материала, если не больше, произведено на Украине. Многие лейблы у нас просто отвыкли работать.
О ГРУППЕ «АНИМАЦИЯ»
— Они заявились очень крепко. У них есть большая песня — это «Родина». К ним можно по-разному относиться. Жанр, в котором они работают, — русский рок — это жанр, понятный определенной и немаленькой аудитории. Основным рупором этой аудитории является «Наше радио». Критики не любят русский рок, как правило.
Если говорить о жанре, то русский рок с точки зрения критика — это вообще собрание одних штампов, далеко не самых впечатляющих. По-настоящему выдающиеся имена в этом жанре были лет 10—15 назад, как и лучшие альбомы. Но тем не менее есть популярный жанр, есть радиостанция. «Родина» — едва ли не самый заметный трек из того, что было в эфире «Нашего радио» за год.
Думаю, что у них потенциал больше, потому что всегда показателем является материал. Делает ли музыкант с каждой песней шаг вперед или он повторяется. То, как сейчас работает «АнимациЯ», вызывает уважение. Мне есть с чем сравнивать, потому что я работал с «Пилотом» как издатель. Если у артиста берут новую песню для следующего эфира — это хорошо. Если у тебя таких песен на пластинке не одна, а несколько — это отлично. Если у тебя по одному месяцу концертный график — 2 города, по другому — 5, а по следующему — 7, это хорошо. Это показатели того, что есть точки роста. Задача компании — правильно нащупать эти точки и правильно это реализовать.
(Денис Бояринов, colta.ru, 28.04.14)
Рецензия на сингл HammAli & Navai «Оттепель»: Пантомима с гильотиной

2025, Lotus Music, under exclusive license to Ovokacho
Оценка: 7 из 10.
Разгадав однажды секрет хита, HammAli & Navai решили придерживаться этой тактики. Практически все их новинки построены по известной схеме: лирический куплет Navai, припев Navai, суровый куплет HammAli, припев HammAli, совместный припев. Иногда с припева песня начинается, как «Оттепель». Припев должен быть достаточно нежным и мелодичным («знаешь, на душе моей уже весна-оттепель, ты была моей родной, для тебя я кто теперь»), речитативный кусок заявляет какую-то проблему в поведении влюблённых или экс-влюблённых («пока ты зависаешь в випках ресторанов, кафе-барах и в квартирах, из которых я тебя вечно забирал»), а низкий голос HammAli добавляет контраста и неоднозначности («я причинял тебе несчастье, я по ходу в этом мастер, я всё хочу переписать - дайте срочно ластик»).
Желающие могут попробовать разобраться, поют ли артисты от лица одного лирического героя или у них там какой-то сложный треугольник. По крайней мере Navai скорее осуждает девушку, которая где-то там зависает, а HammAli больше сам извиняется за «причинённое несчастье». В общем, как пишут в статусах соцсетей, «всё сложно». Вероятно, песня написана просто для настроения, а не для того, чтобы её текст подвергали какому-то анализу. Припев довольно цепляющий, брутальное пение HammAli в наличии – что ещё нужно, чтобы трек в такой комплектации стал хитом?
И всё же «Оттепель», судя по отсутствию её в чартах, слушателям не очень «зашла» - наверно, они предпочитают переслушать «Птичку» или «Прятки». А её текст местами озадачивает, и это не просто набор слов, иначе там не использовались бы такие сложные образы, как пантомима и гильотина. В одном случае он применён весьма уместно: «Ты как гильотина, и я готов пройти на смерть, лишиться головы своей, но нам пора взрослеть». Во втором – на редкость неудачно: «Наши отношения словно пантомима, ты вечно стреляешь в меня, но все пули летят мимо». Ответ на вопрос, почему пантомима в песне ассоциируется с расстрелом, видимо, следует искать в книге «12 стульев», эпизод с Никифором Ляписом и «стремительным домкратом».
Алексей Мажаев, «ИнтерМедиа»
Премию BraVo вручат в седьмой раз

VII церемония вручения Международной профессиональной музыкальной премии BraVo состоится 15 апреля 2025 года на Исторической сцене Большого театра. В этом году церемония вручения золотых статуэток BraVo пройдет в рамках 25-летнего юбилея радио Monte Carlo, являющегося организатором Премии.
BraVo – уникальное событие и для музыкального сообщества, и для светского общества. Из года в год церемония объединяет участников со всего мира, от Бразилии до Китая, от ЮАР до Сербии, подтверждая статус Москвы как центра мировой культуры. На легендарную сцену Большого театра выходят выдающиеся исполнители как классической, так и традиционной национальной музыки из стран СНГ, Азии, Ближнего Востока, Европы, Африки и Южной Америки.
В этом году зрителей вновь ждет масштабное музыкальное событие. По традиции свои страны представят самые яркие артисты оперы, балета, и исполнители классической музыки.
В ближайшее время радиостанция раскроет первые секреты подготовки к торжественной церемонии и объявит имена звёздных участников.
Рецензия на сингл «Эфир» группы “Дайте танк”

2025, “Дайте танк”.
Оценка: 7 из 10.
После продолжительной паузы группа «Дайте танк» вновь радует слушателей, выпуская уже второй сингл в 2025 году — «Эфир». Как и предыдущий релиз «Логика», трек выделяется минималистичной обложкой и единой музыкально-визуальной стилистикой, что, возможно, намекает на скорый выход полноценного альбома.
«Эфир» мгновенно погружает в фирменное звучание «Дайте танк», узнаваемое благодаря эмоциональной, живой подаче. Песня отличается продуманной сюжетной структурой и выразительным нарративом, но обрамлена более мягким, спокойным и размеренным звучанием. Основная идея удивительно проста и легко считывается: жизнь быстротечна и состоит из мимолетных, часто незаметных моментов. Погружаясь в повседневную рутину, глобальные цели и масштабные планы, мы рискуем упустить самые важные мгновения.
Особого внимания заслуживает аутро песни. «Это прямой эфир»: здесь нет возможности перемотать или нажать на паузу — каждый момент уникален и неповторим. По мере повествования (еще одной отличительной черты песен группы “Дайте танк”) лирический герой все более ярко и остро смещает фокус с рабочих дел и привычной суеты на спонтанные, на первый взгляд незначительные детали: забытые сигареты, намокшую подошву, прогулку по парку. В этих мелочах он находит подлинные, искренние переживания и ощущение жизни: «Вместо дел я кое-что по-настоящему успел».
Анжелика Ковалёва, “ИнтерМедиа”