«Царская невеста» Михайловского театра – апофеоз гротеска
Опера «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова в постановке Михайловского театра (Санкт-Петербург) была представлена на Новой сцене Большого театра в рамках фестиваля «Золотая маска» 17 марта 2015 года. Музыкальный руководитель и дирижер – Михаил Татарников, режиссер-постановщик – Андрей Могучий, художник-постановщик – Максим Исаев. Главные партии исполнили Светлана Мончак (Марфа), Александр Кузнецов (Грязной), Ирина Шишкова (Любаша), Евгений Ахмедов (Лыков), Олег Балашов (Бомелий), Карен Акопов (Собакин) и др. Постановка претендует на премию «Золотая маска» в номинациях «Лучший спектакль в опере», «Лучшая работа режиссера в опере» и «Лучшая работа художника в музыкальном театре».
Глава БДТ имени Г.А.Товстоногова Андрей Могучий не впервые обратился к оперному жанру. Прежде он ставил «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского с труппой Мариинского театра в рамках Пасхального фестиваля и работал над оперой «Якоб Ленц» Вольфганга Рима. Взявшись за «Царскую невесту», Могучий намеренно отказался и от линии традиционализма, и от актуализации сюжета, нередко вынуждающей театральных деятелей перекраивать авторский текст. Постановщики «Царской невесты», по их собственному признанию, отнеслись к партитуре максимально бережно с намерением создать вневременной спектакль о людях вообще и о любви в частности. Им на помощь в этом деле пришла разнообразная символика, разгадывая которую зритель проводит набольшую часть времени, но самым ярким художественным средством стал гротеск.
Стремясь к изображению «вневременного», художник Максим Исаев не отказался от этнографических деталей в костюмах и сценографии, перемешав приметы разных эпох. Детский хор он облачил в боярские шубы и стеганые кафтаны (не обошлось и без забавных приклеенных бород), затем – в крестьянские сарафаны, штаны и косоворотки. Все основные действующие лица впервые появляются на сцене в деревянных полых истуканах, передвигающихся на колесиках. Деревянное зодчество представлено в спектакле широко: наряду с упомянутыми идолами, это и скульптуры собак в доме Грязного, и табуретки с надписью «Царь», и многочисленные лестницы в руках хористов, и исполинская рыбина на заднике, и нарукавные знаки отличия опричников, и положенные им собачьи головы на животах. В то же время главные герои одеты в темные современные одежды, из которых выделяется легкое белое платьице Марфы, красный шарф Лыкова и красный кожаный плащ Любаши. Мужской и женский хор, соблюдая строгий офисный дресс-код (серые костюмы-двойки), помахивает красными гвоздиками в лучших традициях советских демонстраций.
Особую роль играют в спектакле появляющиеся уже во время увертюры 11 невест, выступающие то и дело как тени-призраки, и образ невесты – живой и одновременно мертвой – обрамляет спектакль. Постоянно напоминая о ядовитом порошке, сгубившем Марфу, главные герои время от времени рассыпают что-то вокруг себя – то ли песок, то ли опилки. Гротесковым заимствованием из сериалов с маркировкой закадрового смеха и других реакций несообразительной толпы становятся многочисленные гигантские «титры», проносимые статистами в нужный момент действия, вызывая смех и ропот в зале. Так, когда Собакин просит принести мед, появляются «МЕД» и «ЧАРОЧКИ»; когда Грязной подсыпает порошок в кубок Марфе, появляется «ЗЕЛЬЕ». Вот на небе пролетают «ЖУРАВЛИ», а вот восходит «СОЛНЫШКО». В сцене величания жениха и невесты (Марфы и Лыкова) проносятся «ЛАСКА», «СЧАСТЬЕ», «СОВЕТ ДА ЛЮБОВЬ» и т.д. В кульминации этой сцены слово «ЛЮБОВЬ» на заднике загорается лампочками, и светящийся такими же лампочками пиджак Лыкова, украшенная цветами стремянка, на которой стоят влюбленные, и полыхающий видеоцветами подиум доводят линию гротеска до апофеоза, обнажая главную идею оперы: человеческое счастье ничтожно и смехотворно перед непреодолимым злом. Оригинальным образом решена и сцена, в которой Грязной убивает Любашу: со словами «Так на ж тебе» вместо удара кинжалом он награждает опостылевшую пассию поцелуем, от которого та падает замертво. Перед финальным занавесом обезумевшая Марфа надевает на мертвую Любашу свою фату.
Татьяна Давыдова, InterMedia
Юбилейный концерт «Алисы» покажет «Рен-ТВ» в день рождения Константина Кинчева
Концерт группы «Алиса» покажет телеканал «Рен-ТВ» в день рождения ее лидера Константина Кинчева 25 декабря 2024 года. В основу телеверсии ляжет выступление «Алисы» в честь 40-летия команды в ДС «Юбилейный» Санкт-Петербурга осенью 2023 года. Тогда коллектив сыграл 25 песен из всех периодов творчества. В этот же день группа «Алиса» даст концерт в столичном ДК Горбунова.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, релиз нового альбома группы «Алисы» «Гойда» состоялся 1 сентября 2024 года. В 23-ю студийную пластинку коллектива вошли 16 треков.
Эфир в 23.30.
Валерия выпустит первую песню с нового альбома уже в январе
Певица Валерия приняла участие в музыкальном марафоне радиостанции «Юмор FM» и своей песней «Маленький самолет» открыла второй в этом году финал суперигры «Миллион за улыбку». В живом исполнении также прозвучала песня «Ты свободна», которую артистка спела в дуэте с Мишей Марвиным.
В кулуарах певица рассказала, чем ей запомнился уходящий год и какие планы на будущий. Валерия отметила, что2024 год – был очень плодотворным и это не только ее личные внутренние ощущения. Большой отклик получили шоу «Трибьют Валерии» с участием потрясающих артистов, новый трек «Таро» и дуэт с Мишей Марвиным. Но главное – это грядущий альбом.
- Для меня это самое важное, – поделилась Валерия. – Альбомы я не выпускала 6 лет. Он выйдет только в следующем году. 25 января мы откроем первую песню, потом вторую и так далее. Мне кажется, что там я другая, и я там ощущаю музыку иначе. Для меня это какой-то совершенно новый этап. Казалось бы, зачем? Можно этого и не делать. Мне самой безумно было интересно. Я окунулась в совершенно новую музыкальную атмосферу. И я очень надеюсь, что этот альбом придется по душе.
Успех LP из 14 новых композиций, – главное желание артистки. Все ее стремления нацелены сейчас на новый проект. Но на этом она не собирается останавливаться.
- Это какой-то совершенно особенный период, который я хочу прожить вместе со слушателями, – отметила певица. – И, конечно, я планирую расти, я буду продолжать работать над собой. Мне безумно нравится сам процесс. Это бесконечно увлекательно. И это я желаю себе, чтобы мне продолжало хватать организованности, целеустремленности, чтобы никогда в жизни, не дай Бог, не наступила апатия.
Праздничную атмосферу в студии также создавали Денис Клявер, Burito, Vavan & Galibri, Алексей Воробьев, Митя Фомин, «Мохито», а провели марафон хорошего настроения Антон Бурный и Ольга Мажара, известные по «Шутки Шоу». Артисты желали всем счастья, везенья и поздравляли с приближающимся Новым годом.
- Улыбайтесь чаще, потому что улыбка делает нашу жизнь легче, приятнее. Тем более когда на «Юмор FM» есть такой прекрасный проект, – посоветовала Валерия.
Дима Билан объявил кризис в музыке нехваткой большой формы
Дима Билан заявил о перенасыщенности современного музыкального эфира. По его мнению, нынешнему слушателю не хватает песен большой формы.
- Предложений сейчас масса, миллионы, и артистов тоже становится много. Как будто бы сейчас перенасыщен эфир музыкальной информацией, может быть, это мой субъективный взгляд, конечно, но, мне кажется, что не хватает песен большой формы, - сказал Дима Билан ТАСС.
Артист также отметил, что людей сейчас все меньше интересуют однодневные истории - музыка, которая быстро становится популярной, но и также быстро теряет свою актуальность. Несмотря на это, по словам артиста, сегодня "человек хочет радоваться, ему нужно больше яркой и драйвовой музыки", а медленная музыка с глубокими смыслами все еще не пользуется большим спросом у аудитории.
Как «ИнтерМедиа» сообщало ранее, большой сольный концерт Димы Билана состоится 14 февраля 2025 года на «Live Арене» в Москве.