Георгий Делиев: «Российский рынок мы для себя закрыли сами»
О ПЕРВОМ ВЫСТУПЛЕНИИ «МАСОК»
— Это было на сцене Одесской филармонии. Программа называлась «Белое, черное и… пестрое». В первом отделении мы выступали в бело-черных костюмах, а во втором — в ярких разноцветных. Программу нам поставил ленинградский режиссер. Мы ездили на гастроли, но, признаться, программа эта не прижилась. Нам она тоже казалась не очень интересной, и публика это, конечно, чувствовала. Мы оставили лишь несколько удачных номеров, добавили свои старые репризы и сделали концертную программу-дивертисмент. И вот тогда у нас все получилось. Гастроли по Советскому Союзу были успешными, нас показали по Центральному телевидению в программе «Вокруг смеха». И пришло признание.
О ВЯЧЕСЛАВЕ ПОЛУНИНЕ
— Это давняя история. Полунина я считаю своим учителем. Мы познакомились в Одессе в 1979 году, когда театр Вячеслава Полунина приехал к нам на гастроли. В то время я был студентом архитектурного института, но уже занимался в студии пантомимы. После одного из концертов Слава приехал к нам в студию и дал своеобразный мастер-класс. Конечно, это сильно повлияло на мое формирование. В 1982 году я закончил архитектурный факультет и поехал к Славе в Питер. Полгода занимался у него в студии «Лицедеи». И как-то Полунин предложил мне остаться у него работать. Он даже показал меня худсовету «Ленконцерта».
Мы с женой уже собрались менять квартиру в Одессе на Питер, но дело продвигалось медленно. В это же время в Одессе Боря Барский и Саша Постоленко создали ансамбль пантомимы, я получил предложение о работе в Одесской филармонии и решил никуда не уезжать. Но с Полуниным остался связан на всю жизнь. В 2004 году он позвонил мне из Парижа и предложил время от времени участвовать в его «Снежном шоу». За одиннадцать лет я сыграл практически во всех проектах Полунина, объездив с ним почти весь мир. Знаете, для меня работа со Славой как отдушина.
О ЦЕНЗУРЕ
— Сначала я использовал метод, который назывался «Белый рояль». Ставил номер — явный раздражитель для худсовета, члены которого тут же категорически требовали убрать его из программы. Я делал вид при этом, что решение дается мне с трудом, но в конце концов соглашался. Худсовет успокаивался и на все остальное уже закрывал глаза. Но если этот метод срабатывал для филармонии, то на телевидении он не проходил. Там цензура была намного сильнее. Я соглашался со всеми предложенными мне правками. Кивал головой редакторскому отделу, но в результате ничего не менял в программе «Масок». Весь фокус был в том, что мне давали допуск в эфирную зону — место, где, собственно, программа готовилась к эфиру и в нее вставлялись рекламные блоки. После этого никакие правки в нее уже вносить было нельзя. И что вы думаете, этот фокус удавался, наверное, раз восемь. На девятый раз меня поймали. Помню, страшно неприятно было выслушивать нелицеприятные реплики в мой адрес. Но дело было сделано, и восемь серий «Масок-шоу» уже попали на Центральное телевидение как вполне цензурные версии. И даже несмотря на немалое количество ругательных писем в наш адрес от зрителей, никто ничего уже не мог изменить.
ЗА ЧТО ИХ КРИТИКОВАЛИ?
— Когда мы показали «Маски в больнице», нас обвинили в том, что цинично издеваемся над врачами и больными. Такие же письма были после выхода «Масок в опере» и «Масок в армии». В общем, это была такая постсоветская белиберда, которая сейчас уже кажется просто смешной.
ПРЕДЛАГАЛИ ЛИ ЕМУ ПЕРЕЕХАТЬ В МОСКВУ?
— Я даже жил там полгода. Снимал в Одессе, а монтировал в Москве. У нас была открыта там репетиционная база. Вообще, было много предложений поменять место жительства. Одно время мы уже собирали чемоданы, намереваясь переехать в Баден-Баден. «Маски» должны были подписать заманчивый контракт, который позволил бы нам совершенно не заботиться о своем будущем. Но в последний момент договоренности сорвались. Подумывал я и о переезде в Нью-Йорк, там тоже можно было работать. Но в конечном результате дорога все равно приводила меня в Одессу. Почему я здесь остался? Не могу ответить даже сам для себя. Наверное, кому-то свыше так было нужно.
По большому счету, не думаю, что где-то я смог бы получить такой же полноценный театр, который имею сейчас в Одессе. Мы отнюдь не богаты, все приходится делать своими руками, спонсоры появляются лишь время от времени. Но сейчас для всех наступил сложный период. Российский рынок мы для себя закрыли сами. И не потому, что Россия нас не хочет, — напротив, нас там очень ждут и приглашают с гастролями. Но нам не хочется входить в конфликт с людьми, живущими здесь, в Украине, и совершенно справедливо полагающими, что такое решение с нашей стороны было бы неразумным. Зато у нас уже давно не было такого большого тура по родной стране, который стартует 9 октября. Российских исполнителей сейчас с концертами в Украине нет. И мне радостно, что украинцы наконец-то стали обращать внимание на местных исполнителей. Правду говорят, что в своем отечестве пророка нет. Теперь же я очень рассчитываю на полные залы — мне кажется, мы этого заслужили.
О ТЯЖЁЛЫХ ПЕРИОДАХ
— Их было несколько. Многие полагают, что нам было сложно, когда распался Советский Союз. Отнюдь. Как раз тогда нам было хорошо. В то время мы успешно гастролировали и даже сняли картину «Семь дней с русской красавицей». Правда, когда фильм был уже выпущен и Союз распался, поссорились руководители компаний, вложивших деньги в этот проект. В результате фильм пролежал на полке около пяти лет. А в 1999 году поссорились с совладельцами компаний, которым принадлежали «Маски». Мы, творческая группа, тогда ушли на вольные хлеба. А многие восприняли это конфликт как раздел внутри «Масок». На протяжении полугода мы были невостребованными. Я жил на то, что давал мастер-классы и частные уроки пантомимы. Потом все наладилось.
Хотя с телеканалами у «Масок» отношения до сих пор не складываются. Начиная с 2000 года, мы постоянно предлагаем новые проекты, но никто не хочет их запускать. А ведь до 2000-х «Маски-шоу» были очень выгодны для каналов — прекрасно продавались рекламодателям. Сегодня, видимо, поменялись задачи у руководства телекомпаний, для них выгоднее покупать уже готовые форматы, чем делать что-то новое. Просто боятся рисковать. Так что телевизионных «Масок» уже нет. Хотя я по-прежнему набираю воздуха в грудь и пытаюсь пробить их для зрителей, не теряя надежды, что «Маски» вернутся на телеэкран.
(Таисия Бахарева, «Факты», 08.10.15)
Спектакль «Снежная королева» покажут на Рождество
Новогодний спектакль «Снежная королева» будет представлен на сцене театрально-концертного зала ЦДКЖ 7 января 2025 года. «Снежная королева» по мотивам сказки Андерсена — это трогательная история о мужестве и дружбе, о том, как сила любви может преодолеть любые преграды. В спектакле раскрываются вечные темы: добро и зло, свет и тьма, сила человеческого духа.
Сценическая версия спектакля создана под руководством режиссёра Меркулова Валерия Григорьевича, чьи работы уже завоевали признание зрителей и критиков по всему миру. Валерий Меркулов известен своими инновационными подходами к постановке и способностью делать классические истории современными и актуальными.
Декорации для спектакля разрабатывал народный художник Российской Федерации Игорь Нежный, над костюмами работала Наталия Лопусова-Томская.
Начало в 13.30.
Продолжительность 1 час 45 минут с одним антрактом.
Московская премьера фэнтези-спектакля «Волшебник Изумрудного города» состоится в ЦДКЖ
Премьера фэнтези-спектакля «Волшебник Изумрудного Города» состоится в ЦДКЖ 6 января 2025 года. Юные зрители вместе с актерами отправятся в Изумрудный город по дороге из желтого кирпича. Дорога проведет через заколдованные леса, царства злых ведьм и добрых фей в мир, где любая мечта становится реальностью.
В сказке рассказывается о путешествии за счастьем и мечтой маленькой девочки Дороти и ее друзей — собачки Тотошки, Железного Дровосека и Соломенного Чучела. Их путешествие полно опасностей: злая колдунья строит им козни на каждом шагу, в Голубом и Желтом королевствах они едва не сбиваются с пути, да и в самом Изумрудном городе их ждут сплошные сюрпризы, но, конечно же, все окончится хорошо.
Над спектаклем работали режиссёр Московского государственного академического детского музыкального театра им. Н.И.Сац Валерий Меркулов, главный художник Московского государственного театра «Геликон-опера» Игорь Нежный, художник по костюмам Наталия Лопусова-Томская и др.
Начало в 13.30.
Продолжительность 1 час 40 минут с одним антрактом.
Елизавета Кокорева и Артем Овчаренко станцуют в «Щелкунчике» на Первом канале в Новый год
Объявлены имена исполнителей главных ролей в балете «Щелкунчик», который покажет в прямой трансляции из Большого театра Первый канал 31 декабря 2024 года. Главные партии исполнят Елизавета Кокорева (Мари) и Артем Овчаренко (Щелкунчик-принц). Как уже сообщалось ранее, народный артист России, глава Большого и Мариинского театров Валерий Гергиев впервые будет дирижировать этим балетом.
В 2024-м балету «Щелкунчик» исполнилось уже 132 года. Его премьера прошла 6 декабря 1892 года на сцене Мариинского театра. Сказка Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» стала известной в России именно благодаря композитору Петру Чайковскому и постановщику Льву Иванову.
В Москве «Щелкунчика» впервые показали 21 мая 1919 года в Большом – в редакции балетмейстера Александра Горского. В 1939-м была третья постановка и снова в главном театре страны. Но мировой сенсацией спектакль стал благодаря Юрию Григоровичу, который в 1966 году придумал сквозную драматургию, где Маша и Щелкунчик путешествуют по елке, с кульминацией – венчанием героев. Именно в постановке Григоровича этот спектакль идет почти 60 лет, оставаясь эталонным по мировым меркам балета и неизменно популярным у зрителей любого возраста.
«Щелкунчик» раньше шел целый год, как любой репертуарный балет, зимой его показывали два-три раза в декабре. Акцент на именно зимнем показе спектакля появился в конце 90-х, когда Большой театр возглавлял Владимир Васильев, к слову, самый первый исполнитель роли Щелкунчика в постановке Григоровича. А потом это стало традицией, совершенно логичной, ведь действие сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», по мотивам которой написано либретто балета, происходит во время рождественских праздников.
В «Щелкунчике» Григоровича танцевали самые знаменитые балетные артисты России: Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Людмила Семеняка, Светлана Захарова, Николай Цискаридзе и многие другие. Это балет, создающий звезд мировой сцены, что исторически постоянно подтверждается. Танцевать 31 декабря – почетно. Выбор пал на Елизавету Кокореву и Артема Овчаренко. Для Артема выступление будет вдвойне праздничным, поскольку в последний день уходящего года он также отмечает собственный день рождения.
- Это счастливая традиция, так как раз 8-10 я уже танцевал в последний декабрьский день и именно Щелкунчика, - говорит Артем. - В этот раз ответственность повышенная в силу прямой трансляции на Первом канале, но уверен, что все совпадения дадут только сказочный эффект. Мне очень приятно танцевать с Лизой, вместе мы задействованы во многих балетах. Для «Щелкунчика» именно она подходит идеально: в ней юность, трепетность и очарование. Волшебство на сцене неизбежно.
Эфир в 12.00.