Екатерина Еременко: «Я рассказываю о счастливых людях, которые занимаются достойным делом»
![](https://www.intermedia.ru/i/img/stub/5.jpg)
Мировая премьера фильма «Буквальная геометрия» кинодокументалиста Екатерины Еременко состоялась 13 октября 2015 года в рамках фестиваля актуального научного кино (ФАНК). Картина о работе научно-исследовательского центра «Дискретизация в геометрии и динамике» показывает математические исследования без сознательных упрощений научных вопросов за счет «живого» киноязыка и раскрытия характеров героев.
Корреспондент InterMedia Анна Ефанова побеседовала с режиссером о том, как снимать документальный фильм-наблюдение в кризисные годы научного кино.
– Есть ли параллели между «Буквальной геометрией» и другими вашими фильмами о математике?
- Да, для меня он стал дополнительным движением вперед. С одной стороны — это продолжение традиций «Моего класса», где мы снимали моих одноклассников. С другой – «Чувственной математики», в которой показали великих ученых. На этот раз мы решили попробовать найти новые формы коммуникации кинематографа с наукой и погрузиться в математику больше. Мне кажется, что у нас получился, скорее, фильм о науке, чем о людях, создающих ее.
– Название метафорично?
- Я думаю, что его расшифровывать — неблагодарное занятие. Могу лишь сказать, что мы очень долго искали нечто подходящее. Хотелось, чтобы зритель почувствовал его созвучность «Чувственной математике».
Сначала я назвала этот фильм «Эмоциональная математика», поскольку в нем много эмоций: отчаяния, надежд и радости. В итоге, выбрали другое русское название «Буквальная геометрия». Ученые, кстати, раскрашивают букву «В» в одном из эпизодов фильма. Английское название The Discrete Charm of Geometry предложил математик Борис Шпрингборн участвующий в съемках.
– Как вы объяснили ученым, о чем будет этот фильм?
- Я им не объясняла. Для меня каждая кинокартина — это свое путешествие, путь, который с интересом прохожу. В некотором смысле, это мой способ борьбы с хаосом, потому что я рассказываю о счастливых людях, которые занимаются достойным делом. Ученые ведь служители культа науки. Для них исследовательский процесс — это сакральное состояние. Когда начинаются обсуждения, то они становятся, как дети, и забывают обо всех заботах и делах.
В «Чувственной математике» мы сняли ученых, рассказывающих о своей работе и через свое повествование позволяющих нам ее почувствовать. В «Буквальной геометрии» показываем взаимодействие математиков в коллективе, стремимся передать их эмоции во время рождения научных истин.
– Назовете главное?
- Мы, например, рассказываем о пока не решенных задачах, которые можно быстро сформулировать. Кроме того, стараемся решать чисто художественные проблемы — задать экзистенциальные вопросы, выходящие за грань математики: их порой страшно задавать самому себе.
Профессия ведь очень много значит в жизни человека, что бы мы не говорили. То, где ты выкладываешься на 100 %, когда это происходит и почему — иногда важно спросить себя, насколько ты готов всем пожертвовать, чтобы найти свою истину. Это ведь экстремально, страшно. И задать этот вопрос математикам, может быть, особенно ценно, поскольку они привыкли быть честными. Как никакая другая наука, математика четко делит между собой черное и белое. В ней нет полутонов: либо ты прав, либо не прав.
– Научная жизнь дискретна?
- Наверное, можно так сказать. Ученые ставят задачи, а потом видят, как они сочетаются между собой и связываются. А что такое дискретность? Если говорить о том, что материя состоит из атомов, то все дискретно.
– В чем смысл дискретности «Буквальной геометрии»?
- Мои ученые пытаются найти ее правильные, основные свойства. И в этом плане дискретность созвучна художественным задачам фильма — показать конкретные судьбы людей, складывающиеся в общую картину. Я показала фильм своим героям, и один из них сказал мне, что после показа у зрителя изменится отношение к науке.
Конечно, то, что выйдет в прокат — это верхушка айсберга, за которой стоит очень много другого. Во многом поэтому, мы перечисляем в конце фильма решенные задачи и научные работы, возникшие во время съемок.
– Вышло экспериментальное кино?
- Нормальный, не телевизионный фильм, который ведет за собой зрителей, при этом не опускаясь до их уровня. Нам повезло, поскольку возникла совершенно уникальная возможность — практически каждый день, в течение двух лет я находилась среди математиков и снимала их. Хотя обычно как снимаются фильмы? У тебя есть съемочная группа и несколько дней, которые стоят дорого. Ты приезжаешь к конкретным людям, быстро берешь у них интервью и уезжаешь домой.
– Как вам удалось изнутри взглянуть на исследовательский процесс?
- Меня пригласил поучаствовать в проекте его руководитель — наш соотечественник, замечательный русский математик питерской школы Александр Бобенко. Он посмотрел фильм «Мой класс». Мы познакомились с ним после «Чувственной математики», которую он также видел. Помимо режиссерского, у меня ведь еще есть математический диплом. Мне кажется, обществу нужно рассказывать о деятельности ученых, особенно математиков. Тем более, что наши представления о фундаментальных исследованиях, к сожалению, часто ошибочны.
– Для вас ценно, каким будет зритель, или весомее, чтобы он просто был?
- Чтобы зритель пришел. Мне интересно, что у нас получится, как аудитория воспримет «Буквальную геометрию», появятся ли у нее своя аудитория.
Возможно, этот фильм удивит тем, как он «нашпигован» настоящей математикой. Хотя это сделано нами очень коротко и немного, но вполне сознательно. Мы вставили в него отдельные математические фрагменты, которые понять невозможно, да и не нужно. Их можно сравнить со специями к блюду, без которых есть несъедобно. Наверное, это будет интересно специалистам.
Что еще необычного? Мозаичность структуры. Мы все привыкли к тому, что, если начинается рассказ, то дальше пойдут объяснения — я этого не делаю. И раньше, в «Чувственной математике» не делала. Там у меня была идея мотивировать, не столько объяснить. И здесь мы продолжаем ранее начатое движение.
Для людей, не имеющих отношения к математике, видимо, будет важна общечеловеческая линия. Она должна держать внимание, как мне кажется. В любом случае, те, кто со мной — я рада. Кто не со мной — бывает. А если вдруг окажется много людей, кто со мной — просто счастлива.
– После «Чувственной математики» пришло счастье?
- У меня появился невероятный опыт. Честно, не ожидала такого большого зрительского успеха. Думала, что крошечный фильм соберет маленькую аудиторию.
Почему так случилось? Возможно, потому что со мной работала замечательная команда: великий оператор Павел Костомаров, прекрасный композитор Марк Шредер и очень хороший режиссер монтажа Марат Магамбетов. А может, потому что фильм получилось снять современным языком. Это стало модным, посмотреть «Чувственную математику». Он оказался востребованным среди молодежи.
Что самое интересное, фильму уже три года, а он до сих пор собирает полные залы. Сейчас я приехала с огромного показа в Берлине, а через пару недель снова поеду в Нью-Йорк.
– Но ведь математики — интеллектуально крутые люди, как вы однажды сказали.
- Когда был Московский международный кинофестиваль, то мы вообще удивились, что нас допустили до этого праздника жизни. Ко мне на премьеру пришли совершенно не гламурные люди — математики в стоптанных ботинках. Я слышала разговор пожилой пары во время проката, где женщина говорила мужчине: «Послушай, ну можем же мы хоть раз выбраться в кино?» Такой зритель пришел, который обычно в кинотеатр не ходит. Я встретила пару, в которой жена мне сказала, что ее муж был последний раз в кино в 1985 году.
Экономисты сказали бы, наверное, что это новый рынок — ученые, скачивающие фильмы в интернете. Я рада, что многие посмотрели «Чувственную математику» в кинотеатрах. На компьютере гораздо лучше смотреть истории со строгой сюжетной линией.
– Не секрет, что научное кино снимать технически сложно. Оно переживает кризис?
- По-видимому, не лучшие времена во всем мире. С одной стороны — это огромная индустрия, изначально являющаяся одной из основных в документальном кино. С другой — исчезающее явление, которое всюду сокращает форматы. Пожалуй, что слишком долго снимались фильмы с учеными-оракулами, скучно вещающими о науке.
– Кто в этом виноват?
- Сами кинематографисты, поскольку нельзя стоять на одном и том же месте. Нужно искать новые подходы, развиваться.
Когда мы снимали «Чувственную математику», то я пыталась вовлечь телевидение, поскольку была еще и продюсером. Тогда мне редакторы говорили: «Знаешь, лично мне нравится, что ты делаешь, но наш зритель к этому не привык»; «Наш зритель любит попроще, они привыкли к другому»... В конце концов, я сделала фильм без телевидения. И, если бы оно изначально участвовало в нем, то вышло бы кино с закадровым текстом, когда тебе рассказывают, что ты только что видел, что сейчас видишь и что еще увидишь. И все это помногу раз пересказывается — скучно и неинтересно. Я благодарна судьбе за то, что этого не произошло.
– Сколько минут занял отснятый материал «Буквальной геометрии»?
- Трудно сказать. Но у меня остались фрагменты, которые хотелось бы переработать и, возможно, использовать в последующих фильмах.
– Имеете в виду «Озеро Восток»?
- И его тоже. У меня есть идеи, как интегрировать в этот фильм современную математику. В сценарии, например, прописаны геометрические картинки. Пока мы не все сняли. Надеюсь, что к сентябрю следующего года фильм будет готов.
Телепремьера сериала «Ландыши. Такая нежная любовь» состоится на СТС
![постер к сериалу](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393167.jpg)
Телепремьера сериала «Ландыши. Такая нежная любовь» состоится на СТС 23 февраля 2025 года. Сериал вышел в начале января в онлайн-кинотеатре Wink и неожиданно стал народным хитом, собрав более 2,5 млн просмотров. Текущий рейтинг «Ландышей» на «Кинопоиске» - 8,3. Песни из саундтрека «Встречная полоса» и «Вторая весна» в исполнении Nansi & Sidorov и Жени Трофимова попали в Топ25 чарта Яндекс Музыки. Главные роли в сериале исполнили Ника Здорик и Сергей Городничий.
- Никто из нас не ждал такого большого успеха, — признаётся Ника Здорик. — Получаю огромное количество благодарностей, особенно приятно, что пишут те, кто в браке уже больше сорока лет, признаются, что наш сериал, казалось бы, про юную любовь, растопил их сердца и помог вернуться во времена молодости. Думаю, что зрители соскучились по историям про любовь, когда всё просто и по-настоящему, без спецэффектов, сложных сюжетов и нейросетей.
По сюжету дочь миллиардера Катя Орлова совершает вынужденную посадку в Вологде. На месте девушка, неприспособленная к реалиям российской провинции, попадает в эпицентр скандала с участием местного криминального авторитета. На помощь ей приходит лейтенант танковых войск Лёха Данилин. В целях защиты Катя выходит за него замуж, но фиктивный брак даёт трещину, ведь эти отношения — вечная борьба противоположностей.
- Это лёгкая, светлая и музыкальная история, которая даёт зрителям надежду и любовь. При этом раскрывает вопросы взаимоотношений, быта, кто должен за кем идти. И в этом, мне кажется, есть секрет успеха сериала. Плюс действие происходит в гарнизоне, на закрытой территории, что даёт возможность подсмотреть то, что в обычной жизни не увидишь, — считает Сергей Городничий.
Все 8 серий будут показаны в один день.
Эфир в 18.00.
Ларс фон Триер попал в больницу, но продолжит работать над своим последним фильмом
![Capital Pictures/Fotodom](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393166.jpg)
Режиссер Ларс фон Триер вынужден был лечь в больницу из-за прогрессирующей болезни Паркинсона. Об этом сообщили 12 февраля 2025 года в официальном аккаунте его киностудии Zentropa продюсеры Петер Ольбек Йенсен и Луиза Вест. Они утверждают, что это временная мера.
- Ларс в настоящее время связан с медицинским центром, который может предоставить ему лечение и уход, необходимые его состоянию, - написала Луиза. - Это дополнение к его собственному жилью. Ларс чувствует себя хорошо в сложившихся обстоятельствах.
По словам Йенсена, «заболевание нанесло ущерб физическому здоровью Триера, но не его умственным способностям», и режиссер продолжает работу над фильмом «After», на который выделили финансирование в 2024 году и который анонсировали как его следующий режиссерский проект. Картина должна рассказать о смерти и загробной жизни.
- Фильм изначально задумывался с учетом физического состояния Ларса, - заявил Петер. - Он всегда использовал ограничения в своем творчестве, и теперь он будет работать со своими физическими ограничениями.
Последним фильмом Ларса фон Триера стал «Дом, который построил Джек» 2018 года, а его последней работой - мини-сериал 2022 года «Королевство: Исход», который стал последней частью его трилогии «Королевство». О том, что режиссер страдает болезнью Паркинсона, стало известно в 2022 году.
Элизабет Мосс начинает революцию в финальном сезоне «Рассказа служанки»
![постер к сериалу](https://cdn1.intermedia.ru/img/news_x400/393162.jpg)
Первый тизер-трейлер и дату премьеры шестого сезона сериала «Рассказ служанки» (Handmaid’s Tale) обнародовал 12 февраля 2025 года видеосервис Hulu. Ранее было объявлено, что он будет финальным. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в антиутопии по роману Маргарет Этвуд исполняют Элизабет Мосс, Ивонн Страховски, Брэдли Уитфорд, Макс Мингелла, Энн Дауд, О.Т.Фагбенли, Самира Уайли, Мэдлин Брюэр, Аманда Брюгель, Сэм Джегер, Эвер Кэрредин и Джош Чарльз.
- Непреклонный дух и решимость Джун (Мосс) возвращают ее в борьбу за победу над Галаадом, - сообщается в синопсисе. – Люк (Фагбенли) и Мойра (Уайли) присоединяются к сопротивлению. Серена (Страховски) пытается реформировать Галаад, в то время как командир Лоуренс (Уитфорд) и тетя Лидия (Дауд) осознают, что они натворили, а Ник (Мингелла) сталкивается с непростыми испытаниями. Эта последняя глава путешествия Джун подчеркивает важность надежды, мужества, солидарности и стойкости в поисках справедливости и свободы».
- Они верили, что эта одежда, которую они надевают на наши тела, говорит миру, кто мы. Нас помечают, красят в красный цвет — цвет крови. Они забыли, что это еще и цвет ярости. Платье стало нашей униформой, и мы стали армией, - говорит за кадром в ролике главная героиня Джун Осборн.
Премьера первых трех эпизодов финального сезона «Рассказа служанки» состоится на Hulu 8 апреля.