Дмитрий Харатьян: "Пока ты здоров и не потерял интерес к жизни – какая разница, сколько тебе лет?"
Дмитрий Харатьян сам себя называет поющим актером. За этой фразой – почти сотня фильмов с его участием, драматические спектакли, мюзиклы и даже рок-опера, разнообразные концертные программы. А еще он кинопродюсер, телеведущий, основатель и художественный руководитель детской театральной «Школы гардемаринов».
21 января Дмитрию Харатьяну исполнилось 56 лет – и эта цифра никак не вяжется ни с его внешним видом, ни с его стремлением осваивать новые профессии, придумывать и организовывать новые проекты. К своему личному празднику артист приурочил творческий вечер в клубе «Кино» 29 января 2016 года, который обозначил для себя как «отчетный концерт ко дню рождения».
- Дмитрий Вадимович, после яркого дебюта в фильме «Розыгрыш», где вы снимались еще школьником, поступление в театральное училище было логичным шагом. Родители не отговаривали вас от этого решения, не предлагали получить более «земное» образование?
- Да нет, не отговаривали – просто это было единственное, чем я на тот момент реально увлекался. Я в 16 лет сыграл в культовом фильме, так что тут уже судьба сама меня вела. И родители не сопротивлялись – наоборот, они радовались, что я определился с выбором, по крайней мере, на ближайшее время.
- Первая же роль в кино принесла вам невероятную популярность. Вас стали узнавать на улице, поклонницы писали вам тысячи писем…
- Меня все это угнетало, честно. Нет, сначала, конечно, было приятно, но потом я стал чувствовал себя неуютно, потому что понимал, что эти эпитеты и авансы – это все не мое, а относится больше к моему герою, чем ко мне лично. Слава для меня была больше бременем, чем радостью. Я был обычным подростком, школьником.
- Что помогло вам избежать «звездной болезни», которая так часто сопутствует громкому успеху?
- Я думаю, в моем случае сработали адекватная самооценка и трезвое отношение к себе как к творческой единице.
- В вашей фильмографии очень много исторических картин. Как вы готовитесь к съемкам в таких проектах – может быть, читаете соответствующую литературу - или целиком полагаетесь на сценариста и режиссера?
- Честно говоря, я без особой нужды никакой специальной литературы не читаю. Если что-то рекомендует режиссер - прочту. Но не всякий режиссер, кстати, хочет этого погружения в историю ведь не всегда в фильмах главная составляющая историческая. Историей занимается постановщик - антураж, костюмы, атмосфера времени… А для артиста главное - осознание образа, перевоплощение в своего героя и попытка найти зерно взаимоотношений между людьми.
- Помимо актерской профессии, вы попробовали свои силы и в качестве кинопродюсера. Но при этом подчеркиваете, что в каждом случае это был вынужденный шаг…
- Я всегда шел навстречу своим друзьям и помогал в реализации их замыслов, проектов. Практически в каждом случае это было именно так. Кроме фильма «Боцман Чайка», где мне сначала предложили главную роль, а потом, когда стало понятно, что не хватает средств закончить картину, попросили взять на себя функции продюсера. И я согласился, потому что мне хотелось, чтобы этот фильм вышел на экран.
А первый продюсерский опыт я получил на картине «Атлантида» режиссера Александра Павловского, у которого я снимался в «Зеленом фургоне». Он попросил меня почитать сценарий, материал мне понравился, и Александр предложил мне спродюсировать этот проект. В ленте «Валерий Харламов. Дополнительное время» я был креативным продюсером – и в этом случае меня тоже просил помочь мой товарищ Юра Королев. Ну а последняя продюсерская картина – «Форт Росс: В поисках приключений». Мой однокурсник Дима Полетаев, который живет в Америке, рассказал мне о бывшем русском поселении на побережье Северной Калифорнии. Эта тема меня заинтересовала, Дима написал роман, по этому роману был создан сценарий. А фильм снял мой давний друг Юрий Мороз. Так что ни один из проектов не был инициирован мною лично. Всякий раз так или иначе я помогал хорошим людям осуществить задуманное.
- Продолжите ли вы и дальше работать в качестве продюсера?
- Я понял, что продюсерская профессия не приемлет никакой параллельной деятельности, отвлекающей от главного. Эта работа круглосуточная, надо заниматься только ею и больше ничем. А я не такой человек, у меня главная профессия актерская. Да, у меня были ошибки, но я получил полезный опыт. А в дальнейшем – как знать, может, я еще к этому вернусь, даже скорее всего вернусь.
- А не было ли у вас желания по примеру некоторых своих коллег по актерскому цеху сесть в режиссерское кресло?
- Нет, вот здесь бы я не рисковал, режиссура – это даже не продюсирование! Знаете, говорят «можешь не писать – не пиши». Я в этом случае скажу «можешь не снимать – не снимай». Я считаю, что режиссура - это призвание. К которому, впрочем, можно прийти. И мы знаем артистов, которые успешны и как режиссеры, но пока я в себе этого не чувствую. Так что отвечу скорее нет, чем да.
- Вы в течение многих лет продолжаете удивлять публику своим прекрасным внешним видом. Вы говорите, что с генами вам повезло, но ведь наверняка за этим кроется и колоссальная работа над собой.
- Вы правы, безусловно. Я, конечно, не с утра до ночи занимаюсь собой, но уверен, что в этом деле важен системный подход. Как в спорте: пока ты тренируешься - ты в форме, бросил заниматься – ты ее потерял. Я делаю зарядку, хожу в спортзал, плаваю, играю в теннис. Но все это без фанатизма. Это не спорт ради достижений, а физкультура для здоровья.
- То есть к спорту вы относитесь спокойно…
- Я не люблю соревнования всяческие – меня все время приглашают на теннисные, бильярдные турниры… Но я не хочу ни с кем соревноваться – я все это делаю в свое удовольствие. Соревнования – это ненужный адреналин, это какое-то сравнение, борьба. Предпочитаю быть зрителем. Я действительно благодарный зритель, люблю смотреть футбол, хоккей, другие массовые виды спорта. Мне это интересно, потому что это живой процесс с непредсказуемым зачастую результатом.
А я занимаюсь только ради тонуса, поддержания формы, здоровья. А что касается того, как я выгляжу – ну это действительно гены плюс работа над собой плюс правильный образ жизни – это такой комплексный подход.
- Говорят, что возраст – то, насколько сам человек себя чувствует… На сколько лет вы сами себя ощущаете?
- Я не могу привязаться ни к каким цифрам вообще, я как бы отдельно от них существую. Нет, после 50 такие мысли иногда приходят – тебе уже немало лет, ну что ты все как мальчишка: заводной, легкий на подъем. Нет, правильно говорят – как себя чувствуешь... Пока ты здоров и не потерял интерес к жизни – какая разница, сколько тебе лет?
- С супругой Мариной Майко вы вместе уже больше четверти века. Она как-то обмолвилась, что жалеет о том, что у вас не было настоящей классической свадьбы. И вы в шутку ей пообещали устроить свадебное торжество на 25-летнюю годовщину совместной жизни.
- Хорошо, что вы об этом напомнили. Может быть, это и было сказано не всерьез, но в каждой шутке только доля шутки. И, не исключено, что мы действительно устроим настоящий праздник.
- Друзья наверняка называют вас идеальной парой. По словам Марины, у вас и ссоры обычно длятся всего несколько минут.
- Да нет, мы иногда и по три дня не разговариваем… По-разному бывает - смотря каким был предмет ссоры, насколько глубоко он ранит. Но это Марина обижается – я-то очень отходчивый. Но ссор с годами, к счастью, становится все меньше и меньше, потому что просто жалко на это тратить время, которого остается все меньше – уже вторая половина жизни пошла, не хочется тратить ее впустую на отрицательные эмоции.
- Почему ваша супруга не любит сниматься с вами в одних фильмах?
- Стесняется, наверное. Ей кажется, что я начну давить на нее, поскольку у нее опыт и актерский стаж меньше, чем у меня. Она сейчас много занимается детской театральной студией «Школа гардемаринов» и очень увлечена этим проектом.
- «Школа гардемаринов», которую вы открыли в Красногорске, работает уже третий год. За это время наверняка кто-то из ваших воспитанников проявил свои таланты особенно ярко.
- Я не могу отметить кого-то особо, это будет неправильно, потому что у нас все дети очень талантливы. Конечно, никто из них пока не поступил в театральный вуз – они еще маленькие, но у нас есть ребята, которые активно снимаются, например, в «Ералаше».
- Ваша дочь Александра выбрала профессию экономиста. А сын Иван, который дебютировал в кино даже раньше, чем вы, станет продолжателем актерской династии?
- Пока непонятно. Он сейчас как раз определяется, находится в поиске дела, которое может стать его профессией.
- В прошлом году было объявлено о работе над долгожданными четвертыми «Гардемаринами». В какой стадии сейчас находится этот проект?
- Съемки еще не начались, идет подготовительный этап. Что касается государственного финансирования – то вроде поддержка есть, но она недостаточна, чтобы снять глобальное историческое полотно, поэтому пока продолжается поиск финансирования, включая даже краудфандинг. Я не знаю, объявлен он или нет, но, по крайней мере, есть такая идея - сделать российского зрителя соавтором фильма про гардемаринов.
- Кроме съемок в «Гардемаринах», есть ли еще крупные проекты в вашем графике на этот год?
- Проект, который мне особенно дорог и важен – это фестиваль детского, подросткового и семейного кино «Солнечный остров», подготовкой которого я занимаюсь уже второй год. Он пройдет летом в Евпатории, которая еще в советские времена получила статус всесоюзной детской здравницы. Здесь дети не только отдыхают, но и проходят лечение и реабилитацию – для них положительные эмоции особенно важны, как мне кажется. И я хочу верить в то, что «Солнечный остров» им принесет море радости и позитива.
Ольга Хохлова, для InterMedia
«Кто придумал Новый год» расскажут на Первом канале
Премьера документального фильма «Кто придумал Новый год» состоится 30 декабря 2024 года на Первом канале. Съёмочная группа отправилась в гости к Деду Морозу и взяла у него большое и откровенное интервью, а также запечатлела его в повседневной жизни. Зрители впервые увидят, как он живёт между напряжёнными днями работы новогодним волшебником и чем занимается 364 дня в году, когда не развозит подарки.
В фильме будет рассказана история появления этого сказочного персонажа, который стал квинтэссенцией древних языческих славянских духов и литературного героя, придуманного в XIX веке. Причём судьба Деда не менее драматична, чем человеческая. Его то запрещали по идеологическим причинам, как «буржуазный пережиток прошлого», то разрешали. Авторы фильма нашли экземпляр газеты «Правда» 1935 года, где глава Компартии Украины впервые предложил вернуть детям деда Мороза. Идея понравилась. СССР была нужна преемственность традиций. А зачем придумывать новое, если есть надежное и проверенное старое?
У каждого из народов в России есть свой аналог этого старика. В Татарстане сказочного персонажа называют Кыш Бабай, то есть «Зимний Дед». В Удмуртии это — Тол Бабай. В Карелии - Паккайне. В Чувашии — Хель Мучи. В Якутии — Чысхаан, а в Мордовии — Якшамо Атя. Не обойдем вниманием и «иностранных партнеров» Деда Мороза. Во Франции — Пер Ноэль, в Германии – Святой Николас, в Норвегии — Юлениссен, В Финляндии – Йолупукки.
Если Снегурочка — внучка Деда Мороза, то кто её родители? Этот вопрос задают все малыши, едва научившись разбираться в родственных связях. Судя по всему, Снегурочка — это не тающая от любви бледная красавица из сказочной пьесы Островского (в пьесе её называли дочкой Мороза и Весны). Авторы фильм постараются поставить точку и в этом вопросе, задав его Деду Морозу.
На внешний облик Деда Мороза повлияла уже упомянутая опера Римского-Корсакова «Снегурочка», костюмы которой создавались в псевдорусском стиле. Поэтому игрушечный Дед Мороз на рубеже XIX–XX веков изображался либо как боярин — в шубе, либо как крестьянин — в простом тулупе. Но его костюм всегда был белым: он же отвечает за зиму! Чем ближе к нашему времени, тем чаще Дед Мороз появляется в красном костюме. Это напрямую связано с тем, как изображали его кузена — Санта-Клауса. Впрочем, Санта-Клаус носил яркую одежду еще с XIX века.
В фильме принимают участие российский Дед Мороз, актеры Михаил Боярский, Михаил Владимиров и Александр Олешко, телеведущие Яна Чурикова, Юлия Барановская, Вадим Галыгин и Максим Шарафутдинов, музыканты Валерий Сюткин и Денис Майданов, космонавт Андрей Борисенко.
Эфир в 12.15.
«Анора» выйдет в российских онлайн-кинотеатрах в январе
Российская цифровая премьера фильма «Анора» состоится в российских онлайн-кинотеатрах 7 января 2025 года. «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в трагикомедии режиссера Шона Бэйкера исполнили Майки Мэдисон, Марк Эйдельштейн, Юра Борисов, Карен Карагулян, Ваче Товмасян, Алексей Серебряков, Дарья Екамасова и др.
Действие фильм начинается в Бруклине. Стриптизерша Анора (Мэдисон), предпочитающая имя Эни, знакомится с сыном русского олигарха Ваней (Эйдельштейн), который проводит всё время в вечеринках и развлечениях. Вскоре парень выкупает время Эни на неделю, предлагает слетать в Вегас, а там молодые люди спонтанно женятся. Узнав об этом из газет, родители Вани (Серебряков и Екамасова) приходят в ярость и срочно вылетают из России в США, а разобраться в ситуации и аннулировать брак велят нью-йоркскому армянину Торосу (Карагулян), который должен был присматривать за их сыном. Он отправляется решать проблему вместе с двумя подручными – Игорем (Борисов) и Граником (Товмасян).
Премьера «Аноры» состоялась в мае на Каннском кинофестивале, где картина получила главный приз – «Золотую пальмовую ветвь». По итогам года сам фильм, режиссера Бэйкер, а также Майки Мэдисон и Юра Борисов уже получили несколько профессиональных наград и номинаций на премии. «Анора» попала в большинство списков лучших фильмов года и предположительно станет одним из основных претендентов на «Оскар».
В российский прокат фильм вышел в октябре. В онлайн-кинотеатрах он будет доступен как в дубляже, так и в оригинале с русскими субтитрами.
Алина Алексеева и Кузьма Сапрыкин из соседей превращаются в родителей в трейлере «Мы рожаем»
Первый трейлер фильма «Мы рожаем» обнародовала 24 декабря 2024 года кинокомпания «Наше кино». «ИнтерМедиа» напоминает, что главные роли в комедии режиссера Дмитрия Суворова исполнили Алина Алексеева и Кузьма Сапрыкин, а также снялись Ян Цапник, Анастасия Панина, Анна Уколова, Сергей Степин, Сергей Чирков, Яна Левенцева, Никита Тарасов, Софья Зайка, Нидаль Абу Газале, Данила Якушев, Кристина Марченко и др.
- Между молодыми соседями Аней (Алексеева) и Димой (Сапрыкин) не было ничего общего, - сообщается в синопсисе. - Аня сбежала от властных родителей, чтобы «покорить Москву» и доказать, что может стать успешной без их поддержки. Дима же, напротив, застрял на попечении у родителей без шансов наладить личную жизнь, ведь жить в одной квартире с причудами его папы и мамы не сможет ни одна нормальная девушка. Но одна случайная ночь и известная фраза «У вас будет ребёнок!» переворачивают их привычную жизнь с ног на голову. И это только начало непредсказуемого забега на дистанции длиной в 9 месяцев, которую предстоит преодолеть новоиспеченным родителям.
В российский прокат «Мы рожаем» выйдет 6 февраля 2024 года.